Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Цитатель Хвара


Е.Пенская. Алый Парус...

vo.hse.ru/attachment.aspx?Id=525
Е.Н. Пенская
«АЛЫЙ ПАРУС» — ЭТО РОМАНТИКА
В ДЕЙСТВИИ
Сначала — четыре «почему?».
• Почему «Алый парус»?
• Почему об этой теме сейчас, в отсутствие каких)либо прямых
поводов?
• Почему и как «Алый парус» жив до сих пор?
• Почему уроки «Алого паруса» интересны сегодня?
Факты из истории «Комсомолки»:
1963 г. (к тому времени газета выходит больше тридцати
лет) — анкета «На Марс — с чем?» положила начало дискуссии
«Нужна ли в космосе ветка сирени?» и знаменитому спору физиков
и лириков, который со страниц «КП» выплеснулся в саму жизнь.
Основана первая в истории советской печати страница «КП»
для подростков «Алый парус».
Таким образом, у нас есть формальный повод вспомнить об
одном из уникальных проектов в истории советской педагогики,
образования и журналистики: 2008)й г. — условно юбилейный.
В этом году «Алый парус» отметил бы свое 45-летие.
«Алый парус» создавался в эпоху «оттепели» «неутомимым иде-
алистом и реформатором образования»1 Симоном Соловейчиком.
В разные годы в этот проект были вовлечены те, кто в 1970–1980-х
стали звездами отечественной журналистики.
В этой истории нет иерархии; в ней важен любой участник:
писатели Алексей Дидуров и Ярослав Голованов; правозащитник
Юрий Щекочихин; создатель коммун, невероятных социальных про-
ектов Валерий Хилтунен; социолог Борис Грушин, основатель Ин-
ститута общественного мнения — вещи абсолютно беспрецедент-
ной в те годы, ведь это первая в истории страны административ-
ная ячейка со своим штатным расписанием и зарплатой, которая
была создана не сверху, а снизу2 ; Валентин Юмашев, прошедший
путь от курьера «КП», капитана «Алого паруса» до заместителя
главного редактора журнала «Огонек», литературного помощника
первого президента России, а затем руководителя крупнейшей
правительственной структуры. «Случай Юмашева» — в каком)то
смысле точка, финал проекта: «Алый парус» — «Администрация
президента» сомкнулись в одной общей аббревиатуре «АП».
1 Эйдельман Т. Год реализованных утопий: школы, учителя и реформаторы
(www.nlobooks.ru/rus/
magazines/nlo/196/329/348/).
2 Грушин Б. Во время паники рабочий и академик ведут себя одинаково (http://www.kp.ru/daily/23329.5/
30831/).
261
Как создавался «Алый парус»
«АП» плюс его сотрудники, все вместе и каждый в отдельно-
сти — это множество разных историй, выдуманных и реальных, это
целый пласт мифологии советской педагогики и журналистики.
Это уникальное содружество и сотрудничество параллельно с су-
ществованием центрального ядра прорастало отдельными ветвя-
ми, проектами, срок действия которых длился и после реального
завершения жизни «Алого паруса».
Что это было? «Дружба в чистом виде. Не просто эгоизма не
было — никакого индивидуализма. Хотя все потрясающие индиви-
дуальности. Очень много внерабочих дискуссий. Кино, театры, ста)
дионы, загородные пикники, лыжи, рыбалка. Вокруг меня всегда
была яркая компания. Народ очаровательный. Фантастические
люди. Все жили одним делом: производить хорошую журналисти-
ку. Было время настоящей перестройки в журналистике. Летуч)
ки — целые сражения. Я в роскоши купался! То, что называется в
“роскоши человеческого общения”»1 .
Если упростить историю «АП», то в ней можно выделить три
периода: 1960)е; 1970)е; 1980)е. Каждый этап рождал своих геро-
ев, лидеров, которые, в свою очередь, становились инициаторами
«дочерних» структур. Так, молодые корреспонденты Валерий Хил-
тунен и Ольга Мариничева создали подростковый коммунарский
клуб при страничке «Алый парус». Клуб назвали «Комбриг», или
еще — «Ребячьи комиссары». Одна из задач этого клуба — собрать
в «Комсомолке» людей, которые внутренне были неудовлетворены
окружающей жизнью и пытались использовать иные методы раз-
вития личности. В основе этих методов лежали наработки так на-
зываемого коммунарского движения, которое с конца 1950)х го-
дов существовало в СССР. Это было неформальное педагогичес-
кое движение, основанное на экспериментальных методиках,
выработанных доцентом Ленинградского института педагогики и
психологии им. А.И. Герцена Игорем Ивановым и внедренных в
практику в Ленинграде Фаиной Шапиро. В 1960-е годы это движе-
ние распространилось почти на всю страну. Пропагандистом ком-
мунарских идей был известный писатель и педагог Симон Соло-
вейчик. Однако к концу 1960)х в коммунарстве руководство страны
увидело фактически соперника (а возможно, и могильщика!)
ВЛКСМ, и движение было запрещено. Вернее, стало существовать
на полулегальном положении. Одной из структур коммунарского
движения и был клуб «Комбриг». Корреспонденты через «Комсо-
мольскую правду» и через сборы, которые организовывались в
различных школах как в Москве, так и по всей стране, несли идеи
коммунарства, элементы педагогики творчества, групповой пси)
хотерапии. Одной из задач школьных сборов было раскрепощение
подростков, попытка показать им, что жизнь внутри школы может
быть намного интересней, чем была на самом деле.
Директоров школ интересовало создание единого дружного
коллектива по вертикали — от младших до старших классов. А это
1 Грушин Б. Указ. соч.
262
Из истории образования

могло произойти — и происходило — в течение одного сбора,
продолжавшегося, как правило, три дня. Это был своеобразный
тренинг по превращению зашоренных детей в живых.
«Речь)то нужно вести, скорее, об “антипедагогике”, об иннова)
ционном российском андеграунде, откуда родом Александр Ри)
вин, Иннокентий Жуков, Адриан Топоров, — вспоминает В. Хилту)
нен. — Возможно, не все из этих фамилий у вас на слуху. Мне
повезло. Долгие годы я сидел примерно на том же стуле в редак)
ции “Комсомольской правды”, на котором до меня громоздились
Володя Дудинцев и Слава Голованов. Последний орал на нас, на)
чинающих, если мы прятались от очередного лохматого изобрета)
теля, который катил на тележке чертежи своего вечного двигателя:
“Даже если всего лишь один процент, да что процент — один про)
милле этого бреда окажется гениальной догадкой, то не будет
тебе во веки веков прощения от правнуков, что именно ты прозе)
вал, не услышал”. Я был молод, и мне тогда казалось, что зря мэтр
так уж сильно беспокоится. Теперь)то я понимаю, что он еще мало
орал… Тогда бы и папки мои были еще толще…»1
А в конце 1970)х — начале 1980)х годов в «Алом парусе» возник
клуб юных корреспондентов, сети которых работали очень продук)
тивно, а впоследствии оттуда вышла (последняя, может быть) пле)
яда очеркистов.
Сейчас принято считать, что новая журналистика началась с
«Известий», которые возглавил Аджубей. Очевидцы и участники
событий тех лет считают, что это искажение: новая журналистика
начиналась с «Комсомолки», которая еще в 1956 г. развивала аб)
солютно новые формы: живой репортаж, интервью (тогда публико)
вались циклы бесед с теми, кто возвращался из сталинских лаге)
рей, — и это был настоящий шок!), впервые ввела социально)
экономический очерк. «Комсомолка» и ее «Алый парус» создавали
подлинную журналистику факта, формировали новый стиль, новый
язык.
«Алый парус» менялся в течение нескольких десятилетий. Но
оставалось в нем одно главное зерно: разговор на равных тех,
кому 16–17 лет, и людей старшего поколения. «Алый парус» был
единым центром, штаб)квартирой для педагогов, журналистов и
подростков. Этот феномен еще требует своего серьезного осмыс)
ления.
Мы предлагаем вниманию читателя фрагменты из книги, выпу)
щенной в 1966 г., — книги, собранной по материалам писем, ста)
тей, с добавлением нескольких текстов, не вошедших в основной
состав. Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что книга
открывается коротким вступлением Чингиза Айтматова. 10 июня
2008 г., когда готовился номер, писателя не стало. Его вступление
к книге — «Разговор)эпиграф» — не публиковалось позднее ни в
одном собрании сочинений, тем ценнее оно для сегодняшней ауди)
тории.
1 Хилтунен В. Игла в небо (http://www.soob.ru/n/2002/10/c/10).
263

Как создавался «Алый парус»
Это издание стало сейчас библиографической редкостью: в
крупных московских библиотеках (кроме Ленинки) оно по разным
причинам недоступно, тираж в свое время разошелся мгновенно,
а при попытках достать книгу у самих участников и составителей
(Валерия Хилтунена, Алексея Ивкина, Ивана Зюзюкина) мы потер)
пели фиаско. Архив Симона Соловейчика — по словам вдовы Нины
Грантовны, 200 неразобранных коробок — в настоящее время за)
крыт.
Документы «Алого паруса», анализ контекста, среды еще ждут
своих исследователей. А сейчас, когда вновь так остро встал во)
прос о патриотическом воспитании, о том, что такое «гражданин
своей страны», когда так болезненны проблемы молодежной прес)
сы, мы считаем необходимым ввести успешный опыт, на котором
выросли как минимум два поколения, в сегодняшний контекст об)
суждения.
Что это за книжка?
Разворачивая «Комсомольскую правду», ты иногда встречаешь
на последней ее странице слова: «Алый парус». Это страничка для
ребят и про ребят, которым 16–17 лет. Но многие жалуются: «По#
чему “Алый парус” такой маленький? Всего одна страничка, да и то
раз в месяц…» Ну что ж, вот мы и выпускаем большой «Алый па#
рус», на двухстах страницах сразу. И тоже, конечно, для ребят и
про ребят. Это второе плавание «Алого паруса», его вторая жизнь.
Провожая «АП» в странствие по книжным полкам, школьным
партам, ученическим портфелям, чемоданчикам и папкам, мы ста#
рались, чтобы в нем сохранилось кое#что от газеты — стапеля, с
которого сошел этот наш корабль, — и появилось нечто новое.
Потому что теперь «АП» не газетная страница, а книжка! В ней ты
заметишь пестрое разнообразие жанров и стилей, как в газете.
И в то же время последовательность в подборе материалов, вну#
треннюю связь между ними, как в книге. И это, мы надеемся, даст
читателю возможность поглубже подумать над тем, что уже знако#
мо по газете, к какому#то ее разговору вернуться снова. Книга
пригодится, чтобы провести диспут в классе, найти аргументы для
спора с товарищем, а может, и с самим собой, натолкнет на какие#
то важные размышления о жизни. Каждый год у «АП» появляются
новые читатели: миллионам ребят исполняется 16–17 лет. Всем
им приходится заново открывать для себя мир. Вопросов очень
много. «Алый парус» говорит со своим читателем о цели и призва#
нии, об умении жить для людей, о трудностях роста, о сложностях
характера, о любви, о дружбе, о человеческом достоинстве. Толь#
ко что подросший читатель, впервые задумавшийся над этими во#
просами, найдет в книге то, что его старший брат или старшая
сестра находили в газете.
264

Добавлена 22.03.2009 в 06:38:30

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру ! ДПМ - там на сайте ГУ-ВШЭ (?) еще большой кусок. Связаться с автором, уточнить, что к чему и откуда - и решить, в каком виде хранить.



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript