|
Главная > Новости
Памяти Иры Беловой
Вчера в Питере умерла Ирина Белова.
Прощание в Мариинской больнице в среду 19 января в около 12 часов.
[Весь текст]
|
Можно ли прожить на 2 евро в день?
Включиться в эксперимент Виталия из Е-бурга, который попытался съесть минимальную потребительскую корзину в 2600 рублей в месяц. Подробности в его блоге. На этой диете ( а на ней в России теоретически сидят 21 миллионов человек, которые находятся за чертой бедности) не обязательно. 5 т.ч. за лучший самоотчёт. ДПМ
[Весь текст]
|
Восемьсот первый?
УЗ. Прислать эссе "А потом мы сели и улетели...". Вводная ниже. 2 т.ч. за достословник. ДПМ
[Весь текст]
|
Тургенев? Анчаров? И Пушкин....
УЗ. Прислать достословник (3 т.ч.) с размышлением над текстом Тарасова в Регнуме (цитирует в титульной статье Виперсон), вскрывающем обстоятельства работы А.С.Пушкина в охранке и контрразведке.
Всё найти в Сети самостоятельно. Д П М
[Весь текст]
|
Равнение на...
УЗ. Выписать возможно большее число тех рекордов, что хотя бы теоретически стоило бы преодолеть студийцам способами, которые можно "преподавать", в том числе и с привлечением номинантов книг а ля Гиннесс. Первая десятка контрибуторов войдёт в редколлегию учебника. ДПМ
[Весь текст]
|
Жуковцам
Для Игоря и тех, кто корпит над манифестом и теоретическим обоснованием общего дела, Хвар сдиктовал по скайпу те тексты и персоналии, без проработки которых, на его взгляд, придётся делать много лишних или не очень продуктивных интеллектуальных движений. Д П М
[Весь текст]
|
For Um!
Личная просьба от Хвара - тем, кто доберётся 15 января в Воронеж на форум светских коммунаров, не счесть за труд связаться с ним по скайпу hvar2009 и проговоритьь свою версию услышанного-увиденного. Можно и анонимно, если кому-то так почему-то удобнее :) Слова словами, но не всегда под ними то...
Д П М
[Весь текст]
|
Суды-бои-защиты...
Принимаются предложения по затравочным текстам для январской, февральской и т.д. сессиям. Образец заявки ниже. ДПМ
[Весь текст]
|
До евровстречи в...
Фейсбуковец Сергей Яковлев навёл на. Там картинки, кто любит нарядный внешний вид. Учебное задание - написать два материала, "черный" и "белый" с описанием того, как можно стать умным (глупым), проскакав галопом по европам. По африкам, кстати, тоже. Хвар, не обижайся! Ты вне подозрений. Д П М
[Весь текст]
|
Се ля ви, сельпо, вселенная!
Пришло с уведомлением, что сроки приёма материалов продлены до 20 января. Кстати, в своё время Безик рассказыаал, как он, став директором сельской школы, заставлял каждый день писать учеников сочиннение "Что я вижу из окна", и НА 21-Й ДЕНЬ они, осатанев, записали СТИХАМИ. А между прочим, в Исландии ребятишек (сельских - все они там не очень-то городские, лифтов и светофоров на острове практически нет), не умеющих писать стихи - ЛЕЧАТ, типа болен парниша. Всем удачи и победы! Над собой - в самую первую очередь. Д П М
[Весь текст]
|
Охотники за скайпами
С-кай-п и ГерДа. Это так, к слову. Недавний сеанс московско-питерского скайпирования показал, что к таковым событиям надо бы готовиться заранее, сверив часы, носы, куранты, прейскуранты и всякую техническую хрень-брень. Предлагается всем зарядить мозги и органайзеры на полночь между последним и первым днями каждого месяца - 12 разв году. В идеале будем иметь в виду, что в это же время несколько человек будут находиться в очном режиме глаза-в-глаза. Место не существенно. Территория обитаемой суши измеряется десятками миллионов километров, а если учесть, что Скайп ловится ещё и в океане и (говорят, надо бы проверить) в Антарктиде, то интересных мест в ближайщие двести лет хватит с лихвой....с головой...выше крыши...сполна...В 2011-м уже замётаны Байкал, Карелия, Индия, Япония, Северная Африка...Предложения, кстати, принимаются. Тендер.
[Весь текст]
|
Юноше, обдумывающему...
Стоит обратить внимание на новую рубрики "СУДье" и "ЮРТфак"www.hvar.ru/Студия. Там совсем не про судопроизводство, скорее, наоборот. Юриспруденция, по прогнозам Хвара, никого не будет интересовать уже в 2040-х. Пустое занятие. Терпим по слабостям нашим... ДПМ
[Весь текст]
|
Уездное невыездное...творянство
УЗ. Расширить список (анти)причин до 26, как минимум. Активисты войдут в редколлегию справочника "Искусство (не) жить (не) в России" со всеми вытекающими преференциями. ДПМ
[Весь текст]
|
Rabih Alameddine. Koolaids
Срочно. Рецензия (4 т.ч.). Аннотация (2 т.ч. за достословник). Реферат (3 т. ч.). ДПМ
[Весь текст]
|
Лига защиты ноосферы
УЗ. Если бы Вы писали концепт для организации с таким названием. 1 т.ч. за каждый цепляющий тезис. ДПМ
[Весь текст]
|
Кацкари - это...
Самотёк. Кто будет, доложите. ДПМ
[Весь текст]
|
Кастинг на Хохлодроме
УЗ. Набираем вопросы для интеллектуального тестирования вольнослушаталей Студии. Модельная точка - метро "Киевская-Кольцевая" Московского метрополитена. Образец ниже. ДПМ
[Весь текст]
|
Вишнёвый или вишневый?
Учебное задание (УЗ). Ужать текст до минимального слов, чтобы не утерялся смысл. ДПМ
Э.А.ПОЛОЦКАЯ,
г. Москва
Ви'шневый или вишнёвый?
О названии последней пьесы Чехова
«Вишневый сад»... Эти два слова при всей кажущейся ясности и простоте образуют сложный и противоречивый, объемный символ.
С древнейших времен поэтическая образность художественной литературы не обходилась без сада.
Связан был сад и с социально-утопическими идеалами разных времен. В нем видели воплощение надежды на социальную справедливость в прекрасном будущем. Идеалом без тени – как солнце и даже без пятен, в отличие от него. Как часть или символ идеального будущего называют сад и два последних чеховских героя-«агитатора». Для Саши в «Невесте» «чудесные сады» – реалистическая деталь наряду с «великолепнейшими домами», «фонтанами» и т.д. А для Пети Трофимова – символ прекрасного в стране: «Вся Россия — наш сад». Но в целом в пьесе Чехова символ сада намного сложнее.
Сад Раневской и Гаева, который дал радикально настроенному студенту повод к метафоре счастливого будущего России, уже в первом действии пьесы внушает чувство, угасания жизненных сил деревьев. Забыто не только то, как прежде сушили вишню, но и как достигали хорошего урожая.
Но удивительно: первые стуки топора по деревьям в конце пьесы уже раздались, а понятие «вишневый сад» в нашем сознании обращено к будущему, то есть к продолжению жизни. Образ вишневого сада вступает в противоречие с ситуацией его гибели. Такое противоречие возможно только в случае, когда перед нами не обычный конкретный образ, а особый, очень объемный художественный знак реального явления, не исчерпываемый рациональным восприятием. Сочетание двух простых слов вишневый и сад становится одной из исключительных литературных моделей.
Конкретность образа несомненна. В первом действии цветущая ветка, по первоначальному замыслу, ниспадала в комнату из сада через окно. А в окончательном тексте Варя, а потом Гаев с Раневской видят в окне деревья целиком, со стволами и цветущей кроной («Чудесные деревья», «Сад весь белый» и т.д.). Фирс сожалеет об утерянном аромате сушеных вишен, а Лопахин, предлагая вырубить сад в связи с предстоящей продажей имения за долги, считает единственным достоинством величину: очень большой. (О красоте сада Лопахин вспомнит только в состоянии аффекта – в момент радостного возбуждения от победы на торгах). Он же замечает и существенные недостатки сада («старый», «Вишня родится раз в два года, да и ту <...> никто не покупает»). Гаев, парируя удар, выставляет свой козырь: упоминание сада в «Энциклопедическом словаре». Во втором действии, которое происходит в поле, Трофимов, говоря Ане о загубленной жизни крепостных, трудом которых выращивается сад, упоминает вполне конкретные детали («неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...»).
Но все эти реалии странным образом не возмещают недостатка телесности в нашем восприятии сада. Как это ни удивительно, в ремарках нет ни одного зрительного образа вишневого сада, и читатель только по приведенным выше репликам героев может вообразить себе его как воплощение красоты (в отличие от зрителя в театральном зале, – если она воплощена в декорации). Авторские ремарки на этот счет крайне скупы. Их, собственно, только две, и обе – в первых двух актах. Одна в самом начале пьесы: «Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в доме закрыты». Ремарка о том, что происходит вне дома, – не изобразительная, а информирующая. А когда Варя откроет окно, автор и вовсе воздержится от ремарки: читателю предлагается воспринимать сад глазами героев. Другая ремарка о саде – в начале второго акта: «Поле. <...> Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад». «...Там начинается» – это тоже информация для читателя и только. Автор воздержался от глагола виднеется или другого слова с подобным значением. И не показал в финале, как рубят деревья, а только упомянул стук топора за сценой. Не странно поэтому, что Чехов отказался и от свешивающихся в окно цветущих веток в начале пьесы.
Не только вишневые деревья, но и вишня в живом виде, даже в своем минимальном бытовом назначении – быть поданной к столу – не является ни читателю, ни зрителю, хотя ко второму действию, когда Шарлотта ест огурец, вишни могли бы и созреть. И незабываемый гастрономический подвиг Симеонова-Пищика на Святой неделе иллюстрируется не вишней, а ведром тех же огурцов. Это чисто чеховский прием: он неназойливо, но ощутимо вводит в разные эпизоды другой предмет, родственный главному, и тем чуть приглушает главенство центрального образа.
В такой «отвлекающей», чисто бытовой функции вишня у Чехова предстала раньше в рассказе «В родном углу» (1897). Красота природы там – в роскошной степи с цветами и курганами, в овраге с терновником... В саду же (дело происходит летом, когда он отцвел) целый день варят варенье, и стоит приятный, сладковатый запах горячих вишен. Ситуация характеризует и быт, и деспотический нрав хозяйки усадьбы, гоняющей взад-вперед прислугу, которой не дадут потом есть это варенье. Чехов как будто отдал в этом рассказе дань вишне в быту, и сад здесь еще вишневый, как тогда чаще говорили.
В пьесе же, где большей частью речь идет о саде в период цветения, упоминается лишь одно конкретное дерево: оно предстает перед глазами Раневской в своей бестелесности – как привидение, призрак покойной матери. И сами вишни в пьесе – не столько плоды фруктового дерева, сколько часть символа – всего вишневого сада. Поэтому-то сад в пьесе вишнёвый, а не вишневый, что засвидетельствовано в известном разговоре автора со Станиславским, к чему мы еще вернемся.
Сад Гаева и Раневской несет в пьесе функцию в большей степени поэтическую, чем конкретно-бытовую. Сад в пьесе есть, как и поле с часовенкой, колодцем и камнями от старого кладбища (которые присутствуют, в отличие от сада, и в прямом указании автора), он источает аромат и восхищает взоры, наконец, становится предметом купли-продажи, но все это вне непосредственного указания читателю, то есть вне авторских ремарок.
...«Вся Россия — наш сад». Соответствие этой фразы взгляду самого Чехова как будто подтверждается любовью писателя к садам и словами, сказанными им современникам. Но заметим, что Чехов говорил, например, А.И. Куприну о том, что в цветущий сад обратится в будущем «вся земля» (курсив мой. – Э.П.).
Еще при жизни писателя, под впечатлением первой постановки «Вишневого сада» и обращаясь непосредственно к авторскому тексту, Андрей Белый поставил вопрос еще шире. Он не просто констатировал всемирное значение пьесы, а писал о космическом ее содержании – о «безднах Духа» и «пролете в Вечность», которые открывались в картине жизни одной дворянской усадьбы.
Название пьесы, думается, отвечает ее объемному содержанию. Обратимся снова к этим двум словам, но уже в связи со стихами одного из самых чутких поэтов XX века Александра Блока.
Общее здесь у обоих – взгляд поэта, однако у Блока как у поэта-символиста в буквальном смысле такое сочетание конкретности предмета с условностью, разрушающей ее, чувствуется особенно остро.
Приведем его стихотворение, не связанное с главной темой чеховской пьесы, но в чем-то близкое к ее настроению:
Ты из шепота слов родилась,
В вечереющий сад забралась
И осыпала вишневый цвет,
Прозвенел твой весенний привет.
С той поры, что ни ночь, что ни день,
Надо мной твоя легкая тень,
Запах белых цветов средь садов,
Шелест легких шагов у прудов,
И тревожной бессонницы прочь
Не прогонишь в прозрачную ночь.
Набросок первого четверостишия относится к маю 1903 года, остальные строки написаны в 1908 году, когда поэт вернулся к взволновавшему его образу весеннего сада. Это и позволяет соотнести стихотворение Блока с чеховской пьесой (не забудем при этом, что в мае 1903 года Чехов еще только начинал работать над «Вишневым садом»).
Но то, что Чехов в Ялте и Блок в Петербурге приблизительно в одно и то же время обратились к образу низкорослых русских вишневых садов, хоть и с разной художественной целью, заставляет задуматься. В обоих случаях речь идет о саде таинственном, источающем запах белых цветов. Невольно вспоминается давнее впечатление Чехова о «старых запущенных садах», «очень поэтичных и грустных усадьбах, в которых живут души красивых женщин» (письмо к А.С. Суворину от 30 мая 1888 г. из усадьбы Линтваревых в Сумах). Впечатление, без которого, может быть, и не было бы взгляда Раневской из окна на дерево в саду, в час рассвета вдруг принявшего для нее облик покойной матери в белом платье.
Но ударение на слове вишневый в стихотворении Блока со строго соблюденным размером анапеста возвращает наши мысли к заглавию чеховской пьесы и заставляет подумать об употреблении этого прилагательного в литературной речи рубежа веков. В процессе работы над пьесой Чехов радостно сообщил Станиславскому, что «придумал» «чудесное» название для нее: «Вишневый сад». Не встретив со стороны режиссера сочувствия и понимания, он через несколько дней или неделю сказал Станиславскому: «Послушайте, не “Вишневый сад”, а “Вишнёвый сад”». Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» так объяснил эту авторскую замену: «Вишневый сад – это коммерческий, приносящий доход и потому нужный владельцам. Но Вишнёвый сад дохода не приносит, он хранит в себе и своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни» (Станиславский К.С. Собр. соч. в 9 тт. Т. 1. М., 1989. С. 343).
Ударения вишневый и вишнёвый в словаре Даля еще были на равных правах. (У Лермонтова в «Тамбовской казначейше» читаем: «ермолка вишневого цвета».) В наши дни в словарях после варианта вишневый значится: «устарелое». Перелом, может быть, и совершился после широкого знакомства публики с чеховской пьесой.
Остается теперь шутить вместе с некоторыми нашими режиссерами: жаль, что пьесу нельзя назвать «Вишневый вишнёвый сад» – вишня ведь и цветет, и плодоносит.
В самом деле вишневый, то есть фруктовый, сад погиб, а поэтический вишнёвый (тот «бестелесный», о котором мы говорили) остается нетленным. Оставаясь символом разоряющегося дворянского имения, сад Раневской и Гаева в нашем сознании становится символом весеннего цветения. Символом красоты, не до конца уничтоженной, с каждою весной возрождающейся, а значит, вечной. Жизнь конкретного сада в конкретном имении кончилась, как весь «тот» отрезок истории России и всего человечества. Но не имеет конца жизнь цветущего сада как части природы – в России и на «всей земле».
Может быть, и в самом деле — по слову Блока – «весна без конца и без краю»? Если бы знать...
Фрагменты из книги: Полоцкая Э.А. Вишневый сад. Жизнь во времени. Выходит в издательстве «Наука».
http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200301604
[Весь текст]
|
Вниманию ШОМИКОВ!
Для тех участников ВВ-22, которые вдруг надумают выловить Хвара для очных консультаций и простройки персональных траекторий сотрудничества, сообщаем, что он будет в России 10-11 января (Москва), дня три в третьей декаде января (Подмосковье, Карелия, Питер), возможно, дня три в районе дня рождения (11 февраля, место пока не ясно), планы весны и лета будут верстаться в марте, исходя из сроков аэрокругосветки (предположительно полтора месяца в мае-июне), Байкало-монгольской экспедиции (июнь-август) и "Гипербореи"+"Телефлота" (август, Субарктика и Арктика).
Стучащему (по клавишам) да откроется (перспектива). Скайп hvar2009 пока функционирует, но уже предпочтителен не аудиовидео-, а текстовый режим в связи с нарастающим многоголосьем. Веминары и прочая твиттература заработают в полном объёме к 11 февраля (интернет-архангелы обешали одарить Студию всем необходимым).
[Весь текст]
|
On January 15, 2011, Wikipedia will turn 10.
In 14 days, the free encyclopedia anyone can edit will celebrate its tenth anniversary. We're organizing events and online activities to commemorate the day.
We too. Any sug
[Весь текст]
|
С Новым годом! С новой жизнью!
http://www.marsexx.ru/tolstoy/pro-et-contra/pro-et-contra-comment.html
[Весь текст]
|
Начальство. Информеры
В связи с новым назначением Кобзона и поднятой в интернете бурей страстей.
[Весь текст]
|
Arbat, 22
3.1.2011 День Рождения Толкиена в клубе "Гарцующий Дредноут"-ВХОД СВОБОДНЫЙ
[Весь текст]
|
FOR USpedition of 2011
All the addresses of interest please sent to hvar@kouvolalainen.com
[Весь текст]
|
Obligatoria!
This book will become something like...keystone during January and February brainstormings. HMD
[Весь текст]
|
Не убий...душу?
А про тело нам ли горевать?
[Весь текст]
|
С Новым Гудом...Гидом...
Главное - чтоб не "гадом". Впрочем, если помним, то по хваровской терминологии "непотребными негАдями" называются обитатели пост-рыночных экопоселени Другой Планеты, которые уже сбежали из потребительского общества и живут себе, припИваючи и припЕваючи, вовсе не гадя в мировой океан.
Татьяна Погосоова - одна из тех, кто уже много лет работает для того, чтобы и в России поскорее появился этот непотребно-негадяйский слой. Тогда и выживем. С чем всех и поздравляем.
[Весь текст]
|
Десанта-Клаус
В связи с нарастающей волной обсуждения дед-морозной темы открываю опросник в рубрике "Институт Игры и Праздника". ДПМ
[Весь текст]
|
Ночь. Улица Арбат. Кино.
Информируем, поскольку тут вперемежку платное и бесплатное.
А где-то там, в окрестностях Лакхнау, селяне всей деревней тоже смотрят кино ночами, натянув экран между пальм и подпевая героям. Ну почему, почему Россия не Индия? Особенно в декабре.
Д П М
[Весь текст]
|
Иностранка, четверг...
Сергей Милицкий, вполне настоящий полковник, а главное - фотомастер, когда-то снимавший ещё совсем тогда юных Двоскину, Юмашева и других комбриговцев, теперь вот что пишет. Д П М
[Весь текст]
|
|
|
|
|