Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Цитатель Хвара


Северный курьер. Мешкова

Источник: Северный Курьер (Петрозаводск)
Дата выпуска: 25.08.2001
Номер выпуска: 164(23980)
Заглавие: Скальпелем по школе

 

Скальпелем по школе
То, что в течение прошлого учебного года переживала 45-я петрозаводская школа, иначе как травлей, назвать не могу. Включились в неё руководители комитета по образованию и, к сожалению, директора некоторых школ. Апофеозом стала июньская коллегия местного самоуправления с участием мэра.

Есть один нюанс, не учитывать который нельзя: вёл коллегию, которая подводила итоги 10-летнего эксперимента по созданию на базе обычной школы культурно-образовательного комплекса, глава самоуправления Петрозаводска Андрей Дёмин, а решение об эксперименте принимал его предшественник - ныне председатель правительства республики Сергей Катанандов. Отношения между первыми лицами, и это ни для кого не секрет, весьма напряжённые. Во всяком случае, Дёмин отпустил несколько едких замечаний по поводу решения, принятого 10 лет назад Катанандовым.

Любопытно, что по одну сторону баррикады с Андреем Деминым оказался директор департамента социального развития Сергей Свидский. 10 лет назад он возглавлял управление народного образования, которое, собственно, и готовило решение об эксперименте. Ныне сам ход коллегии местного самоуправления, жёсткий прессинг - в том числе и со стороны С.Свидского - в отношении директора 45-й школы Светланы Станиславовны Артемьевой, выступившей с отчётом о десятилетней работе, не оставил сомнений: цель - показать, что деньги на эксперимент потрачены впустую.

Не сомневаюсь, что многие читатели "Учительской газеты" при упоминании фамилии директора 45-й школы встрепенутся: как, та самая Артемьева? В 80-е годы о ней и созданном ею клубе по месту жительства "Форпост" имени Макаренко много и восторженно писала центральная пресса. Автор одной из публикаций - "За кем идут мальчишки" - Валерий Хилтунен. Коллектив юных педагогов, многие из которых были ещё школьниками и студентами, не по учебникам осваивал дворовую педагогику. В 1986 году Светлана Артемьева была награждена знаком Гайдара.

В отличие от многих коммунарских объединений "Форпост" выжил, и в 1990 году коллективу во главе с Артемьевой доверили школу-новостройку в одном из "спальных" микрорайонов Петрозаводска. Вернее, школу чиновники были вынуждены дать: за форпостовцев решительно вступились Карельский педуниверситет, кандидат педагогических наук из Герценовского института Н.Царёва и республиканская газета "Комсомолец".

...Года полтора назад я готовила публикацию по наркомании, и в МВД республики мне посоветовали ознакомиться с опытом 45-й школы. Согласно исследованиям кандидата медицинских наук С.Горанской, 17,5 процента учащихся Петрозаводска знают вкус наркотиков, в то время как в 45-й школе - 2,7 процента. Всё это результат системной работы по программе "Нет наркотикам!". Так после многих лет я вновь встретилась с Артемьевой.

Школа, построенная на пустыре, утопала в зелени - ясень, клён, сирень... Оказалось, за эти годы на её территории ребята высадили 3 тысячи деревьев и кустарников. Приобрели их на средства от реализации окрестным жителям выращенной в теплице рассады. У школы нет глухого забора, через шесть калиток люди свободно могут пройти к своим домам. Зато ничего не ломают.

- В школу мы пришли с идеей, что всё образовывает ребёнка: и урок, и кружок, и неформальное общение, - рассказывала Светлана Станиславовна. - Детей по конкурсу не отбираем, создаём нормальную среду, чтобы вместе учились бедный и богатый, сильный и слабый, больной и здоровый... Одновременно с моим назначением был избран новый мэр Сергей Катанандов, который в нас поверил и выделил 47 дополнительных ставок на 10 лет работы.

Со временем количество дополнительных ставок сократилось до 22. В штатное расписание школы были введены должности руководителей творческих объединений, социальные педагоги, педагоги-психологи, вспомогательный управленческий и обслуживающий персонал. Одна из проверяющих снисходительно бросила Артемьевой: "И что это за эксперимент? Сейчас все так делают!" Но, во-первых, далеко не все, а во-вторых, 45-я школа была первой, у неё накоплен уникальный опыт.

Как-то услышала впечатление мамы одного ученика 45-й школы после родительского собрания: "Представляете, обо всех детях говорили только хорошее! А после собрания с глазу на глаз поговорили со мной о сыне". Здесь невозможна обычная практика многих школ, когда прилюдно муссируются недостатки нерадивых учеников. Может, потому и с явкой на собрания нет проблем. Первый учитель переходит с детьми в среднее звено в роли освобождённого классного воспитателя, помогает им адаптироваться, а через два года передаёт новому классному руководителю, которого успел присмотреть.

Из экспертной оценки деятельности образовательно-культурного комплекса на базе средней школы № 45 Петрозаводска проректора КГПУ Р.Калинина: "Программа школы-комплекса рассчитана на конкретную практическую деятельность. Именно этого всегда недоставало отечественной школе. Было много проектов, много идей, связанных со всесторонним развитием личности ребёнка, но мало практических дел".

Школа-комплекс сегодня состоит из трёх центров - учебно-образовательного, культурно-образовательного и социально-образовательного. Все они тесно связаны друг с другом. Учебный план не перегружен дополнительными предметами, включает не более шести уроков ежедневно. Во второй половине дня, после отдыха, у ученика есть возможность более глубоко изучать интересующий предмет или выбрать дело по душе. Все 29 кружков, секций, клубов и 40 факультативов бесплатные.

v В 1991 году в 45-й школе всего 10 процентов ребят занимались дополнительным образованием, в 1999 году - 60 процентов. 95 процентов выпускников 11-х классов продолжают образование, процент поступающих в вузы и ссузы вырос за годы эксперимента с 45,2 до 70,2 процента, в вузы - с 29 до 41 процента.

v За 11 лет 7 учащихся награждены золотой и 19 - серебряной медалями. Самый высокий показатель в этом учебном году - 1 золотая и 10 серебряных медалей (лучший показатель в Петрозаводске наряду с элитарным Державинским лицеем). Серебряный и золотой дождь этого года имеет объяснение: школу окончили дети, учившиеся здесь с первого класса. Их первыми учителями были вчерашние форпостовцы.

v Коллектив школы стабилен: из 54 учителей треть работает с её открытия, 44 - шесть и более лет. Средний возраст - 34 года.

v Несмотря на дополнительные ставки, ученик 45-й школы обходится бюджету города дешевле, чем в других школах: 3192 рубля ежегодно против 3378 рублей в среднем по городу.

Обо всём этом говорила С.Артемьева на коллегии местного самоуправления 19 июня. Она не скрывала и проблем: 16 учеников, несмотря на все усилия, пришлось оставить на второй год, случаются кражи. 10 учащихся стоят на учете в ИДН, 47 - на внутришкольном учете. "Мы не боимся ставить детей на учет, - сказала она, - потому что в социально ориентированной школе нужна реальная, а не приукрашенная картина жизни".

Что тут началось! Руководители комитета по образованию, приглашенные на коллегию директора школ, депутаты от образовательных учреждений буквально набросились на коллегу. Особо поразила своей агрессивностью директор 32-й школы, депутат Петросовета Л.Разинкова. Также депутат Петросовета, директор дошкольного учреждения Л.Алфёрова требовала объяснить, почему Артемьева не явилась весной на депутатскую комиссию. А причина в том, что после того, как за 45-ю школу плотно "взялся" комитет по образованию во главе с Риммой Евгеньевной Ермоленко, Артемьева впервые вынуждена была взять больничный - болезнь сердца выбила её из колеи на полтора месяца. В начале мая вопреки настоянию врачей на работу вышла - комитет по образованию требовал отчёта по эксперименту.

Оппонентом Артемьевой на коллегии стала директор лицея № 1, депутат Петросовета Э.Слабунова. Но о какой дискуссии можно говорить, если Эмилия Эдгардовна всего один раз побывала в соседней 45-й школе год назад и на коллегии говорила только о текстовом отчёте? Особо активна на коллегии была не раз просившая - и получавшая! - слово директор Университетского лицея Н. Пекарчик, тоже депутат Петросовета. По её оценке, "результат эксперимента просто убивает": нельзя иметь столько второгодников, в некоторые цифры она просто не поверила, другие пропустила мимо ушей. Её резюме было откровенным: "Рекомендовать комитету по образованию распределить освободившиеся ставки между школами города". На что С.Артемьева отреагировала горькой фразой: "Ради чего всё и затевалось!"

Проректор КГПУ Рудольф Калинин попросил членов коллегии не делать поспешных выводов. По его убеждению, невозможно в ходе заседания оценить эксперимент, необходимо было провести двухдневный круглый стол в самой школе с участием представителей самых разных слоёв общественности. "А что, в других школах нет дополнительных ставок?" - прямо спросил проректор присутствовавших директоров школ. И добавил: "Почему у этого директора в отличие от её коллег нет претензий к другим школам?"

Депутат Законодательного собрания, в прошлом директор одной из школ Древлянки Ирина Петеляева прямо назвала вопрос комитетом по образованию неподготовленным и выразила недоумение, как можно после благополучно пройденной 45-й школой аттестации в декабре 2000 года отрицательно оценивать результаты эксперимента.

Заместитель министра образования и по делам молодёжи Анатолий Кармазин напомнил, что, согласно положению об экспериментальных площадках, решение о завершении эксперимента может принимать только экспертный совет. Кармазин считает принципиальным вопрос о системе начинаний в системе образования. В Карелии 45-я школа и Коткозерская имели статус школы-комплекса, которого в новой номенклатуре образовательных учреждений нет. Выходом из этой ситуации могло бы стать постановление правительства Карелии о присвоении этим школам специального статуса, позволяющего сохранить им все наработки и штат сотрудников.

Прошло 10 дней после коллегии, и появилось миру постановление главы самоуправления Петрозаводска Андрея Дёмина. Первым пунктом значится не завершение эксперимента, как было в проекте, а обобщение опыта городской экспериментальной площадки МОУ "Средняя общеобразовательная школа-комплекс № 45" до 1 ноября этого года. Следующие два пункта делают очевидным суть "обобщения": штатное расписание школы № 45 до того же срока "привести в соответствие с действующими нормативами", а освободившиеся ставки распределить среди других школ с целью более эффективного их использования.

По сути это означает не просто закрытие эксперимента, а отрицательную его оценку. Даже если школе оставят несколько ставок, действия властей перекрывают кислород уникальному педагогическому коллективу. Как же тогда быть с заверениями Риммы Ермоленко на коллегии, что комитет по образованию не подойдёт со скальпелем к решению вопроса по 45-й школе? Именно это, похоже, и намечается, и тогда 852 ученика 45-й школы более не смогут заниматься в кружках, студиях, секциях. 22 педагога - потенциальные кандидаты на увольнение - намерены подать иски в суд, поскольку сокращение педагогов, уже получивших перед уходом в отпуск нагрузку на следующий учебный год, противозаконно.

До поры до времени Светлана Артемьева не посвящала учителей школы в то, что происходит вокруг неё. Но они видели: что-то неладно. Как планёрка, так директор сообщает: "У нас на этой неделе проверка..."

- Коллектив издёрган проверками, - сказал мне учитель труда, руководитель ракетомодельного кружка 45-й школы О.Гольдшер. - В мае вместо того, чтобы готовить ребят к экзаменам, все учителя писали отчёты.

Олег Михайлович - человек удивительной судьбы. Спустя долгие годы он вернулся в Петрозаводск из Апатит, где работал директором клуба юных техников, УПК, вспомогательного интерната. Вернувшись на родину, он обошёл несколько школ, выбрал 45-ю и не жалеет об этом: "Повезло и со школой, и с директором".

Мне важно было знать его мнение о случившемся, тем более, что он присутствовал на коллегии.

- Это было запланированное избиение директора вместе со школой, - возмущается Олег Михайлович. - Видно было, что расписаны роли, кто и что будет говорить.

Ни один из выступивших на коллегии директоров школ не знаком с содержанием работы 45-й школы, не участвовал в прошлогодних пяти семинарах по подведению итогов эксперимента перед общественностью города. Не видели там и Р.Ермоленко, в то время заместителя председателя комитета по образованию. Не приняли директора школ и руководители комитета по образованию приглашение посетить школу перед коллегией, хотя коллектив ждал и готов был встретиться.

- В Апатитах мы, директора, ничего друг у друга не отнимали, - недоумевает О.Гольдшер. - Наоборот, вместе наваливались на гороно, чтобы что-то для своих школ получить. И в обиду друг друга не давали.

Я попыталась представить себе нечто подобное в Петрозаводске. Не получилось...


Наталья Мешкова ("Учительская газета" - "Образовательное право")-0-

 

 

Добавлена 22.10.2008 в 17:46:17

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript