Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > КЮК


Книга Емельяновой. Страница 141-до конца

СТРАНИЦА 141.


Коммунарство сегодня — это освоенная в педагогической среде
технология, которая находит применение как во внеучебной
деятельности, так и на уроке.
Коммунарство завтра — это обновленная идея, в основе которой
будут лежать высокие социальные созидательные смыслы,
базирующиеся на идее счастья людей. Человек всегда стремится
к счастью. Более того, только когда он стремится к счастью людей,
его жизнь наполняется особым смыслом. Безусловно, будет какаято
иная организационная форма, но сама идея не может быть уничтожена.

СТРАНИЦА 142.


СЛОВАРЬ
Агитпробег — это форма взаимодействия коммунарского коллектива
с населением, которая предполагает передвижение участников по определенному
маршруту, реализацию педагогической или культурной программы.
Активность — деятельное отношение человека к миру и самому себе,
способность преобразовывать окружающую среду и самого себя.
«Алый парус» — виртуальный коммунарский клуб, который распространял
коммунарскую методику через газету «Комсомольская правда»
(инициировали и вели Симон Соловейчик и Иван Зюзюкин).
Архангельский городской штаб им. А. П. Гайдара (АГШШ) —
общественная организация школьников-активистов г. Архангельска, основанная
в 1961 г. на идее осуществления добрых дел на благо горожан (инициатор
В. А. Сотрудинов).
«Борей» — комсомольско-молодежный клуб коммунарского типа, созданный
в 1977 г. в Тюменском государственном университете для пропаганды
и распространения методики КТД (руководитель Т. В. Дмитриенко).
«Вернер» — программа, которая реализовывала идею подготовки
к жизни «трудных» подростков через использование ресурсов командирской
педагогики и открытых педагогических отношений (инициировалась
Р. В. Соколовым и реализовывалась в учреждениях культармейского типа
с 1968 г.).
Гайдаровская атака — операция, имеющая целью исправление в короткий
срок замеченных в окружающей жизни недостатков силами своего
коллектива и его друзей.
Гайдаровский десант — это выход (выезд) добровольцев на помощь
другим, который организуется по призыву тех, кому нужна помощь, или по
инициативе самого коллектива.
«Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ) —
общероссийская общественная организация, созданная в 1995 г., объединяющая
подростков и молодежь с активной социальной позицией.
Деятельность-забота — это способ взаимодействия с окружающим
миром, основанный на поиске дела, несущего пользу и радость людям.
Духовно-нравственная личность — это личность, имеющая высокие
жизнеутверждающие стремления, которые реализует в созидательной деятельности,
в служении людям и делу.
Идеалы — духовные стремления, побуждающие человека к деятельности
и активному преобразованию мира.

СТРАНИЦЫ 143.


«Клуб юных коммунаров» (КЮК) — юношеский самоуправляющийся
коммунарский коллектив, созданный в 1964 г. в Мотовилихинском
районе г. Перми.
Коллектив — группа, объединенная общественно значимой деятельностью,
где реализуются общественно ценные и личностно значимые цели.
Коллективная организаторская деятельность (КОД) — система
жизнедеятельности коллектива, направленная на поиск, разработку и проведение
коллективных творческих дел, смысл которых — нести радость
и пользу себе и людям.
Коллективное планирование — коллективный поиск дела «для себя
и для людей».
Коллективное творческое дело (КТД) — общественно важное
дело — действия «на общую радость и пользу». Первейшее его назначение
— «забота об улучшении жизни». Это коллективное дело, «потому что
планируется, готовится, совершается и обсуждается» общим коллективом
воспитателей и воспитанников. Это творческое дело, так как направлено на
«поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических
задач» и всегда выступает в новых вариантах (по И. П. Иванову).
Колония «Бодрая жизнь» — детское учреждение, основанное на образовательном
труде, самоуправлении, общем хозяйствовании, культуре
и эстетике труда (основана в 1911 г. в Калужской губернии С. Т. Шацким).
Колония им. А. М. Горького — воспитательное учреждение для несовершеннолетних
правонарушителей, в основе которого был коллективный
производительный труд (основана с 1920 г. на территории УССР А. С. Макаренко).
Коммуна им. А. С. Макаренко (КиМ) — общественно-педагогическое
добровольное творческое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков,
созданное в 1963 г. И. П. Ивановым в ЛГПИ им. А. И. Герцена
для освоения, разработки и распространения методики коллективной
творческой деятельности.
Коммуна им. Ф. Э. Дзержинского — воспитательное учреждение,
созданное для борьбы с детской беспризорностью. Жизнедеятельность коммуны
строилась на основе включения детей и подростков в посильный производительный
труд (организована в 1927 г. А. С. Макаренко при поддержке
ГПУ).
«Коммуна юных фрунзенцев» (КЮФ) — коммунарский коллектив,
который образовался как альтернатива пионерской организации, в котором
родилась методика КТД, сформировались основные элементы жизни коммунарского
коллектива (создана в 1959 г. членами «Союза энтузиастов»).
Коммунарская педагогика — течение в истории отечественной педагогической
науки, в основе которого находится ключевая концептуальная
идея организации коллективного творческого воспитания в условиях содру-

СТРАНИЦА 144.


жества поколений, создания гуманно-демократических воспитательных отношений,
ориентированных на общую творческую и созидательную работу,
улучшение окружающей жизни на радость и пользу людям (по А. В. Полищук).
Коммунарская педагогическая позиция — это установка на товарищеский
стиль отношений воспитателей и воспитанников.
Коммунарский сбор — ограниченный во времени (от нескольких часов
до месяца) отрезок жизни коллектива, в котором участники живут творческой
напряженной жизнью, интенсивно используя методику КТД в организации
своих дел.
Коммунарский слет — форма взаимодействия и обмена опытом коммунарских
коллективов.
Коммунарское движение — общественно-педагогическое движение
(субкультурное явление) начала 1960-70-х гг., участники которого были
объединены общей идеей-целью создания воспитательного пространства
в условиях коллективной творческой деятельности и воспитательных отношений
общей творческой заботы (по А. В. Полищук).
«Коммунарско-макаренковское содружество» (КМС) — движение
коммунарских коллективов, основную базу которого составляли комсомольские
педагогические отряды (функционировало под эгидой Макаренковской
секции Педагогического общества РСФСР. На XII слете в Перми
переименовано в «Творческое содружество макаренковских комсомольских
педагогических отрядов» (ТС МКПО)).
Личностно ориентированное коллективное творческое воспитание
— это воспитание, направленное на развитие личности как индивидуальности,
способной к выбору ценностей, коллективов, деятельностей с точки
зрения интересов своего развития и помощи в развитии других людей,
желающей и умеющей действовать с позиции равенства, с учетом интересов
всех участников деятельности (по С. Д. Полякову).
Нравственное воспитание — это воспитание, основанное на регулировании
системы отношений человека и общества, формировании продуктивного
отношения личности к людям, обществу, самому себе.
Разведка дел и друзей — коллективный поиск интересного и полезного
дела «для себя и для людей».
Разговор у свечи (РУС) — форма неформального общения коммунарского
коллектива, которая предполагает открытый доверительный разговор
на волнующую всех участников тему.
Расскажи мне обо мне — форма общения в коммунарском коллективе,
которая проводится после дела, сбора, слета. Смысл — рассказать человеку,
каким его видят другие.

СТРАНИЦА 145.


Расскажи мне о себе — форма общения в коммунарском коллективе,
которая используется на этапе знакомства, где каждый участник свободно
отвечает на вопросы: «Кто Я? Какой Я?».
«Российское движение школьников» (РДШ) — общественно-государственная
детско-юношеская организация, созданная в соответствии
с Указом Президента РФ в 2015 г. Деятельность направлена на продвижение
государственной политики в области воспитания, формирование у подрастающего
поколения присущей российскому обществу системы ценностей.
Самореализация — это полноценное функционирование личности
в обществе, результатом которого является раскрытие ее жизненных сил.
Сбор-«огонек» — форма коллективной рефлексии и принятия решения,
связующий элемент на всех стадиях коллективной организаторской
деятельности.
Ситуации-образцы — это эталоны хорошей жизни, которые создаются
в коммунарских коллективах и транслируются на коммунарских сборах.
Совет дела — инициативная группа (временный орган), на которую
возлагается задача организации и проведения КТД.
«Союз энтузиастов» (СЭН) — коллектив педагогов, старших пионервожатых,
которые объединились на базе «Дома пионеров» Фрунзенского
района г. Ленинграда и инициировали рождение коммунарской методики.
Творческие группы — это временные коллективы, которые создаются
для подготовки и проведения конкретных КТД.
Творчество — высшее проявление духовной деятельности, процесс создания
качественно нового.
«Форпост коллективного освоения культуры» им. С. Т. Шацкого
(Москва) создан в 1971 г. как досуговый центр социализации подростков.
Чередование творческих поручений (ЧТП) — механизм смены видов
деятельности.
«Юнком» — коммунарский клуб старшеклассников, созданный в 1971 г.
в Ордженикидзевском районе Перми (руководители Т. Кулемина, Л. Плишкина).
Деятельность была ориентирована на подготовку общественников-организаторов
по всем направлениям пионерской и комсомольской работы.

СТРАНИЦА 146.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова, К. А. Психология сознания и личности (Проблемы методологии,
теории и исследования реальной личности): избранные психологические
труды / К. А. Абульханова. — М.: Московский психолого-социальный
ин-т; Воронеж: Модэк, 1999. — 224 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни /
К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1977. — 224 с.
3. Азбука «Юнкома». Истории из жизни клуба старшеклассников Орджоникидзевского
района Перми / под ред. А. П. Лифшиц, Т. И. Лифшиц,
Е. Л. Лялиной. — Пермь, 2004. — 256 с.
4. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. — М.:
Республика, 1994. — 480 с.
5. Газман, О. С. Педагогика в пионерском лагере: из опыта работы Всероссийского
п/л «Орленок» / О. С. Газман, В. Ф. Матвеев. — М.: Педагогика,
1982. — 96 с.
6. Димке, Д. В. Незабываемое будущее: советская педагогическая утопия
1960-х годов / Д. В. Димке. — М.: Common place, 2018, — 264 с.
7. Дмитриенко, Т. В. Формирование педагогической направленности у студентов
университета в процессе коллективной творческой деятельности:
дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Дмитриенко. — Тюмень, 1983. —
194 с.
8. Иванов, И. П. Воспитывать коллективистов. Из опыта работы школ Ленинграда
и Ленинградской области / И. П. Иванов. — М.: Педагогика,
1982. — 80 с.
9. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов.
— М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
10. Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь / авт.-сост. И. Д. Аванесян;
под общ. ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб.: Изд-во РГПУ
им. А. И. Герцена, 2009. — 364 с.
11. Ильин, И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека
/ И. А. Ильин. — СПб.: Наука, 1994. — 541 с.
12. Казакина, М. Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования
личности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / М. Г. Казакина.
— Л., 1983. — 423 с.
13. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание … Воспитание! / В. А. Караковский,
Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. — М.: Новая школа,
1996. — 160 с.
14. Книга о Клубе 1964-2014 / сост. Н. Полыгалова. — Пермь: Астер,
2015. — 493 с.

СТРАНИЦА 147.


15. Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня,
завтра [Электронный ресурс]: материалы межрегион. науч.-практ. конф.
г. Архангельск, 27-28 сентября 2001 г. / редкол. Б. Ю. Пахомова
и др. — Архангельск: Правда Севера, 2001. — 155 с. — URL: http://
www.altruism.ru/sengine.cgi/5/23/4
16. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
17. Maйерс, Д. Социальная психология / Д. Maйерс. — 6-е изд., перераб. и
доп. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
18. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1 / А. С. Макаренко;
сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. — М.: Педагогика,
1986. — 336 с.
19. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 8 / А. С. Макаренко;
сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. — М.: Педагогика,
1986. — 336 с.
20. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу: пер.
с англ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
21. Маслюк, О. Н. Педагогическая система И. П. Иванова в современном
контексте духовно-нравственного воспитания школьников: дис. ... канд.
пед. наук: 13.00.01 / О. Н. Маслюк. — Рязань, 2002. — 194 с.
22. Нагавкина, Л. С. Построение модели самоуправления в районном отделении
Российского движения школьников Санкт-Петербурга (опыт работы
творческой лаборатории кураторов РДШ, 2018) / Л. С. Нагавкина
// Воспитательная работа в школе. — № 4-5. — 2018. — С. 118-130.
23. Нилова, С. В. Коммунарство и сотворчество / С. В. Нилова // Российский
гуманитарный журнал. — 2014. — Т. 3. — № 3. — С. 225.
24. Педагогические труды академика И. П. Иванова: в 2 т. Т. 1 / сост.
И. Д. Аванесян, К. П. Захаров. — СПб.: Изд-во Политехнического унта,
2013. — 304 с.
25. Пек, М. С. Нехоженные тропы. Новая психология любви, традиционных
ценностей и духовного роста / М. С. Пек; пер. с англ. Н. Н. Михайлова.
— М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. — 300 с.
26. Полищук, А. В. Архангельский городской штаб школьников имени
А. П. Гайдара как отражение идей коммунарской педагогики // Вестник
Поморского университета. — 2008. — № 4. — С. 117-121.
27. Полищук, А. В. Становление и развитие идей коммунарской педагогики:
дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Полищук. — Архангельск,
2010. — 229 с.
28. Поляков, С. Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка /
С. Д. Поляков. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь»,
2016. — 176 с.
29. Поляков, С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики /
С. Д. Поляков. — М.: Знание, 1990. — 74 с.

СТРАНИЦА 148.


30. Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию /
К. Р. Роджерс. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1994. — 414 с.
31. С. Т. Шацкий: работа для будущего: документальное повествование: кн.
для учителя / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. — М.: Просвещение,
1989. — 223 с.
32. Сидоркин, А. М. Парад предрассудков / А. М. Сидоркин. — М.: Знание,
1992. — 80 с.
33. Соловейчик, С. Л. Воспитание по Иванову / С. Л. Соловейчик. — М.:
Педагогика, 1989. — 248 с.
34. Социальная педагогика [Электронный ресурс]. — 2017. — № 1-2. —
226 с. — URL: https://rucont.ru/efd/376029
35. Спецвыпуск памяти В. А. Караковского // Отечественная и зарубежная
педагогика. — 2016. — 142 с.
36. Философия, психология, педагогика развития социальной активности
и творчества личности: материалы Междунар. науч.-практ. конф.
5-7 ноября 2013 г. — СПб.: Айсинг, 2013. — 346 с.
37. Фрунзенская коммуна. — М.: Детская литература, 1972. — 175 с.
38. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1 / под
ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. — М.: Педагогика,
1980. — 340 с.
39. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / под
ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. — М.: Педагогика,
1980. — 340 с.
40. Школа воспитания: 825-й маршрут / под науч. ред. чл.-кор. РАО, д-ра
пед. наук В. А. Караковского, канд. пед. наук Д. В. Григорьева. — М.:
Пед. общ-во России, 2004. — 415 с.
41. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Минск: Полифакт,
1992. — 128 с.
42. Штаб на Двине. Полвека: сборник воспоминаний / сост. В. Н. Дурнев,
Е. А. Арсентьева, О. А. Онищук, И. А. Берлин, О. В. Кононова. — Архангельск,
2013. — 275 с.

СТРАНИЦА 149.


ПРИЛОЖЕНИЯ
Фотографии разных лет из архива
комсомольско-молодежного клуба «Борей»
Коммунарский слет. Форпост культуры им. С. Т. Шацкого, 1974 г.
Юрий Березкин Ричард Соколов

СТРАНИЦА 150.


Агитпробег по Исетскому району Тюменской области
СТРАНИЦА 151.


Агитпробег по Ярковскому району: игры с детьми в сельской школе

СТРАНИЦА 152.


Агитпробег по Тюменскому району:
военно-тактическая игра с детьми сельской школы
СТРАНИЦА 153.


Участники конного агитпробега «Эстафета поколений»,
посвященного 60-летию Тюменского комсомола;
командир агитпробега В. Васильев

СТРАНИЦА 154.


Агитпробег по боевым местам комдива В. К. Блюхера
Участники агитпоезда с комсомольским активом и ветеранами

СТРАНИЦА 155.


Трудовой десант

СТРАНИЦА 156.


Клятва
Сцены из спектакля «Жизнь, прожитая однажды»

СТРАНИЦА 157.


Тамара Владимировна Дмитриенко (руководитель клуба «Борей»)
принимает рапорт
Владимир Александрович Рогачев,
руководитель студенческого
театра, доцент Тюменского
государственного университета
Геннадий Алесандрович Нечаев,
педагогический руководитель
Центра «Дзержинец» (Тюмень)

СТРАНИЦА 158.


Владимир Мухин с воспитанником А. С. Макаренко («Юнком», Пермь)
Тамара Кулемина («Юнком», Пермь)

СТРАНИЦА 159.


Встреча клуба «Борей» 40 лет спустя
Т. В. Дмитриенко выступает на встрече,
посвященной 40-летию клуба «Борей»
Научное издание
ЕМЕЛЬЯНОВА Ирина Никитична
КОММУНАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ:
ИДЕОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, МЕТОДИКА
Монография
Редактор Ю. Ф. Евстигнеева
Компьютерная верстка И. А. Штоль
Компьютерный дизайн обложки Е. Г. Шмакова
Печать цифровая А. В. Башкиров
Печать офсетная В. В. Торопов, С. Г. Наумов
Подписано в печать 28.06.2019. Тираж 100.
Объем 9,30 усл. печ. л. Формат 6084/16. Заказ 405.
Издательство Тюменского государственного университета
625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10
Тел./факс: (3452) 59-74-68, 59-74-81
E-mail: izdatelstvo@utmn.ru

Добавлена 17.11.2019 в 23:47:47

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript