Уг. Мешкова. Фрадков.
Источник: Учительская газета, Москва Дата выпуска: 07.07.1998 Номер выпуска: 27 Автор: Наталья МЕШКОВА Заглавие: Надо уметь предвидеть Там, где есть творец, нет серости. C этим убеждением пришел в пятидесятые годы в педагогику офицер Исаак ФРАДКОВ. Через несколько лет, в начале 60-х, заслуженный учитель Карелии. Было ему тогда 32 года. Больше никаких наград легендарный директор 9-й петрозаводской школы не получал. Несколько лет назад Исаак Самойлович вел в Петрозаводске и Кондопоге семинар "Авторская школа Фрадкова. Управление школой". У многих директоров, по их признанию, открылись глаза на роль руководителя в школе, на некоторые стороны учебно-воспитательного процесса. Что же явилось для них откровением? С этого вопроса и началась наша беседа с Исааком Самойловичем. - Кто такой директор школы? - в свою очередь спросил он. Он не менеджер, не хозяйственник, а в первую очередь профессионал в области образования и воспитания. Уровень его знаний должен быть на несколько порядков выше любого самого талантливого учителя. Абсурд, когда на эту должность назначают человека без жизненного и педагогического опыта. Три-пять лет педстажа - это же несерьезно! - А вы не противоречите сами себе? Разве с вами не так случилось? - В нашем доме всегда витал дух педагогики. Учителями были двенадцать моих родственников. Отец, литератор, хорошо знал Антона Семеновича Макаренко, когда тот работал в коммуне имени Дзержинского. Довелось встречаться с великим педагогом и мне, тогда еще ребенку. Это окружение и формировало меня. Когда служил в армии, одновременно учился в Ленинградском педагогическом институте. После демобилизации пришел учителем математики в школу рабочей молодежи. Дорофея Никитовича Музалева, директора школы, считаю своим крестным отцом в педагогике. Вскоре и сам возглавил 9-ю школу, хорошо знакомую мне: студентом проходил там практику. - Так каким же должен быть директор школы? - Правы были мои учителя в педагогике: директор школы - ходячая педагогическая энциклопедия. Он должен блестяще знать дидактику, свой предмет, социологию, кибернетику - научно обоснованную теорию управления. Я все время учился: досконально изучал педагогическое наследие, читал все специальные журналы, разрабатывал лекции. Думаю, директора школы нужно готовить со студенческой скамьи. Нужно выявлять перспективных студентов, давать им дополнительную информацию, должны они изучать и менеджмент. То есть готовить резерв. Должен сказать, раньше подбор руководящих кадров делался заблаговременно. Почему сегодня нет, к примеру, стажерской практики директора? - Признаться, не слышала о такой... - Когда я был директором, ко мне присылали людей из районов на стажировку. Лекций не было: шел конкретный разговор о том, как руководить школой. Приглашал также специалистов - юристов, экономистов, психологов и даже медиков. Занимались пять месяцев - одна пятидневка в месяц, по восемь часов в день. То есть курс был рассчитан на 200 часов. - Приходилось слышать восторженные отзывы директоров о вашем семинаре. Но, наверное, интерес проявили не все? - 21 человек - около половины директоров петрозаводских школ - курс прослушали. Один из тех, кто отказался от приглашения, откровенно сказал: "Мне некогда заниматься повышением квалификации, нужно искать стекло, стройматериалы для ремонта". Распространенное сегодня заблуждение: директор, мол, прежде всего хозяйственник. Спору нет: состояние крыши, стен дома очень важно, но это ведь еще не весь дом! Сам я, став директором, начинал с того, что искал индивидуальный подход к каждому учителю. Кстати, никогда не ругал чужие уроки, даже в явно неудачных старался найти хорошие стороны. У меня была принципиальная установка: о каждом учителе знать, чем он живет. Решали жилищные проблемы, с помощью шефов удалось построить 28-квартирный дом. Бывал на учительских свадьбах, встречался с детьми учителей, был в курсе их учебы. Все это делает директора доступным для учителя. Видя такую заинтересованность, они становятся единомышленниками. Я так скажу: в том, что сегодня голодают учителя, виновато не только государство, но и директор школы. Ведь при школе можно иметь подсобное хозяйство, создать специальный фонд поддержки самых нуждающихся. Что, нет директивы? А ее и не будет! Почему бы профсоюзам не проявить инициативу? - Простите, Исаак Самойлович, но из чего фонд создавать?! - Из разных источников. Во-первых, собственный производительный труд. В школах есть мастерские, можно найти отходы производства и выпускать посильную продукцию. В школьных теплицах выращивать и продавать к дачному сезону рассаду. Во-вторых, фонд может пополняться и спонсорскими деньгами, пусть это и не самый надежный источник. Наша школа имела ежегодный доход до 50 тысяч рублей - огромные по тем временам деньги. Труд был производительным, ничего не делали на выброс: ребята выполняли заказы горгаза, горплана, изготавливали шахматы, шашки. В два металлических контейнера каждое утро ребята опускали прихваченную из дома макулатуру - кто сколько может, а вечером - использованную в школе за день бумагу. В результате макулатура и металлолом давали нам в год около 30 тысяч рублей. - В 9-й школе было много удивительного. Вы ведь умудрились первыми в стране ввести пятидневку для учителя? - Когда я пришел, школа занималась в две полные смены. Две недели ночами составлял новое расписание. Удалось, используя кабинетную систему, так составить его, что 35 классов "поделили" 17 кабинетов. Переход на односменку буквально всколыхнул учителей - у них появился второй выходной день на неделе. Некоторые даже растерялись. "Вы мне сделали среду без уроков. А что же я буду делать?" - спросила одинокая учительница. "Встаньте чуть позже, погуляйте - вы же на свежем воздухе не бываете, в библиотеку сходите", - сказал ей. А семейным советовал: "Да постирайте в будни, а в воскресенье с детьми погуляйте, побольше мужу внимания уделите". Через год перевел на пятидневную учебную неделю начальную школу. Правда, вскоре вмешался обком партии: в СССР, указали, порядки устанавливает не Фрадков, а Совмин. Пришлось от пятидневки отказаться. - И от второго выходного у учителя? - Нет, это осталось. В первый же год ввел еще одно новшество: объявил все уроки открытыми. Любой мог прийти - родители, коллеги. Сейчас попробуй к кому-нибудь попасть на урок, если заранее не предупредишь! - Выходит, в школе гласность была? - Полная! Например, педсовет никогда не носил келейного характера. Постоянными членами педсовета были члены ученического самоуправления. ...Однажды ребята за ночь подготовили газету "Что нам нравится и что не нравится в 9-й школе". Рано утром, повесив ее на видном месте, они с замиранием сердца ожидали появления Фрадкова: один скептик предрекал, что директор немедленно снимет газету. Фрадков долго читал ее, а потом спокойно сказал: "Ну что ж, примем к сведению". Через двадцать с лишним лет один из авторов газеты спросил: "Исаак Самойлович, почему вы не сняли газету?" Фрадков удивился: "Так ведь там была правда". - Ваша школа славилась и высоким уровнем обучения. Насколько я знаю, более 70 процентов выпускников поступали в вузы... - У нас каждый учитель в течение года обязательно бывал на курсах или семинарах. Я лично вел учет. Каждый понедельник в 14 часов - как "Отче наш" - мы собирались и подводили итоги за неделю. И тут я добреньким не был: ставил на вид, указывал на недостатки и всегда потом обязательно контролировал. Директор должен обладать незаурядными организаторскими способностями. Способность к предвидению, просчитыванию наперед перенял у Макаренко: должна быть педагогика перспективных линий. Директор обязан глубоко осмысливать задачи, которые ставит, вникать в суть проблемы. И обязательно должен владеть всесторонней информацией. Всегда слежу за новым в педагогике и психологии. В школе информационным центром должна быть библиотека. - Из чего, на ваш взгляд, складывается авторитет руководителя? - Опять вспоминаю Макаренко: "Как можно больше требовательности к личности, как можно больше уважения к ней". Профессионализм, о котором я уже говорил, также условие авторитета. Дисциплинированность - никогда, никуда не опаздывать, к сроку представлять все справки и отчеты. Важно принятие решения. Есть в школе педсовет. У нас в школе в течение года он собирался 4-5 раз. Обсуждением поведения учащихся, кстати, не занимались. Подготовка к каждому начиналась с создания инициативной группы, которую возглавлял я или завуч. Группа готовила вопросы, требующие изучения, собирала предложения учителей. Недели за три до педсовета все собирались и составляли проект решения. Он фиксировался на большом листе бумаги, справа оставлялось место для замечаний - и все это вывешивалось в учительской. Потом на педсовете не надо было никого уговаривать высказаться, все были готовы к разговору. К педсовету собирали также дополнительный материал по теме, чертили схемы. Благодаря всему этому он превращался в настоящую учебу. Между прочим, я не разрешал проводить его больше двух часов. - Исаак Самойлович! Как бы вы поступили, если бы в вашей школе случилась история, подобная той, что произошла в одной из петрозаводских школ: учительница избила на уроке ребенка, а директор школы приложила усилие, чтобы эту историю замять? - Первый мой приказ по школе был следующим: "Учителю запрещено: 1) удалять учеников с урока, 2) обзывать, оскорблять ученика, 3) брать подношения". В конфликтных ситуациях моя позиция была следующей: разобраться, выслушав учителя, ученика, товарищей, и решить вопрос в пользу невиновного. Был у нас такой случай: семиклассник "послал" учительницу. После выяснения всех обстоятельств учительница была предупреждена о неполном служебном соответствии, поскольку она этого не самого примерного ученика оскорбляла. - А ученик? Неужели он не был наказан? - Ему объявили выговор. А в приведенном примере, если виновата только учительница, снял бы ее с работы. Если виноваты оба, развел бы их. Бывало и у нас, что ученика переводили в другой класс и даже школу. Что же касается директора школы, пытавшегося спасти честь мундира, то я бы такого директора снял. Когда я училась в 9-й школе Фрадкова вспоминали шепотом: новый директор придерживалась прямо противоположных взглядов на педагогику, школа превратилась в казарму. Постепенно уходили соратники Фрадкова. Чудовищно, но кем-то были даже уничтожены два шкафа документов по истории школы. И сегодня для многих Фрадков - неудобный человек. У него не меньше идей, чем в молодости, и он то и дело будоражит ответственных работников. Наконец, он всегда открыто говорит то, что думает. В общем, его колоссальный педагогический опыт в Карелии практически не востребован. Родная школа вспоминает его только по юбилейным датам. Единственная радость - не забывают ученики. Один из них - журналист Валерий Хилтунен - назвал Фрадкова человеком, опередившим на десятилетие свое время. Выходит, сейчас самая пора осуществления замыслов Фрадкова. Но в одиночку это не под силу даже ему. Петрозаводск
Письмо авторам
|