Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Цитатель Хвара


Уг. Мешкова. Фрадков.

Источник: Учительская газета, Москва
Дата выпуска: 07.07.1998
Номер выпуска: 27
Автор: Наталья МЕШКОВА
Заглавие: Надо уметь предвидеть
 Там, где есть творец, нет серости.
C этим убеждением пришел в пятидесятые годы в педагогику офицер Исаак
ФРАДКОВ. Через несколько лет, в начале 60-х, заслуженный учитель Карелии.
Было ему тогда 32 года. Больше никаких наград легендарный директор 9-й
петрозаводской школы не получал.
Несколько лет назад Исаак Самойлович вел в Петрозаводске и Кондопоге
семинар "Авторская школа Фрадкова. Управление школой". У многих директоров,
по их признанию, открылись глаза на роль руководителя в школе, на некоторые
стороны учебно-воспитательного процесса. Что же явилось для них
откровением? С этого вопроса и началась наша беседа с Исааком Самойловичем.
- Кто такой директор школы? - в свою очередь спросил он. Он не менеджер, не
хозяйственник, а в первую очередь профессионал в области образования и
воспитания. Уровень его знаний должен быть на несколько порядков выше
любого самого талантливого учителя. Абсурд, когда на эту должность
назначают человека без жизненного и педагогического опыта. Три-пять лет
педстажа - это же несерьезно!
- А вы не противоречите сами себе? Разве с вами не так случилось?
- В нашем доме всегда витал дух педагогики. Учителями были двенадцать моих
родственников. Отец, литератор, хорошо знал Антона Семеновича Макаренко,
когда тот работал в коммуне имени Дзержинского. Довелось встречаться с
великим педагогом и мне, тогда еще ребенку. Это окружение и формировало
меня. Когда служил в армии, одновременно учился в Ленинградском
педагогическом институте. После демобилизации пришел учителем математики в
школу рабочей молодежи. Дорофея Никитовича Музалева, директора школы,
считаю своим крестным отцом в педагогике. Вскоре и сам возглавил 9-ю школу,
хорошо знакомую мне: студентом проходил там практику.
- Так каким же должен быть директор школы?
- Правы были мои учителя в педагогике: директор школы - ходячая
педагогическая энциклопедия. Он должен блестяще знать дидактику, свой
предмет, социологию, кибернетику - научно обоснованную теорию управления. Я
все время учился: досконально изучал педагогическое наследие, читал все
специальные журналы, разрабатывал лекции. Думаю, директора школы нужно
готовить со студенческой скамьи. Нужно выявлять перспективных студентов,
давать им дополнительную информацию, должны они изучать и менеджмент. То
есть готовить резерв. Должен сказать, раньше подбор руководящих кадров
делался заблаговременно. Почему сегодня нет, к примеру, стажерской практики
директора?
- Признаться, не слышала о такой...
- Когда я был директором, ко мне присылали людей из районов на стажировку.
Лекций не было: шел конкретный разговор о том, как руководить школой.
Приглашал также специалистов - юристов, экономистов, психологов и даже
медиков. Занимались пять месяцев - одна пятидневка в месяц, по восемь часов
в день. То есть курс был рассчитан на 200 часов.
- Приходилось слышать восторженные отзывы директоров о вашем семинаре. Но,
наверное, интерес проявили не все?
- 21 человек - около половины директоров петрозаводских школ - курс
прослушали. Один из тех, кто отказался от приглашения, откровенно сказал:
"Мне некогда заниматься повышением квалификации, нужно искать стекло,
стройматериалы для ремонта". Распространенное сегодня заблуждение:
директор, мол, прежде всего хозяйственник. Спору нет: состояние крыши, стен
дома очень важно, но это ведь еще не весь дом!
Сам я, став директором, начинал с того, что искал индивидуальный подход к
каждому учителю. Кстати, никогда не ругал чужие уроки, даже в явно
неудачных старался найти хорошие стороны.
У меня была принципиальная установка: о каждом учителе знать, чем он живет.
Решали жилищные проблемы, с помощью шефов удалось построить 28-квартирный
дом. Бывал на учительских свадьбах, встречался с детьми учителей, был в
курсе их учебы. Все это делает директора доступным для учителя. Видя такую
заинтересованность, они становятся единомышленниками.
Я так скажу: в том, что сегодня голодают учителя, виновато не только
государство, но и директор школы. Ведь при школе можно иметь подсобное
хозяйство, создать специальный фонд поддержки самых нуждающихся. Что, нет
директивы? А ее и не будет! Почему бы профсоюзам не проявить инициативу?
- Простите, Исаак Самойлович, но из чего фонд создавать?!
- Из разных источников. Во-первых, собственный производительный труд. В
школах есть мастерские, можно найти отходы производства и выпускать
посильную продукцию. В школьных теплицах выращивать и продавать к дачному
сезону рассаду. Во-вторых, фонд может пополняться и спонсорскими деньгами,
пусть это и не самый надежный источник.
Наша школа имела ежегодный доход до 50 тысяч рублей - огромные по тем
временам деньги. Труд был производительным, ничего не делали на выброс:
ребята выполняли заказы горгаза, горплана, изготавливали шахматы, шашки. В
два металлических контейнера каждое утро ребята опускали прихваченную из
дома макулатуру - кто сколько может, а вечером - использованную в школе за
день бумагу. В результате макулатура и металлолом давали нам в год около 30
тысяч рублей.
- В 9-й школе было много удивительного. Вы ведь умудрились первыми в стране
ввести пятидневку для учителя?
- Когда я пришел, школа занималась в две полные смены. Две недели ночами
составлял новое расписание. Удалось, используя кабинетную систему, так
составить его, что 35 классов "поделили" 17 кабинетов. Переход на
односменку буквально всколыхнул учителей - у них появился второй выходной
день на неделе. Некоторые даже растерялись. "Вы мне сделали среду без
уроков. А что же я буду делать?" - спросила одинокая учительница. "Встаньте
чуть позже, погуляйте - вы же на свежем воздухе не бываете, в библиотеку
сходите", - сказал ей. А семейным советовал: "Да постирайте в будни, а в
воскресенье с детьми погуляйте, побольше мужу внимания уделите". Через год
перевел на пятидневную учебную неделю начальную школу. Правда, вскоре
вмешался обком партии: в СССР, указали, порядки устанавливает не Фрадков, а
Совмин. Пришлось от пятидневки отказаться.
- И от второго выходного у учителя?
- Нет, это осталось. В первый же год ввел еще одно новшество: объявил все
уроки открытыми. Любой мог прийти - родители, коллеги. Сейчас попробуй к
кому-нибудь попасть на урок, если заранее не предупредишь!
- Выходит, в школе гласность была?
- Полная! Например, педсовет никогда не носил келейного характера.
Постоянными членами педсовета были члены ученического самоуправления.
...Однажды ребята за ночь подготовили газету "Что нам нравится и что не
нравится в 9-й школе". Рано утром, повесив ее на видном месте, они с
замиранием сердца ожидали появления Фрадкова: один скептик предрекал, что
директор немедленно снимет газету. Фрадков долго читал ее, а потом спокойно
сказал: "Ну что ж, примем к сведению". Через двадцать с лишним лет один из
авторов газеты спросил: "Исаак Самойлович, почему вы не сняли газету?"
Фрадков удивился: "Так ведь там была правда".
- Ваша школа славилась и высоким уровнем обучения. Насколько я знаю, более
70 процентов выпускников поступали в вузы...
- У нас каждый учитель в течение года обязательно бывал на курсах или
семинарах. Я лично вел учет. Каждый понедельник в 14 часов - как "Отче наш"
- мы собирались и подводили итоги за неделю. И тут я добреньким не был:
ставил на вид, указывал на недостатки и всегда потом обязательно
контролировал.
Директор должен обладать незаурядными организаторскими способностями.
Способность к предвидению, просчитыванию наперед перенял у Макаренко:
должна быть педагогика перспективных линий. Директор обязан глубоко
осмысливать задачи, которые ставит, вникать в суть проблемы. И обязательно
должен владеть всесторонней информацией. Всегда слежу за новым в педагогике
и психологии. В школе информационным центром должна быть библиотека.
- Из чего, на ваш взгляд, складывается авторитет руководителя?
- Опять вспоминаю Макаренко: "Как можно больше требовательности к личности,
как можно больше уважения к ней". Профессионализм, о котором я уже говорил,
также условие авторитета. Дисциплинированность - никогда, никуда не
опаздывать, к сроку представлять все справки и отчеты.
Важно принятие решения. Есть в школе педсовет. У нас в школе в течение года
он собирался 4-5 раз. Обсуждением поведения учащихся, кстати, не
занимались. Подготовка к каждому начиналась с создания инициативной группы,
которую возглавлял я или завуч. Группа готовила вопросы, требующие
изучения, собирала предложения учителей. Недели за три до педсовета все
собирались и составляли проект решения. Он фиксировался на большом листе
бумаги, справа оставлялось место для замечаний - и все это вывешивалось в
учительской. Потом на педсовете не надо было никого уговаривать
высказаться, все были готовы к разговору. К педсовету собирали также
дополнительный материал по теме, чертили схемы. Благодаря всему этому он
превращался в настоящую учебу. Между прочим, я не разрешал проводить его
больше двух часов.
- Исаак Самойлович! Как бы вы поступили, если бы в вашей школе случилась
история, подобная той, что произошла в одной из петрозаводских школ:
учительница избила на уроке ребенка, а директор школы приложила усилие,
чтобы эту историю замять?
- Первый мой приказ по школе был следующим: "Учителю запрещено: 1) удалять
учеников с урока, 2) обзывать, оскорблять ученика, 3) брать подношения". В
конфликтных ситуациях моя позиция была следующей: разобраться, выслушав
учителя, ученика, товарищей, и решить вопрос в пользу невиновного. Был у
нас такой случай: семиклассник "послал" учительницу. После выяснения всех
обстоятельств учительница была предупреждена о неполном служебном
соответствии, поскольку она этого не самого примерного ученика оскорбляла.
- А ученик? Неужели он не был наказан?
- Ему объявили выговор. А в приведенном примере, если виновата только
учительница, снял бы ее с работы. Если виноваты оба, развел бы их. Бывало и
у нас, что ученика переводили в другой класс и даже школу. Что же касается
директора школы, пытавшегося спасти честь мундира, то я бы такого директора
снял.
Когда я училась в 9-й школе Фрадкова вспоминали шепотом: новый директор
придерживалась прямо противоположных взглядов на педагогику, школа
превратилась в казарму. Постепенно уходили соратники Фрадкова. Чудовищно,
но кем-то были даже уничтожены два шкафа документов по истории школы.
И сегодня для многих Фрадков - неудобный человек. У него не меньше идей,
чем в молодости, и он то и дело будоражит ответственных работников.
Наконец, он всегда открыто говорит то, что думает. В общем, его
колоссальный педагогический опыт в Карелии практически не востребован.
Родная школа вспоминает его только по юбилейным датам. Единственная радость
- не забывают ученики.
Один из них - журналист Валерий Хилтунен - назвал Фрадкова человеком,
опередившим на десятилетие свое время. Выходит, сейчас самая пора
осуществления замыслов Фрадкова. Но в одиночку это не под силу даже ему.
Петрозаводск

Добавлена 22.10.2008 в 18:03:45

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript