Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (4432) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > КЮК


Книга Емельяновой, СТРАНИЦЫ 121-140.

СТРАНИЦА 121.


повторяли все дети. Меня в этот момент удивило, что руководитель
проверяющей комиссии одним из первых выбежал на
танцплощадку и стал весело отплясывать испанский танец.
В следующую страну лагерь отправился «поездом», при этом
вся проверяющая комиссия присоединилась к «паровозикам»,
громко повторяя вместе с детьми: «Чух-чух-чух». А когда в «Голландии»
устроили состязания по прыжкам в мешках, одна весьма
крупная дама из комиссии начала прыгать наперегонки
с детьми, упала, ее подняли, а она смеялась и прыгала дальше.
Комиссия уехала с хорошим настроением. Вечером, при подведении
итогов дня, я отметила, что все отряды отработали
творчески, организация дела была на высоком уровне. Кошки на
душе, конечно, еще немного скребли, но ведь было понятно, что
КТД прошло нормально.
А через пару дней мы с начальником лагеря были на совещании,
на котором подводились итоги конкурсного мероприятия.
По решению комиссии нашему лагерю было дано первое место,
второго места не дали никому, было определено два третьих
места. Начальника нашего лагеря хвалили за грамотную методику
работы с детьми, всем ставили в пример.
Оглядываясь сегодня на много лет назад, я благодарна жизни
за этот суровый урок. Из ситуации я сделала вывод, что
даже если весь мир говорит тебе, что ты неправ, не спеши посыпать
голову пеплом: может быть это как раз тот случай,
когда ошибается весь мир.
Данный случай еще раз подтвердил уникальность методики
коллективного творческого дела. КТД — это инструмент, который
позволяет с помощью минимальных организационных
затрат получить максимальный результат при проведении мероприятий,
дает возможность всем участникам проявить
творчество, уйти от надоевших штампов.
Существенным достоинством КТД является возможность видеть
каждого и коллектив «без прикрас». Участники, получая творческое
задание, обретают свободу проявления мыслей и чувств. В такой
ситуации, хочешь того или нет, — покажешь свой уровень эрудиции,
культуры, способность к взаимодействию и др. Это полезный для
педагога опыт, на основе которого можно выстраивать дальнейшее
педагогическое взаимодействие.

СТРАНИЦА 122.


Но дав свободу, мы в определенном смысле «теряем» управление
ситуацией. Куда «полетит» фантазия, в какой форме будет представлена,
далеко не всегда удается проследить. Поэтому могут быть достаточно
конфузные случаи.
Вспоминает автор
КТД «Путешествие в сказку» в первом классе. Я пришла проводить
КТД в первый класс, где училась моя дочь. У меня к этому
времени сформировалось глубокое убеждение: КТД получается
всегда, для этого достаточно придумать интересные задания.
Сюжет КТД строился вокруг царевны Несмеяны, которая всегда
была грустная, и ее нужно было рассмешить. Дети были разбиты
на творческие группы и получили задание: придумать, чем
рассмешить царевну. Все бодро и радостно принялись выполнять
задание. Я подходила к группам и помогала. Только одна группа
от помощи категорически отказывалась; выведать, что они
придумали, мне тоже не удалось.
Когда началось представление, все шло по привычной схеме:
дети пели, плясали, жонглировали, а царевна улыбалась. Очередь
дошла до таинственной группы. На сцену вышел только один
мальчик из творческой группы. Все, ожидая получить очередную
порцию позитива, улыбались. И тут он «сбацал» матерную частушку.
В классе повисла тишина, а герой сюжета ждал оваций.
Потом мы с учительницей, пытаясь не разрушить атмосферу
радостного праздника, мягко журили первоклашку. Он был
в недоумении.
КТД всегда получается! Так или иначе, но задания группы выполнят
и результаты представят. Но, если нужен качественный продукт
(например, спектакль) ресурсов участников, как правило, не
хватает. КТД — это форма допрофессиональной деятельности.
Вспоминает Володя Мухин («Юнком», Пермь)
«К мартовскому сбору в 80-й школе мы с братом Сергеем
решили поставить спектакль по книге “Спеши, пока горит свеча”…
Я пошел на бумагокомбинат к отцу. Он через секретаря
парткома получил разрешение на вывоз гофракартона. На домосторительном
комбинате через секретаря комитета комсомола
выписали обрезь пиломатериалов. Все свезли в дом пионеров.
Я сделал задник примерно 6 на 2,5 метра. На 16 листах

СТРАНИЦА 123.


нарисовали 4 смены декораций. Двери раскрывались, менялись
декорации. Параллельно с изготовлением декораций шли репетиции,
ставились танцы. Костюмы делали сами… Генеральную
репетицию провести не успели. Спектакль начался. Актеры
играли и пели, я аккомпанировал на гитаре, брат суфлировал
и обеспечивал освещение. Действие идет с 8 до 10 вечера, а конца
не видно. Переносим второе действие на завтра. На следующий
вечер спектакль завершается, и тут я понимаю, что это
полный провал. Убегаю в отдаленную комнату и падаю с чувством
невозможного стыда. Меня нашли, успокоили, что все
прошло на “ура”. Как режиссер, я сам себя перекритиковал»1
.
Непрофессионализм в сочетании с авантюризмом приводил, порой,
к казусным ситуациям.
Вспоминает Екатерина Лялина («Юнком», Пермь)
В первый день на встрече знакомства совет командиров приготовил
свое выступление в форме сказок. Мы с Андараком
должны были исполнить «смертельный номер» — изобразить
Машу и медведя. Андарак, высокий и большой, заядлый турист,
засунул меня в рюкзак-станок и вышел на сцену, изображая медведя.
Когда же стал снимать его вместе со мной со спины, чтобы
я благополучно могла вылезти, рюкзак предательски перекосился,
и я полетела головой вниз на сценическую площадку.
Кто-то чудом успел подхватить меня и спасти от падения. Все
решили, что так и надо, долго аплодировали, потом говорили:
«Здорово вы придумали с рюкзаком!» Я перепугалась так, что
весь остаток вечера провела, как во сне. Даже ноги тряслись.
Следует сказать еще об одной особенности коллективного творческого
дела: творческий продукт в большинстве своем участникам
нравится. Это позволяет включать КТД в развлекательно-тусовочную
ситуацию. Но коммунарство без идеологии заботы превращается
«в веселье», в «заводное» настроение, стремление «получить удовольствие
просто от смеха, шуток, веселого времяпровождения»2
.
1 Азбука «Юнкома». Истории из жизни клуба старшеклассников Орджоникидзевского
района Перми / под ред. А. П. Лифшиц, Т. И. Лифшиц,
Е. Л. Лялиной. Пермь, 2004. С. 65. 2 Белянова О. Евангельские смыслы воспитательной системы академика
образования И. П. Иванова // Социальная педагогика. 2017. № 1, 2. С. 162.

СТРАНИЦА 124.


Такая ситуация мало что прибавляет уму и сердцу. Следует пояснить,
когда мы заявляем об отсутствии какой-либо идеологии, — это
тоже идея (система идей), которая может иметь далеко небезобидные
последствия.
Из книги Олега Ласукова «Лагерный сбор. Методическое пособие
в помощь вожатому» (Воронеж, 2004)
Сборы проводятся под названием «Зеленый гусь». В сборе
главное, тусовка и яркие события. Если добавить коммунарской
романтики с гитарой и кострами, тогда всем будет нравиться.
«В этих творческих заданиях не должно быть ничего
“умного” и тем более сложного. Главное — создать атмосферу
и посмотреть, кто есть кто. Итак, нужно не давать детям
бездельничать, а проводить с ними неустанно КТД за КТД. Закончив
одно, без паузы начинать следующее, а вечером все проделанное
анализировать на “огоньке”. Это-то и дает тот самый
потрясающий педагогический результат, не перестающий
удивлять. Но какие именно мероприятия, КТД проводить неустанно
и без передышки? Да, любые. Дети кушают все, лишь
бы сделано коллективно, с душой и в надлежащей атмосфере…»
«Лично я при разработке предлагаемых ниже дел и сценариев
руководствовался принципом: “С Ивановым вперед, но не назад
к Иванову”. Многое из коллективно-творческих дел первых
Фрунзенских коммун лично мне кажется слишком детским, порой,
примитивным, наигранным… Душа жаждала более острых
ощущений… и пришлось мне придумывать свои КТД… Например,
УТРЕННИЙ РАЗВОД. Дежурный отряд объявляет, что с сегодняшнего
дня на сборе поощряется покаяние и доносительство.
Раскаявшийся грешник считается святым, а наиболее активные
доносчики получают значок “Почетный стукач”. Для стукачей
у столовой был установлен “Ящик для доносов”»1
.
Комментарии излишни!
1 Ласуков О. Лагерный сбор: методическое пособие в помощь вожатому.
URL: https://www.yandex.ru/search/?lr=55&offline_search=1&text=
%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%8
1%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%20
%D0%9B%D0%B0%D1%81%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2&clid=224
2348&from=chromesearch

СТРАНИЦА 125.


КТД организационно разгружает. Распределение ответственности
через систему творческих заданий — это прекрасная форма педагогического
делегирования. Но если мы ограничиваем работу раздачей
поручений, не выстраивая коммунарские отношения, не меняя
формализованной системы: задание раздает руководство школы,
управленческие структуры контролируют и оценивают выполнение,
поощряют и наказывают, коллективный самостоятельный поиск дела
исключается, свобода творчества ограничивается параметрами, заданными
руководством. В результате получается крайне вредное искажение
самой сути методики.
Вспоминает автор
На курсах повышения квалификации педагогов я перечисляю
методики, с которыми мы будем знакомиться, и обнаруживаются
лица, которые знакомы с методикой КТД. Естественно,
прошу рассказать, как применяется методика в школе. Получаю
ответ: «Очень просто. Разделяем между классами мероприятия,
и каждый класс готовит свое мероприятие. Одни —
праздник осени; другие — Новый год, третьи — 8 марта».
Однако в школах воспринимается технологическая сторона методики.
Основа ее — коммунарские отношения — не вписывались и не
могли вписаться в систему формализованных школьных отношений.
Достаточно много методических путаниц возникает, когда педагоги
осваивают методику КТД.
Путают с КВН. В коммунарской методике не ставится цель
рассмешить публику. В КТД могут обсуждаться очень серьезные
вещи.
Путают с конкурсом. В КТД не определяются победители
с помощью жюри. Смыслом является сам процесс творчества.
Путают с игрой. В игре главная цель — выигрыш. В методике
КТД выигрывают все, создав творческий продукт на радость
и пользу себе и людям.
Путают с тренингом. Тренинг — способ активного обучения,
который сопровождается формированием социально-личностных
установок. В коллективной творческой деятельности осуществляется
прорыв «проскок» как в системе умений и навыков, так и личностных
смыслов.
Непонимание приводит к вульгаризму и перевиранию сути самой
идеи.

СТРАНИЦА 126.


ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА
И ПЕРСПЕКТИВЫ КОММУНАРСКОЙ МЕТОДИКИ
§ 1. Продолжение коммунарского движения
в деятельности общественных организаций
Есть корабль, где все капитаны,
И у каждого свой мостик и штурвал.
Капитаны открывают страны,
Где до них никто ни разу не бывал.
Л. Юрьева
Архангельский городской штаб школьников
им. А. П. Гайдара
Оплотом коммунарской методики, примером удачного выживания
на всех этапах стал, по общему мнению исследователей коммунарского
движения, Архангельский городской штаб школьников
им. А. П. Гайдара (АГШШ). Архангельский штаб, созданный еще
в 1962 г., сохранил коммунарские традиции. Более того, он выполнил
важную функцию, слился с культурной жизнью города, стал его
символом. Феноменальность такого явления как АГШШ заключается
в том, что он задал систему ценностей, связал поколения горожан,
что во многом определило «духовный облик Архангельска»1
.
Данный опыт описала А. В. Полищук в кандидатской диссертации2
. АГШШ был создан как коммунарский коллектив и опирался
на ценности коммунарской методики. Становлению и развитию шта1
Максакова В. Штаб школьников г. Архангельска как педагогический
феномен // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества:
вчера, сегодня, завтра: межрегион. науч.-практ. конф. г. Архангельск. 27-
28 сентября 2001 г. URL: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/23/4/9
2 Полищук А. В. Становление и развитие идей коммунарской педагогики:
дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Архангельск, 2010. 229 с.

СТРАНИЦА 127.


ба способствовал ряд факторов: «поддержка со стороны комсомольских
органов; содействие органов народного образования; активные
контакты и наследование опыта коммунарских коллективов (в частности,
КЮФ); заинтересованная поддержка журналистской общественности».
А. В. Полищук выделяет несколько периодов в деятельности
АГШШ.
В 1960-е гг. деятельность городского штаба определяла инициативная
группа, которая и заложила общую идейную и организационную
основу АГШШ.
В 1970-е и 80-е гг. произошло приобщение к идеям тимуровского
движения: организация системы «добрых дел». Штабисты
активно участвовали в жизни своего родного города: забота о ветеранах,
о младших друзьях, помощь сельским школам. Сложилась
система воспитания актива через сборовские практики. Штаб завоевал
право носить имя А. П. Гайдара. К этому периоду уже сложились
организационные традиции, которые основывались на методике
коллективной организаторской деятельности и проведении КТД.
Штаб жил по уставу, в основе которого была положена идея сменного
актива. В традиции штаба вошли поездки к месту гибели
А. П. Гайдара в с. Лепляво на Украине. Это было высшей честью
для членов штаба. Штаб работал при систематической поддержке
комсомола.
В 1990-е гг. смена содержания деятельности связана с самороспуском
ВЛКСМ. На смену ценностям идеологического характера
пришли общечеловеческие. Был разработан новый устав. Актуализировалась
тема самореализации личности в коллективе. Акцент
был сделан на воспитание личности гражданина. Изменения произошли
в плане формирования активной жизненной позиции личности.
Идея лидерства «утратила альтруистическую окраску», характерную
для коммунарских коллективов. В этот период, по определению
А. В. Полищук, деятельность штаба приобрела «социально-индивидуальную
направленность». Это нашло отражение в освоении
новой практики — начальной профессиональной подготовки (школа
«Праксис»). Новое место приложения, где стали проводиться коммунарские
сборы и лагеря, — Соловки.
В 2000-е гг. Архангельский городской штаб школьников
им. А. П. Гайдара вошел в общую систему детского и молодежного
движения Архангельской области.

СТРАНИЦА 128.
На данном этапе воспитание личности осуществляется через различные виды деятельности: общение, трудовая деятельность, познавательная, хХудожественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная,
организаторская, поведенческая деятельность1
.
За более чем полувековой период коммунарской педагогики наработано
несметное количество коллективных творческих дел. Нет
необходимости их перечислять. Тем более что сама методика требовала
поиска и разработки КТД для конкретной ситуации. Яркой формой
социального творчества стали гайдаровские рейды, атаки, разведки,
сюрпризы. Все эти формы объединяла четко выраженная идея помощи
людям. Эта помощь требовала трудового вклада в дело. «Широкое
распространение получили многообразные трудовые дела, называемые
романтическим словом “операция” и зашифрованные аббревиатурами:
РЛ — радость людям, РД — радость детям, ДС — детский
сад». Кроме этого, были трудовые операции «Снег», операция помощи
сельским школьникам «Сиверко», «Картофельный десант»2
.
Штабисты нашли свое предназначение в самых различных профессиях.
По данным исследования, респондентами которого стали
члены АГШШ 1990 (540 человек) и 2010 г. (240 человек), сделаны
следующие выводы. На протяжении двадцати лет остается стабильной
система значимых ценностей: хорошие и верные друзья, целенаправленная
осмысленная жизнь, любовь и семья, здоровье, образованность.
Штабисты разных лет ориентированы на отзывчивость,
чуткость, честность, принципиальность, трудолюбие и добросовестность.
Им не свойственно стремление к гедонизму, материальной
обеспеченности, внешним атрибутам жизненного успеха3
.
По действующему в настоящее время уставу, целью штаба является
«создание условий для организации деятельности и социального
общения подростков, способствующих самореализации творческого
потенциала, развитию физического и интеллектуального, общественного
и нравственного потенциала молодых людей как личностей
1 Полищук А. В. Архангельский городской штаб школьников имени
А. П. Гайдара как отражение идей коммунарской педагогики // Вестник
Поморского университета. 2008. № 4. С. 120. 2 Там же. С. 118. 3 Штаб на Двине. Полвека: сборник воспоминаний / сост. В. Н. Дурнев,
Е. А. Арсентьева, О. А. Онищук, И. А. Берлин, О. В. Кононова. Архангельск,
2013. С. 168-169.

СТРНАИЦА 129.


и как ответственных граждан своей страны»1
. В содержание деятельности
штаба входит внедрение в практику школ и внешкольных организаций
коллективных творческих дел, организация выездных сборов-учеб,
методическое сопровождение общественной деятельности,
реализация социально ориентированных проектов и др.
Продолжение коммунарства в общественном
движении «Детские и молодежные социальные
инициативы» (ДИМСИ)
Рассказывает Екатерина Лялина — член «Юнкома», директор
«СОШ № 101» (Пермь)
Девиз общероссийской общественной организации: «Дружба!
Милосердие! Вдохновение!». Деятельность подростка в общественной
организации направлена на бескорыстную помощь
окружающим людям, формирование чувства единства — это возможность
проявить инициативу, увидеть свет радости в глазах
другого человека, услышать похвалу «старика», пользующегося
авторитетом, — именно это привлекает ребят к участию в реализации
данных программ. Смены ДИМСИ, проводимые во Всероссийском
детском центре «Орленок», дарят ребятам радость
общения со своими единомышленниками из разных концов России.
Основные программы общероссийской организации: «Возвращение
к истокам», «Диалог индивидуальностей», «Младший брат. От
сердца к сердцу», «Лидер здоровья», «Школа гражданского общества»,
«Волонтер XXI века». За два десятилетия деятельности
общественная организация ДИМСИ завоевала авторитет среди
родителей школьников и жителей микрорайона, родились и передаются
из поколения в поколение добрые традиции, которые скрепляют
коллектив, делают нашу жизнь незабываемой и яркой.
Бесценным качеством, которое обретают школьники, является
умение видеть социальную проблему, попытка решить ее, пусть
детским, но своим способом. Так, двенадцать лет назад, родилась
акция «Руку другу протяни» и благотворительный вечер в помощь
1 Штаб на Двине. Полвека: сборник воспоминаний / сост. В. Н. Дурнев,
Е. А. Арсентьева, О. А. Онищук, И. А. Берлин, О. В. Кононова. Архангельск,
2013. С. 255.

СТРАНИЦА 130.


Краевому дому ребенка № 6, шефство над приютом «Родник»: сбор
вещей, книг, игрушек для Дома ребенка, посильная помощь воспитателям,
игровые программы и подарки к празднику детям из
приюта. Ребята зачастую находят возможность самостоятельно
заработать деньги, чтобы купить малышам необходимые вещи.
Традиционными стали акции в микрорайоне «Дети против
терроризма» (посвященная дню Мира), «Дарить добро», «Новогодний
подарок Другу», «Весенняя неделя добра», Благотворительные
ярмарки по сбору средств «Осенняя ярмарка добра»,
участие во всероссийской экологической акции «оБЕРЕГАй!»
и «Я — лидер здоровья».
Идут активное сотрудничество с организациями, в т. ч. многолетнее
взаимодействие с районным филиалом Всемирной организации
«Красный крест», сбор пожертвований, уроки милосердия,
изучение истории милосердия в Прикамьи, совместная работа
с общественной организацией «Солдатские матери», сотрудничество
с благотворительными фондами «Колыбель надежды» и
«Берегиня», работа волонтеров-старшеклассников на городских
благотворительных акциях и проведение благотворительных ярмарок
и концертов в помощь онкобольным детям. Проводится
общешкольная акция «Дарить добро», участники которой самостоятельно
ищут поле для волонтерской деятельности и бескорыстно
помогают близлежащим детским садам, библиотекам,
наводят порядок в родных дворах и парке им. А. П. Чехова. Члены
организации ежегодно участвуют во Всемирной неделе добра
и Днях молодежного служения, что объединяет нашу деятельность
с мировым добровольческим движением.
На протяжении десяти лет в июне месяце «Мыс Доброй надежды»
(Совет старшеклассников школы) проводит выездной лагерь
для детей из детских домов города. Жизнь в лагере строится на
законах самоуправления, творчества и позитива. Этот лагерь неоднократно
получал финансовую поддержку, становясь победителем
международных и городских конкурсов социальных проектов.
Несколько лет в центре внимания лагеря находилась правовая тематика.
Программа занятий по правовой тематике для волонтеров
и ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию, включала
в себя знания, необходимые для успешной социализации подростка:
«Права человека — основа жизни», «Право на труд», «Избиратель-

СТРАНИЦА 131.


ные права», «Права потребителя», «Защита прав человека». Коллективно-творческие
дела помогли ребятам сдружиться и увидеть
друг в друге интересных творческих личностей.
Особенным, любимым и долгожданным делом становятся для
школьников ежегодно открытые сборы. Трехдневные сборы представляют
собой комплекс КТД, проводимых с большой интенсивностью.
Это школа актива. Совет командиров сам готовит и проводит
сборы, сам ищет ответы на возникающие вопросы. Режим
подчеркнутой самостоятельности ко многому обязывает командиров,
поэтому они с честью выходят из трудных ситуаций.
Носить галстук ДИМСИ в нашей школе почетно. Одна из самых
проникновенных наших традиций — линейка посвящения.
С каким трепетом принимают ребята честно заработанные галстуки
из рук «стариков», как волнуются и не могут сдержать
слез! Я убеждена, что именно эти эмоции поднимают сегодняшних
детей над серой обыденностью.
Разновозрастные общественные объединения,
организации, республики посткоммунарского периода
Примером может служить разновозрастная организация «Единство»
школы № 51 (Рязань). Организация была создана 24 сентября
1994 г. на школьном выездном коммунарском сборе «Активист-8».
Общая цель — улучшение окружающего мира в системе добрых
дел. Девиз организации: «Мы разные, но мы вместе!».
Основными формами коллективной творческой деятельности
«Единства» являются коммунарские сборы, откровенные тематические
разговоры у свечи (РУС), фестивали авторской песни, праздники
и игры-путешествия, акции заботы и трудовые десанты, ролевые
игры и тренинги, соревнования и походы.
Основные направления работы:
Забота — благотворительные акции, городские субботники,
экологические акции;
Педагогика — занятия по педагогике, мастер-классы, развивающие
игры, обучающие тренинги;
Культура — кустовые сборы детских общественных объединений,
лагеря актива, коммунарские сборы;

СТРАНИЦА 132.


Здоровье — спортивные праздники, эстафеты, соревнования
для учащихся школы, членов организации и жителей микрорайона,
походы;
Двор — праздник Масленицы для жителей микрорайона,
поздравление с Днем Победы ветеранов Великой Отечественной войны,
концерты ко Дню пожилого человека, акции по озеленению
дворов, посадке деревьев, созданию цветочных клумб, субботники;
Клуб авторской песни «Перекресток» — участие в фестивалях
авторской песни, различных конкурсах и смотрах, бардовские
спевки.
В РВО «Единство» предусмотрен личный рост каждого члена
организации. Установлено 5 ступеней роста: кандидат, новичок, лидер,
комиссар, старший товарищ. Вступить в ряды разновозрастной
организации «Единство» может каждый учащийся МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 51 “Центр образования”» с 5 по
11 класс1
.
Коммунарские идеи в «Российском движении
школьников» (РДШ)
РДШ — общественно-государственная детско-юношеская организация,
деятельность которой целиком сосредоточена на развитии
и воспитании школьников. В своей деятельности РДШ стремится
объединять и координировать организации и лиц, занимающихся
воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.
Создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организации “Российское
движение школьников”»2
. Деятельность направлена на продвижение
государственной политики в области воспитания, на формирование
у подрастающего поколения присущей российскому обществу
системы ценностей. Учредителем организации является Федеральное
агентство по делам молодежи.
1 Сайт школы № 51. URL: http://www.shkola051.ru/off-time/619 2 Сайт «Российского движения школьников». URL: https://рдш.рф/
about

СТРАНИЦА 133.


Каким образом коммунарская методика может входить и внедряется
в деятельность РДШ? Сошлемся на рассуждения Л. С. Нагавкиной,
известного лидера коммунарского движения. Она занимается
проблемой становления Санкт-Петербургского регионального отделения
«Российского движения школьников» в рамках лаборатории
кураторов РДШ (создана в городском «Дворце творчества юных»,
Санкт-Петербург).
«Поддержка социальных инициатив — это наш главный инструментарий
в развитии жизни детского движения»1
. Для формирования
социальной инициативы и активности необходимо создать следующие
условия:
расширение пространства социальной активности (массовые
акции, события внутренней жизни, подготовка к организаторской деятельности);
освоение социальных ролей: участник, организатор, лидер,
инструктор, наставник.
Инструментом для развития, по мнению Л. С. Нагавкиной, должны
стать формы коллективной организаторской деятельности. В качестве
способа поддержки инициатив можно использовать чередование
творческих поручений. Члены РДШ могут объединяться в постоянные
и временные группы для исполнения поручений, творческие
и проектные группы, советы дел.
Следует учитывать, что современные юноши выстраивают свою
траекторию в общественной среде:
кого-то привлекает позитивная социальная роль;
кому-то нужен социальный лифт;
кто-то «ищет себя»2
.
Сложно представить вариант массового продуктивного влияния
включения всех и каждого в социальные инициативы посредством
коллективного творчества. Поэтому в данном движении КТД — это
одна из методик, которая может быть предложена для использования.
1 Нагавкина Л. С. Построение модели самоуправления в районном
отделении Российского движения школьников Санкт-Перербурга (опыт работы
творческой лаборатории кураторов РДШ, 2018) // Воспитательная
работа в школе. № 4-5. 2018. С. 123. 2 Там же. С. 125.

СТРАНИЦА 134.


Далеко не все однозначно в общественных объединениях, которые
создаются в посткоммунарском пространстве. Речь идет об идее заботы
как системообразующей в деятельности данных объединений.
Приведем в качестве подкрепления нашей мысли результаты пилотного
исследования. В 2017-2018 учебном году под нашим руководством
было проведено сравнительное исследование сформированности
заботливого отношения к людям у школьников, участвующих
в деятельности РДШ и школьников, не принимающих участие в общественной
деятельности1
. Для диагностики был использован опросник
«Методика измерения заботы», адаптированный И. А. Фурмановым
и Н. В. Кухтовой. Измерение осуществлялось по трем шкалам: сострадание,
сочувствие (эмпатия), альтруизм. Предполагалось, что уровень
сформированности заботы волонтеров-школьников должен быть существенно
выше по сравнению со школьниками, не участвующими
в волонтерской деятельности.
На рис. 11 представлена итоговая гистограмма.
Рис. 11. Уровень сформировнаности заботы у волонтеров-школьников
и школьников, не участвующих в волонтерской деятельности, %
Исследование показало:
уровень сострадания у волонтеров-школьников (69,6%) на
1,8% выше, чем у школьников, не участвующих в волонтерской деятельности
(67,8%);
1 Исследование проведено студенткой Тюменского государственного
университета Полиной Сотниковой в рамках работы над магистерской диссертацией.

СТРАНИЦА 135.

уровень эмпатии — выше на 1,1% (67,6 и 66,5% соответственно);

уровень альтруизма — выше на 3,6% (68,4 и 64,8% соответственно).

Проведен расчет статистической достоверности по критерию Фишера.
Критические значения имеют фиксированную величину, составляют
φ 0,05 =1,64, φ0,01= 2,28.
Показатель сострадания составил φ эмп (0,32) ≤ φ крит (2,28); показатель
эмпатии — φ эмп (0,19) ≤ φ крит (2,28); показатель альтруизма
— φ эмп (0,60) ≤ φ крит (2,28). Три полученные величины φ эмп
вошли в зону незначимости.
Предположение о том, что уровень заботы волонтеров-школьников,
участвующих в движении РДШ, существенно выше по сравнению
с уровнем заботы школьников, не участвующих в волонтерской
деятельности, не подтвердилось. Акцент делается на креативность,
мобильность, коммуникативность. Но это уже другие приоритеты,
которые существенно отличаются от тех, на которых строилось коммунарское
движение.
§ 2. Перспективы развития коммунарского
движения
Дожди размоют отпечатки наших кед,
Загородит дорогу горная стена,
Но мы дойдем, и грянут волны в парапет,
И зазвенит бакштаг как первая струна.
В. Ланцберг
Возникает вопрос: «Что дальше?» Современные исследователи
строят прогнозы.
В 2014 г. С. Д. Поляковым было проведено исследование, направленное
на выявление сценариев развития коллективного творческого
воспитания. Прогноз возможных сценариев был сделан
в 1993 г. Были предложены сценарии: «альтернатива», «обновление»,
«технологическое совершенствование», «рассыпание», «исчезновение»,
«ретроинновация», «лейбл».


СТРАНИЦА 136.

Спустя 20 лет, 23 эксперта отмечали из предложенного списка
сценарии, которые, с их точки зрения, осуществились в отношении коллективного
творческого воспитания. Эксперты отметили как реализовавшиеся
следующие сценарии: «технологический» (распространяется
технологическая цепочка, которая оторвалась от идеи заботы), «рассыпание»
(используются отдельные приемы коллективного творческого
воспитания), «исчезновение» (коммунарство стало историческим фактом),
«лейбл» (коммунарская методика оторвалась от своей сути, живет
своей жизнью; КТД называют нечто, далеко отличное от сути)1
.
Исследователи коммунарского движения строят новые прогнозы,
описывают возможные сценарии развития.
Развитие практики социального творчества
Н. П. Царева проводит связь между технологией коллективной
творческой деятельности, основанной на поиске общественно важного
дела, и технологией коллективного проектирования. Автор обращает
внимание на то, что коллективная творческая деятельность выстраивалась
как решение общественно важных проблем, которые ребята
смогли увидеть в жизни. Социальное проектирование является современным
средством проявления общественной активности. На данном
этапе возможна интеграция технологий, которая «дает новый импульс
заботе об улучшении окружающей жизни, позволяет вывести социальное
творчество на новый уровень»2
. Технология социального проектирования
«создает благоприятные условия для социального творчества».
В социальном творчестве «заключен гуманный смысл совершенствования
жизни общества, где сам человек — активный созидатель,
осознанно преобразующий жизненное пространство во благо
людей»3
. В социальном творчестве заложен содержательный, методический
и нравственный потенциал коммунарства.
1 Поляков С. Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка.
М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. С. 136-137. 2 Царева Н. П. Социальное творчество как современная форма реализации
воспитательных идей коммунарской методики // Социальная педагогика.
2017. № 1-2. С. 188. 3 Там же. С. 189.

СТРАНИЦА 137.

Дистанционный вариант развития коммунарской
методики
С. В. Нилова делает оптимистичный прогноз: «Сейчас коммунарство
может вновь противостоять формализму педагогической деятельности
и может наполнить воспитательную деятельность новыми
смыслами»1
. Для этого коммунарская методика должна свой вектор
развития связать с современными ИКТ [информационно-коммуникационные
технологии. — И. Е.]. «Например: 1) массовые открытые онлайнкурсы
(Massive Open Online Courses); 2) дистанционные курсы для
педагогов разных образовательных учреждений по освоению технологии
коллективной творческой деятельности и сотворчества; 3) дистанционные
курсы обучения представителей студенческого самоуправления».
Автор идеи считает, что следует создавать сетевую форму взаимодействия
между вузами по освоению данной методики. Кроме того,
коммунарство, по мнению С. В. Ниловой, может найти себя в идее
свободного программного обеспечения, которое может включить коллективное
творчество программистов разных стран и «дать пример дистанционного
совместного творчества на пользу людям»2
.
Освоение дискурсивной практики
Ценными элементами методики, которые востребованы современностью,
по мнению М. А. Гусаковского, являются практики коммуникации
и исполнения, перфоманса. Осваивая богатую практику
коммуникации, наработанную в КТД («огоньки», общие сборы, откровенные
разговоры), личность получает качественно новый для
себя результат: в общей «наложенности, сложенности голосов», она
научается «формировать особое поле индивидуальной жизни»3
. Основной
результат — это освоение «практики говорения, дискурсов».
Практика исполнения, перфоманса создает личную вовлеченность,
1 Нилова С. В. Коммунарство и сотворчество // Российский гуманитарный
журнал. 2014. Т. 3. № 3. С. 224. 2 Там же. С. 225. 3 Гусаковский М. А. Коллективная творческая деятельность как перформатив
и ее воспитательные возможности // Социальная педагогика.
2017. № 1-2. С. 65.

СТРАНИЦА 138.

поскольку, только лично включившись в процесс, можно что-либо
«исполнить» для себя. Личная вовлеченность — это способ постижения
истины и смыслов. Коллективное творческое мышление, по утверждению
М. А. Гусаковского, — это машина, «способная создавать
ситуации смысла»1
. КТД в новой терминологии — это образовательное
событие, которое позволяет критически прочесть существующую
ситуацию, расширить свой ментальный опыт, обрести
контроль над навязываемыми нам значениями и обрести «первичный»
жизненный смысл. Овладение такой практикой расширяет горизонт
возможностей личности.
Личностно ориентированное воспитание
С. Д. Поляков устойчиво связывает коммунарское воспитание
с социально-политическим развитием общества и теми тенденциями,
которые могут возобладать в социуме. Он не дает однозначного прогноза
и определяет следующие варианты развития событий.
Один вариант — движение к государственному обществу
(государственно-общественный). Воспитание ориентировано на формирование
социальной успешности в определенных нормативных
рамках. Педагогика коллективного творческого воспитания может
существовать «как допустимая практика»2
, ориентированная на
успешность и конкурентоспособность.
Другой — движение к гражданскому обществу (общественногражданский).
Воспитание ориентируются на самоопределение, саморазвитие,
самореализацию личности. В данном случае наиболее
приемлемый вариант развития коллективного творческого воспитания
— «личностно ориентированное». С. Д. Поляков вводит понятие
«личностно-коллективное творческое дело» и дает ему характеристику.
«Личностно-коллективное творческое дело, сохраняя этапность
организации традиционного КТД и его общую направленность, имеет
специфические особенности:
1 Гусаковский М. А. Коллективная творческая деятельность как перформатив
и ее воспитательные возможности // Социальная педагогика.
2017. № 1-2. С. 67. 2 Поляков С. Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка.
М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. С. 139.

СТРАНИЦА 139.


в ходе предварительной работы и коллективного целеполагания
акцент делается на коллективных основаниях дела;
наряду с коллективностью планирования подчеркивается авторство
идей, предложений;
возможен выбор «ролей», поручений, форм объединений
с другими участниками дела вплоть до решения об участии или неучастии
в коллективном творческом деле;
КТД направлено не только на заботу о других людях, но
и на свое личностное индивидуальное развитие;
подчеркивается вклад каждого в общее дело;
значимость в подготовке и проведении коллективного творческого
дела “прояснения индивидуальных потребностей ценностей
идеалов его участников”»1
.
Спасение человечества от безделья
Р. В. Соколов предрекает коммунарской методике «небывалый
взлет популярности». Более того, он считает, что коммунарство может
«даже стать чем-то вроде мировой религии». У человечества
с

Добавлена 17.11.2019 в 04:37:53

Письмо авторам



Последние статьи:
 

  Вводка

 

 

 

  После карантина

 

 

  "МИНУТА НЕМОЛЧАНИЯ". 14.2.2020, 22.22

  Задания метранпажам


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript