Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (772) Студия (4341) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Цитатель Хвара


С форума Кара-Мурзы

http://vif2ne.ru/nvz/forum/arhprint/101052
Русский Журнал / Культура / Образование
http://www.russ.ru/culture/education/20040216_hil.html

Цена излишней запятой
Полевые записи

Валерий Хилтунен

Дата публикации: 16 Февраля 2004

На одном из проездов бывшего бандитского, а ныне достаточно тихого и даже интеллектуального околотка столицы - Марьиной Рощи, названного так, по одной из версий, в честь весьма уважаемой Марьи Ивановны, местной учительши, - состоялось намедни весьма представительное Совещание. Научно-педагогическая общественность советовалась друг с другом, как быть с учебниками истории.

Со стен в этом зале глядели лица ветеранов издательства "Просвещения", то есть как бы просветителей, энциклопедистов, не французов, конечно, но ведь и то сказать - я тоже не в Наполеона мечу. Мечу я в педагогику.

Много лет назад, когда был я мальчиком на побегушках у великих и ужасных Соловейчика, Руденки, Голованова, они посылали меня на всякие обязательные скучные заседания, вот и приходилось мне быть певцом всяких научно-практических конференций.

Интереснее всего бывало, когда заседания вел президент Академии педагогических наук Столетов. В свое время он был гонителем генетики, к старости ему стало стыдно, и он проявлял особую щепетильность во многих вопросах. В частности, он однажды устроил разнос авторам новых программ по литературе и истории: "Ни-че-го не стану подписывать, пока вы мне не объясните толком, зачем люди учатся в школе! Что вы мне тут насовали не пойми чего - "Белеет парус одинокий" совсем не нужно изучать, а про борьбу зулусов за свою независимость - полный расклад, с именами вождей и датами сражений. Наверное, диссертацию автор учебника защищал по зулусам?
Ни-че-го не стану подписывать, а то вот умру, а потом спросят люди - что за дурак такой руководил советской педагогикой в смутное
время?"

Знал бы он, каким будет нынешнее.

Ветераны написали злое письмо самому главному президенту о том, что школьникам на уроках истории морочат головы совсем в
неправильную сторону, оттого у них мозги набекрень и вместо патриотизма зреет в тех головах нигилизм. Письмо было снабжено цитатами из учебника гр-на Долуцкого, который, как видно, не успел вовремя переориентироваться и не заметил, что на дворе уже не 87-й год, когда в ходу были разоблачительные статьи из "Огонька" и во все сторону летели краеугольные камни...

Ветераны-ябеды тоже, конечно, хороши - вместо того чтобы вызвать того гр-на на честную мужскую дуэль, побежали, вишь, жаловаться Гаранту и Главнокомандующему. Будто он знает, как нынче надо писать-переписывать историю.

Теперь ведь что ни напиши, все будет ахинеей, хотя и похожей на правду. В свете состоявшегося полураспада нашей бывшей Отчизны, что вы мне возразите хотя бы вот на такой безумный пассаж:

"Великая Отечественная началась в России в разные дни июля, августа и сентября 1941-го, когда нашу границу с территории пяти
сопредельных ныне независимых государств проникли немецкие войска. Они заняли Ростов, другие большие города врагу не сдались.
Закончилась война в 1943-м, когда мы отогнали немцев на территорию соседей, вместе с которыми - так уж вышло - продолжили участвовать во Второй мировой войне на их стороне, хотя в разных странах это участие оценивается ныне по-разному и некоторые вообще полагают, что Россия выступала в роли захватчика. Сколько погибло в той войне россиян, никто доподлинно не знает, так как цифра в 27 миллионов жертв относится к жителям сразу нескольких стран, хотя их всех, конечно, тоже жалко, но китайцев при землетрясениях все
равно гибнет больше". С чисто академической точки зрения тут все, кстати, верно.

Ветераны настаивают на том, что вовсе не нужно пугать школьников этой чудовищной цифрой в 27 миллионов. Что было, то было, цену победы пусть исследуют на весах человечности специалисты, а задача педагогов - воодушевлять и способствовать гордости за свою страну. Детям нужно говорить правду, но не всю. В деталях они разберутся потом, когда вырастут.

Такова одна позиция.

Есть и другая - про то, что дети умнее, чем мы о них думаем. Они и сами видели немало, а по телевизору они видели все, и попытка
что-то пригладить и затушевать приведет к результату, который будет явно противоположен благому намерению, а именно - к
"идеологической идиосинкразии". Термин этот раньше в отечественной психиатрии был не в ходу, а потому мы и прозевали ситуацию, когда своими надоедливыми и неумелыми рассказами о военных подвигах школа сформировала у многих ребят ко всему этому прямо-таки тошнотворное отношение. Точно так же после уроков литературы надолго исчезает охота брать в руки классиков. Школа вообще по этой части преуспевает. Причем чем честнее, самоотверженнее бубнит учитель о хорошем и разном, тем хуже... Любопытно, что многие великие знатоки детских душ (Гайдар, Макаренко, как бы мы к ним сегодня ни относились) били тревогу именно по этому поводу - предупреждали:
чем больше говоришь про доброту, не давая детям возможности ее проявить, - тем скорее вырастишь негодяя.

Детская психика - сложная штуковина. Мой старший сын был изгнан с урока истории в старших классах (в карты играл) знаменитым Андреем Исаевым, в ту пору еще не правильным депутатом Госдумы, а нестандартно мыслящим учителем, анархистом, горланом, которого испуганный горком партии умолял противостоять на митингах толстой фурии В.И.Новодворской - анархизм прощали, все же Кропоткин и Бакунин не так были страшны, как эта чертова Валерия Ильинична. Так вот. Анархисты, ясное дело, Маркса не жалуют - уж как его поливал на уроках учитель Исаев, только детям известно, но эффект-то - послушайте! - оказался совершенно обратным: смотрю, у сына в руках шелестит "Капитал": надо, мол, самому разобраться, за что его так поносит умный и вредный педагог.

В этом смысле я бы даже не погнушался ввести в программу истории изучение книг Суворова или как его там, который черный юморист. Я к его писаниям относился с некоторым интересом до того момента, когда не упал со стула, прочтя у него однажды вот такую чуму: в СССР раньше было 16 республик, но потом большая часть населения Карело-Финской ССР перебежала через финскую границу - как немцы из ГДР...
Поскольку я детство свое провел именно в Петрозаводске, то уж про это-то мне голову не надо морочить. И ладно бы хоть какое-то
основание было у автора для подобного умозаключения, но ведь совсем никто из жителей Карелии в те годы ни в какую Финляндию не бегал. Бред - это тоже творчество, как говаривала Оля Мариничева...

Не в текстах дело - а в интерпретации. Но где их наберешь, умных толкователей. Век не забуду своего позора в Праге. Нас завели в
музей, не объяснив толком, что он педагогический. В первом же зале была выставка каких-то неандертальцев, я и решил, что тут что-то про антропологию. А это, как оказалось, были всякие педагогические академики - большей частью советские, хотя, честно говоря, у иностранных рожи тоже были еще те. Не сильно везет что-то воспитательному процессу. Не очень-то идут туда лучшие.

Когда на бой шагает бесталанность, все дело неумелостью губя, - талантливость, мне стыдно за тебя!



Добавлена 22.03.2009 в 04:08:21

Письмо авторам



Последние статьи:
  Старый новый год

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру Текст есть на www.viperson.ru,но в платном доступе - и где-то в недрах архива. Найдя, дубль можно убрать! ДПМ.



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript