Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > КЮК


Книга Емельяновой, СТРАНИЦЫ 100-120.


СТРАНИЦА 101.


Общий сбор — это, по сути дела, коллективная рефлексия прожитого
дня, отрезка жизни коллектива. Такое обсуждение позволяет
снять назревающие конфликты, увидеть просчеты, поблагодарить за
своевременную помощь, поздравить с победой. Общий сбор является
логической точкой проведенного дела, помогает осмыслить произошедшее,
формирует систему ценностного отношения к совместному
проживанию.
Выборные должности
Командир, комиссар, дежурный командир — это выборные
должности в коммунарских коллективах. Командир и комиссар избираются
на определенный длительный период: на год работы коммунарского
клуба, на коммунарский сбор, на агитпробег. Командир
отвечает за организационно-хозяйственную часть, комиссар — за
реализацию программы. Дежурный командир избирается на один
день и отвечает за программу дня. При таких должностных обязанностях
разделяются сферы ответственности, что в целом повышает
качество решения общей задачи.
Должность дежурного командира связана с максимальной мобилизацией
личности на один день. Человек обязательно получает обратную
информацию. На вечернем «огоньке», характеризуя прожитый день, оценивают
и дежкома. Такая проба себя дает бесценный опыт лидерства.
Должность дежурного командира вносит порядок в организацию
работы коллектива. Всегда понятно, кому нужно задавать текущие
вопросы в течение всего дня.
Вспоминает автор
Мне пришлось быть в числе организаторов слета юннатов,
который проводился в загородном лагере и продолжался несколько
дней. Организаторов было много: представители комсомола,
образования, сотрудники станции юннатов. При этом
каждый считал, что именно он здесь главный. Как только
кому-то из организаторов приходила в голову мысль, он хватал
громкоговоритель и выкрикивал команды. В конце второго дня
возник всех раздражающий хаос. Тогда я предложила следующее:
из числа организаторов слета назначать одного дежурного
командира дня. Распоряжения и организационные команды

СТРАНИЦА 102.

должны исходить только от него. Сначала все удивились, а затем
решили попробовать. Как все преобразилось! Порядок мигом
наладился. Я сама не ожидала такого эффекта. Облаченный
полномочиями преисполнился ответственности и перестал
хаотично выкрикивать распоряжения. У него уже была
другая задача: лично отвечать за порядок в течение дня.
Как оказывается, такая организационная находка, как дежурный
командир дня, работает не только в коммунарском коллективе. Она
помогает при приведении любого большого дела. Мобилизоваться на
один день может каждый. Это снимает риск эмоционального выгорания:
почему все на мне. У других организаторов высвобождаются
ресурсы для решения более важных задач (согласование вопросов,
корректировка программы и др.), которые неизбежно возникают там,
где собирается большое количество людей.

§ 3. Традиционные коллективные творческие дела
коммунарских коллективов
Счастлив, кому знакомо
Щемящее чувство дороги,
Где ветер рвет горизонты
И раздувает рассвет.
Ю. Визбор
Гайдаровская атака, десант
В коммунарской практике распространенной формой помощи
людям была гайдаровская атака. Гайдаровская атака — операция,
имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей
жизни недостатков, которые можно устранить силами своего
коллектива и его друзей. Такие атаки совершаются в короткий
срок, в течение одного или нескольких часов.
Возможные задания (предложения) для атак:
расчистить территорию (например, детского сада) от снега,
листьев и т. п.;

СТРАНИЦА 103.


посыпать песком обледенелые дорожки;
украсить общественные здания (например, школу, клуб), посадить
цветы у памятника и т. п.;
построить или отремонтировать пешеходные мостики;
подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары
и т. п.;
заготовить дрова для дома престарелых, детских яслей, сельской
начальной школы, больницы и т. п.
Трудовые атаки проводятся после специальной разведки или по
любому сигналу о замеченных в окружающей жизни недостатках.
Создается сводный отряд добровольцев (из ребят разного возраста
вместе с их взрослыми друзьями), выбирается командир. Этот отряд
затем отчитывается о результатах атаки перед всем коллективом (октябрятской
группой, пионерским отрядом, классным комсомольским
коллективом и т. п.) или перед руководящим органом (советом дружины,
комитетом ВЛКСМ и др.).
Очень важно, чтобы трудовая атака держалась в секрете от тех,
о ком заботятся участники операции, или, по крайней мере, о ней
знали только ответственные лица, с которыми нужно договориться,
чтобы не получилось недоразумения.
Из коммунарского дневника Галины Рогачевой и Галины Ворониной
(«Фрунзенская коммуна», Ленинград)
«И вот — полночь. Самое темное время. Вокруг костра —
столпотворение: составляются сводные отряды. Юра Афанасьев,
командир операции “Мост”, — в плотном кольце мальчишек.
Здесь все наши детдомовцы и еще несколько ребят, удравших,
подобно Тому Сойеру, из теплых постелей.
Собирается снаряжение: топоры, пила, гвозди, банки с краской,
кисти, электрические фонарики. Еще минута — и в лагере
не остается никого… Другие идут в деревню. Стараемся
идти как можно тише: надо, чтобы операция прошла втайне.
У нашего отряда — самый длинный путь. Километра три
топаем вдоль берега реки, потом — по пустынной улице села.
Но вот и старинное одноэтажное здание начальной школы!
Разделились на две команды. Одна принялась за оформление
крыльца, а другая, вооружившись пилами и теплыми напутствиями
“хозяйки школы”, отправилась к сараю.

СТРАНИЦА 104.


Да, это совсем не простое дело — пилить дрова! Подойдя к поленнице,
мы столкнулись с первой трудностью: не было козел.
Пришлось соорудить довольно сложные установки из бревен и поленьев.
Они не были, конечно, образцом передовой техники, но все
же кое-как держали бревно, а это было самое главное…
Но вот последнее бревно одолели. Подошли к крыльцу школы,
которое украшали рисунками наши художники. Работа
была в самом разгаре. Стали ожидать конца и подбадривать
живописцев. Но вот и конец. Полюбовались веселым солнышком
на фронтоне, звездами, ракетными кораблями и пошли домой.
Стали подходить к автобусной будке: никого нет, а будка
стоит и сияет свежей краской. Это постарались наши подруги
из КиМа во главе с Инной Аванесян. Через речку шли по новому
мостику. Это сделали Юра Афанасьев и мальчики».
Десант — это выход или выезд добровольцев на помощь другим,
ударная работа в течение одного или нескольких дней. Он организуется
по призыву тех, кому нужна помощь, по заданию руководящих
органов или инициативе самого коллектива, например, в результате
гайдаровской разведки. Десант может включать помощь колхозу, совхозу,
подшефному предприятию, лесничеству, подмогу в проведении
массовых праздников, избирательных кампаний и т. д.
Агитпробег
Агитпробег — форма социального взаимодействия с населением.
Он стал визитной карточкой пермского «Клуба юных коммунаров»,
тюменского «Борея», «Юнкома» и других коммунарских коллективов.
Начинается подготовка агитпробега с рождения идеи. Идею необходимо
озвучить, она должна пройти проверку на оригинальность.
В совместном обсуждении вызревает цель агитпробега. Далее составляется
маршрут. Определяется форма передвижения: пеший,
лыжный, конный, вело-, авто-, поездом. Назначаются остановки.
Производится расчет времени на передвижение, на работу по программе,
на отдых. Описываются основные события (постановочный
план) агитпробега. Пишется подробная программа. Готовится обязательная
часть программы: спектакль, митинг, концерт. Проводятся
репетиции. Готовится необходимый реквизит. Решаются организационные
вопросы: согласования, поиск транспорта, финансирование.

СТРАНИЦА 105.


Программу агитпробега составляет совет дела. Затем каждая
группа получает свое задание: подготовить спектакль, программу работы
со школьниками, педагогами, составление маршрута.
Приведем для примера план одного дня (агитпробег по сельским
школам Тюменского района клуба «Борей»).
1. Торжественная линейка — встреча с сельскими школьниками
и их педагогами (взаимные приветствия, сдача рапортов, обмен
подарками).
2. Работа студенческих творческих групп с октябрятами, пионерами
и старшеклассниками (одновременно):
1-2 классы — «Путешествие в сказку»;
3-4 классы — военная игра «Найди знамя»;
5-6 классы — «Город мастеров»;
7 класс — «Парад наук»;
8-10 классы — «Встреча с профессиями».
3. Спортивные товарищеские встречи по волейболу и баскетболу
между сборными командами педагогов, старшеклассников,
студентов и членов клуба.
4. Вечер отдыха для коллектива преподавателей и старшеклассников.
В пpoгpaммe: спектакль, стихи, песни, юморески, пантомима.
5. Общий сбор участников агитпробега (подведение итогов,
линейка, передача дежурства).
6. Работа пресс-центра (составление летописи).
Должностные обязанности в агитпробеге:
командир отвечает за общий порядок, за всю жизнедеятельность
в коллективе на протяжении всего агитпробега;
комиссар — за содержание работы, реализацию программы
агитпробега;
дежурный командир дня — за программу дня;
начпрод — за питание коллектива на протяжении всего
агитпробега;
хозвзвод — группа жизнеобеспечения (выбирается на
один день).
В ходе агитпробега студенты не только решали задачу распространения
методики КТД, но и сами ее более глубоко осмысливали.
Вспоминает автор
В третьем классе проводится «Путешествие в сказку». Детям
раздали роли, маски, слова. Они бодро отрепетировали из-

СТРАНИЦА 106.


вестные сказки и показали. Все были довольны: и педагоги, и студенты.
Но на общем сборе возник вопрос: «Можно ли назвать
проведенное дело коллективным творческим делом?» Спор был
принципиальным. Закончился он тем, что Ольга с Ириной заявили,
что они готовы показать, чем отличается КТД «Путешествие
в сказку» от того, что произошло сегодня. На следующий
день, уже в другой школе, когда стали делить детей на группы, они
провокационно заявили: «А к нам в группу пусть придет тот, кто
хочет сам сочинить сказку». Группа моментально набралась. Рождалась
сказка радостно и бурно, педагоги даже несколько раз делали
замечания в связи с шумом. Но зато, когда дети показали новый
сюжет и так вжились в роль, что начали импровизировать по ходу
пьесы, всем стало очевидно, что коллективное творчество было
именно в этой группе. Больше всего были удивлены педагоги школы.
Раскрылись те, кто, по их словам, «рта на уроках не открывают».
Эта история стала показательной в плане понимания сущности
методики коллективной творческой деятельности.
Агитпробег учил работать в ситуации экстрима. Если ты идешь
на лыжах несколько часов от одного пункта до другого, а в пункте
назначения тебя ждут к конкретному часу, то времени на расслабление
просто нет. По ходу продвижения у кого-то может сломаться
лыжа, с утра может ударить мороз или начаться оттепель. Нужно
выходить из любых ситуаций.
Когда ты входишь в аудиторию, она может быть настроена поразному:
может быть любознательная, унылая, скептично настроенная,
готовая к любой импровизации. Заготовка чаще всего не работает. Поэтому
по ходу дела рождаются идеи, как лучше расположить участников
к коллективной творческой деятельности. Агитпробег ставит в проблемные
ситуации, которые приходится решать «здесь и сейчас».
Вспоминает автор
КТД «История про Мальчиша-Кибальчиша в наше время».
Историю мы, конечно, с детьми сочинили, но так вяло все шло,
что получили не столько радость, сколько облегчение после завершения
дела. После этого всегда работу с младшими школьниками
мы предваряли веселой игрой. Дети вставали в круг
и начиналась игра-песня: «У оленя дом большой…».
Но, как бы ни была сложна работа — это работа-праздник.

СТРАНИЦА 107.


Вспоминает Тамара Владимировна Дмитриенко («Борей»,
Тюмень)
Есть в становлении и развитии личности такие моменты,
когда многотрудный путь к успеху, большие и малые заботы,
неизбежная во всем деле будничность — все оборачивается своей
праздничной, солнечной стороной, и человек чувствует себя
творцом и бойцом в ряду таких, как и он, идущих той же дорогой.
Великая это, ни с чем не сравнимая радость — единство
взглядов, целей и интересов. Вот такую радость пережили октябрята,
пионеры, комсомольцы, педагоги Дубровинской средней
школы Ярковского района. Об этом шел разговор при подведении
итогов встречи на общем сборе участников агитпробега,
кстати собраться на который удалось только в 23 часа.
В агитпробеге все делается для людей, но лично для человека —
это накопление позитивной энергии.
Вспоминает Людмила Пономарева («Борей», Тюмень)
Очень отчетливо помню приход в сельскую школу в лыжных пробегах.
После морозного воздуха и расстояния столько сил и желания
работать, встречаться с ребятами, участвовать в КТД. Именно
атмосфера и ощущение, что все могу и хочу и именно с теми,
с кем пришла! Незабываемое! Каждому желаю это ощущение!
Агитпробег — это еще и физическая закалка, здоровое напряжение
молодых сил; прекрасная возможность узнать свои возможности.
Вспоминает Надежда Корикова («Борей», Тюмень)
В походе испытала свои духовные и физические возможности.
Трудно было по 6 часов находиться в седле, но пощады не
просила. Эта напряженная работа еще больше всех сблизила.
Заметно менялось настроение бойцов, становились сдержаннее,
внимательнее друг к другу, добрее…
Одной из заметных страниц в истории агитпробегов «Борея» был
комсомольско-молодежный конный пробег «Эстафета поколений»,
посвященный 60-летию тюменского комсомола (1979). Цель агитпробега
— воспитание молодежи на революционных, боевых и трудовых
традициях отцов, на примере жизни и деятельности первых
коммунистов, комсомольцев и коммунаров. Коммунары преодолели
путь в 180 километров, прошли через двадцать две деревни Исетско-

СТРАНИЦА 108.


го района, побывали на местах боев за советскую власть. Программа
агитпробега включала митинги, посещение памятников и братских
могил, лекции, встречи у костров ветеранов и молодежи села, постановку спектакля «Жизнь, прожитая однажды».
Областная партийная газета «Тюменская правда» в заметке от
27 июля 1979 г. «Дорогами красных конников» писала о конном
агитпоходе «Эстафета поколений»: «…Трепетало алое полотнище
в руке кудрявого знаменосца. Кони били копытами землю, чуя дальнюю
дорогу».
Затем был агитпробег по местам боев с белогвардейцами легендарного
комдива Блюхера. Программа всегда выполнялась полностью.
Агитпробеги оставляли неизгладимый след у жителей и самих
участников. Следует воздать справедливость: все агитпробеги с первого
до последнего поддерживались организационно областными
и районными комсомольскими организациями.
Вспоминает Владимир Васильев («Борей», Тюмень)
Наш спектакль мы сыграли на едином дыхании. Не аплодисменты
были нам наградой, а слезы пожилых людей, которые
все это пережили и помнили. Сельская молодежь уже по-иному
смотрела на ветеранов.
Агитпробеги «Клуба юных коммунаров» проходили по селам
Пермского района. Участники готовили концерты и выступали
с ними перед населением в сельских клубах и школах.
Вспоминает Слава Прозументик (КЮК, Пермь)
«Самое большое впечатление от агитпробега — это концерты.
Мне очень нравились все мои связки, потому что, когда
я их рассказывал, все смеялись (особенно за кулисами)! Запомнилось,
как хорошо нас принимали»1
.
Вспоминает Ольга Ершова (КЮК, Пермь)
«Я очень любила пробеги. Особенно период подготовки, когда
придумывались концепция концерта, танцевальные номера.
Репетиции, подбор музыки, пошив костюмов… я до сих пор обожаю
эту суету перед рождением чуда под названием СЦЕНА»2
.
1 Книга о Клубе 1964-2014 / сост. Н. Полыгалова. Пермь: Астер,
2015. С. 53. 2 Там же. С. 170.

СТРАНИЦА 109.


Вспоминает Игорь Мочкин (КЮК, Пермь)
«Лыжные пробеги — это особое испытание для молодых. В зимнее
короткое время суток все находились в движении на лыжах
с рюкзаками за плечами — от одной деревни до другой — и девушки,
и парни. Без компасов, карт, GPS, почти наугад, по направлению.
Всем было тяжело — и тем, кто шел первыми, пробивая по
целине лыжню, и тем, кто замыкал группу, подбадривая отстающих
или забирая их груз на себя. Бывало, что кто-то ломал лыжу
и добирался на одной, терялись в пути и приходили в следующую
деревню по темноте, голодные и обмороженные. А зал сельского
клуба был уже полон, и надо было переодеваться, выходить на сцену
клуба и удивлять, развлекать, смешить. И мы выходили…»1
.
Пермский «Юнком» проводил социально-культурные агитпробеги
по селам Пермского района с концертами и литературно-художественными
композициями; педагогические агитпробеги совместно с
отрядом «Родник» педагогического института, в программу которых
входила учеба актива методике КТД.
Вспоминает В. Макаров («Юнком», Пермь)
«…репетиции, репетиции до потери сознания. Агитпробег —
это ведь не увеселительная прогулка. Это труд. Агитпробег —
это здорово! Особенно, когда понимаешь, что ты нужен людям…
Завидовали сами себе»2
.
Темп жизни агитпробега становился эффективным педагогическим
средством организации коллектива. Разнообразная программа
агитпробегов помогала с первого дня обеспечить быстрое погружение
участников в коллективную деятельность. На вечерних «огоньках»
происходило зарождение общественного мнения. При таком
интенсивном характере деятельности дружеские контакты формировались
на деловой основе.
В агитпробеге все участники были на виду у коллектива, а потому
практически исключалась возможность для возникновения не1
Книга о Клубе 1964-2014 / сост. Н. Полыгалова. Пермь: Астер,
2015. С. 259. 2 Азбука «Юнкома». Истории из жизни клуба старшеклассников Орджоникидзевского
района Перми / под ред. А. П. Лифшиц, Т. И. Лифшиц,
Е. Л. Лялиной. Пермь, 2004. С. 17.

СТРАНИЦА 110.


гативных группировок, поскольку решить задачу пробега можно
было только общими усилиями. В минимальные сроки участники
агитпробега имели возможность проверить себя в конкретном практическом
деле.
Итак, что такое агитпробег?
Агитпробег — это способ поддержания спортивной формы, поскольку
предполагается передвижение по пунктам назначения на
лыжах, велосипедах, лошадях, пешком, на автомобилях или поезде.
Агитпробег — это форма пропаганды педагогических, политических,
патриотических идей и ценностей.
Агитпробег — это особая форма жизни коллектива, который
должен работать на конечную цель. Успех общего дела зависит от
успеха каждого. Здесь не должно быть балласта. Это остро почувствует
коллектив и сам человек.
Агитпробег — это форма социальной открытости. Вся программа
построена на общении с населением. Всегда должно быть, что сказать
людям, иначе они не придут на спектакль или митинг, педагогическую
летучку. Должно быть, что показать: зрелищно и доступно!
Агитпробег — это способ личностного роста. Ситуации самого
разного плана возникают регулярно. Речь идет о случаях, когда
нужно самостоятельно принять решение.
Агитпробег — это проверка на нравственность. Уметь согласовывать
свои интересы с другими, уметь делать выбор, направленный
на созидание, а не на разрушение.
Наработанные Коммуной им. А. С. Макаренко коллективные
творческие дела нашли отражение в «Энциклопедии коллективных
творческих дел». Последователи и продолжатели внесли в эту копилку
свой творческий вклад.
Обратимся к ответам экспертов. Мы просили их назвать события,
дела, которые оставили след, и получили достаточно солидный
перечень: 30 экспертов назвали в общей совокупности 143 события,
которые вспоминаются как значимые.
События мы условно разделили на три группы:
события-дела (сборы, агитпробеги, веснянки, зимовки, оснянки,
спектакли, слеты, кимовские среды, фильмы, конференции, учебы,
трудовые лагеря, трудовые операции и др.);

СТРАНИЦА 111.


события радостного общения (соловьи на рассвете, костровые
посвящения, откровенные разговоры, орлятский круг, проводы в армию,
обретение надежных друзей, приятные поездки, встречи,
«огоньки» и др.);
события личной самореализации и самоутверждения (посвящение
в коммунары, награждение путевкой, переживание чувства
гордости за себя и близких, роль в спектакле, удавшаяся авантюра
с походом, роль в первом отрядном деле).
В процентном соотношении получилась следующая картина (рис. 10):
Рис. 10. Распределение значимых событий по опросам экспертов
Подавляющее большинство событий связаны с делами. Доминанта
дела была явно выражена во всех коммунарских коллективах.

СТРАНИЦА 112.


§ 4. Коммунарский сбор

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
Качнется купол неба большой и звездно-снежный,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
О. Митяев

Коммунарский сбор — ограниченный во времени (от нескольких
часов до месяца) отрезок жизни коллектива, в котором участники
живут, погружаясь в атмосферу коллективной творческой деятельности,
через проведение общественно значимых дел.
Сбор, по С. Соловейчику, — это вкрапление лучшей жизни
в обычную, «островок во времени и душах, островок идеального».
Сбор как романтичная книга о романтичных героях, но ее не читают,
а проживают, и герои в ней — сами воспитанники»1
. Сбор — это
«дело, деятельность, действо», «обучение лучшей жизни, погружение
в лучшую жизнь»2
.
Сборы в зависимости от цели могут быть разных видов:
1. Организационные сборы, где принимаются важнейшие решения
в жизни коллектива, проводятся планирование, разработка
законов, обсуждение первостепенных событий.
2. Традиционные, которые задают определенный ритм жизнедеятельности
коллектива («Веснянка», «Летние лагерные сборы»,
«День рождения клуба»).
3. Тематически116. Одной из главных ценностей сбора является общение нового качества,
которое открывает жизненные смыслы.
Вспоминает Татьяна Попова (АГШШ, Архангельск)
Уже первый общий сбор участников в городе, на котором знакомили
с отрядными вожатыми и ответственными за отряды,
вовлек в интереснейший круговорот событий. Казалось, что штабисты
и вожатые знают какие-то секреты общения, лидерства,
обаяния… И я не ошиблась — действительно, жизнь сбора оказалась
наполненной особым смыслом и особым общением. Все это
мне открылось уже на моем первом — 28-м Коммунарском сборе.
Сбор — открытие мира и себя нового в этом мире. Другой мир
становится твоим на всю оставшуюся жизнь.
Вспоминает Елена Малыгина (АГШШ, Архангельск)
Большое впечатление — это, конечно, Коммунарский сбор,
особенно первый, когда ты попадаешь в совершенно другой мир.
«На сборе все сделано своими руками, своими ногами и своей
головой», — так говорили нам старшие товарищи. Когда мы
попали на поляну, где раскинулись палатки и шатры… Воздух,
комары и какая-то непередаваемая атмосфера дома, без которого
уже немыслима дальнейшая жизнь.
На сборе приходит понимание, что ты из себя что-то представляешь
только вместе с другими людьми. Ты часть большого и прекрасного
целого.

СТРАНИЦА 113.


Вспоминает Андрей Рудов (АГШШ, Архангельск)
1977 г. 1 июля (получается, почти 41 год назад) — первый
день моего первого Коммунарского сбора. Мне 14 и ничего подобного
я не видел и не знаю. Мы только приехали, все чтото
куда-то носят, все заняты, и вдруг проходят мимо ребята
— на руках тащат тяжелый поддон под шатер. И мне
говорят: «Слушай, помоги, пожалуйста!» Я встаю, подставляю
плечо под поддон и становлюсь частью. Потому что
здесь только так и принято.
Люди по-разному попадают на коммунарский сбор: кого-то отправили
от школы или вуза, кто-то пришел с другом, кто-то что-то
слышал и явился полюбопытствовать. Часто люди приходят случайно,
но остаются в коммунарском движении навсегда.

Практика проведения коммунарских сборов позволила выделить
ряд условий, которые обеспечивают успех:
Необходимо создать необычную обстановку. Коллектив можно
вывезти в палаточный лагерь. Местом проведения сбора могут
стать пустая школа, детский клуб. Важно «вырвать» коммунаров из
жизненной рутины.
Интенсивность коллективных творческих дел. День крайне
насыщен. За один такой день готовятся, проводятся, осмысливаются
5-7 совместных творческих дел, направленных на заботу друг о друге,
устремленных на пользу и радость окружающих. Например, «Политдень»
может состоять из следующих КТД: 1) рассказы о забытых
героях; 2) диспут; 3) митинг; 4) трудовой десант; 5) политпутешествие;
6) песни протеста.
Высокое эмоциональное насыщение, которое создается самой
обстановкой сбора: отрядные «огоньки», где происходят разговоры по
душам, серьезные споры при обсуждении творческих проектов, переживание
радости совместного успеха.
Творческое раскрепощение. На сборе постоянно что-то сочиняют,
рисуют, импровизируют.
Романтика, которая создается атрибутами сбора: костер, песни
под гитару, посвящение на рассвете, сюрпризы.
Общественно значимые дела. Непременное условие успеха
сбора — наличие дел на радость и пользу людям. Это могут быть
какая-то милосердническая или экологическая акция, субботник, педагогическая
атака, творческий подарок и др.
Выступая на одной из педагогических конференций, В. А. Караковский
сравнивает коммунарский сбор с педагогической утопией:
«Современная школа в своей гуманистической системе неизбежно
будет создавать некую педагогическую утопию, в которой дети испытывают
реальные ощущения реальной жизни. Меня хорошо поймут
те, кому хоть раз довелось проводить с детьми коммунарские
сборы»1
.
1 Караковский В. А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы
воспитания молодежи // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества:
вчера, сегодня, завтра: материалы межрегион. науч.-практ.
конф. г. Архангельск, 27-28 сентября 2001 г. URL: http://www.altruism.ru/
sengine.cgi/5/23/4/9

СТРАНИЦА 114.


Дело — это ключевое слово любого сбора. В сборовские дела
включаются все. При этом каждое дело завершается коллективной
рефлексией. Хочешь ты или нет, ты должен будешь оценить и дело
в целом и себя в этом деле.
Вспоминает автор
Опишу мой первый коммунарский сбор. Это было так. Владимир
Александрович Рогачев сообщил нам, что мы едем на коммунарский
сбор, на московский форпост. Мы плохо себе представляли,
что это такое, и пошли по проторенной советской действительностью
схеме. Я как зав. пионерской кафедрой подготовила
приветственный адрес (красная папка, в которой красивыми
золотыми буквами написаны правильные слова). Я была
уверена, что Рогачев будет в восторге. Когда я предъявила свое
творение, он начал не просто смеяться, он гоготал. Потом мы
помирились и стали репетировать песню, с которой будем представлять
нашу пионерскую кафедру. Нестройными голосами мы
распевали: «На самый край белой земли, на краешек…». Эта песня
и стала визитной карточкой нашего «Борея» в коммунарском
сообществе. Мне было невозможно интересно, почему неприлично
дарить приветственный адрес коммунарам. Ответ на этот
вопрос я получила, побывав на коммунарском сборе.
Форпост — это полуподвальное помещение с множеством
комнат. Все собрались в актовом зале, где командир сбора
Юрий Березкин обозначил основные события дня. Несмотря на
то, что мы жались к членам своей делегации, нас разделили по
разным отрядам. Но грустили по этому поводу недолго, можно
сказать, вообще не грустили, так как сразу получили задание.
Задания были творческие, их было много, одно следовало за
другим. Я поняла, что это моя стихия. И можно сказать, скоро
обнаглела. Мы обсуждали повесть В. Ф. Тендрякова (уже не
вспомню какую). Оказалась, что я ее не читала, но обсуждала
настолько активно, что группа единодушно решила, что мне
и выступать от отряда. Я поняла, что пора признаваться
в своем невежестве: не дай бог подвести группу. Группа испытала
легкий шок, но все равно отправила меня.
Одним из творческих дел был суд над героем книги. Этого героя
условно изображал Ричард Соколов (руководитель форпоста). Ричард
был невозможно хорош! Высокий, стройный, с бородой и взрос-

СТРАНИЦА 115.


лый. Это ему не мешало во время суда есть яблоки и кидать огрызки
в публику. Он, видимо, думал, что так будет достовернее играть
роль. Но коммунары, дружно осудив героя книги, осудили и Ричарда.
Он принял все как должное и извинился перед сбором. Для меня
такое сокращение дистанции казалось чем-то невероятным. При
этом к нему не изменилось отношение — все бесконечно уважали
Ричарда Соколова, даже как-то боготворили. Это мое ощущение.
Отряд жил бок о бок весь сбор. Это такое единение, которое
достигается не только совместными делами, но и совместным
проживанием.
Еще был «концерт-веточка», где коммунары старшего поколения
пели песни под гитару и вспоминали интересные истории.
Это эмоционально меня добило.
В коммунарство погружаешься сразу и практически на всю
жизнь.
На коммунарском сборе включается основной механизм передачи
методики КТД — из рук в руки. Опыт показывает: сколько не пытаешься
объяснить людям, что из себя представляет методика КТД, полного
понимания никогда не удается добиться. Когда люди попадают
на коммунарский сбор, к ним приходит это понимание. Работает вся
атмосфера коллективного творчества. Человек на сборе проходит полный
цикл создания КТД: от поиска идеи до обсуждения результатов.
На сборе люди получают неявное знание, которое невозможно оформить
в слова: знание про себя, про других, про жизнь.
Вспоминает Людмила Плишкина («Юнком», Пермь)
«Первый Мартовский сбор. Было 187 человек. А мы все только
начинали, у нас все первый раз. Ты командир. У тебя отряд
— это впервые. Усталость по вечерам, радость или недовольство
собой, отрядом, дежурным командиром — впервые.
Совет командиров допоздна со спорами по распорядку, с рассказами
об отрядах, с песнями — впервые. В комнате совета
командиров стояли напротив два стула. Может быть, только
они знали, почему девчонки-командиры иногда выбегали сюда,
едва сдерживая слезы. Наверное, было трудно»1
.
1 Азбука «Юнкома». Истории из жизни клуба старшеклассников Орджоникидзевского
района Перми / под ред. А. П. Лифшиц, Т. И. Лифшиц,
Е. Л. Лялиной. Пермь, 2004. С. 59.
116
Одной из главных ценностей сбора является общение нового качества,
которое открывает жизненные смыслы.
Вспоминает Татьяна Попова (АГШШ, Архангельск)
Уже первый общий сбор участников в городе, на котором знакомили
с отрядными вожатыми и ответственными за отряды,
вовлек в интереснейший круговорот событий. Казалось, что штабисты
и вожатые знают какие-то секреты общения, лидерства,
обаяния… И я не ошиблась — действительно, жизнь сбора оказалась
наполненной особым смыслом и особым общением. Все это
мне открылось уже на моем первом — 28-м Коммунарском сборе.
Сбор — открытие мира и себя нового в этом мире. Другой мир
становится твоим на всю оставшуюся жизнь.
Вспоминает Елена Малыгина (АГШШ, Архангельск)
Большое впечатление — это, конечно, Коммунарский сбор,
особенно первый, когда ты попадаешь в совершенно другой мир.
«На сборе все сделано своими руками, своими ногами и своей
головой», — так говорили нам старшие товарищи. Когда мы
попали на поляну, где раскинулись палатки и шатры… Воздух,
комары и какая-то непередаваемая атмосфера дома, без которого
уже немыслима дальнейшая жизнь.
На сборе приходит понимание, что ты из себя что-то представляешь
только вместе с другими людьми. Ты часть большого и прекрасного
целого.
Вспоминает Андрей Рудов (АГШШ, Архангельск)
1977 г. 1 июля (получается, почти 41 год назад) — первый
день моего первого Коммунарского сбора. Мне 14 и ничего подобного
я не видел и не знаю. Мы только приехали, все чтото
куда-то носят, все заняты, и вдруг проходят мимо ребята
— на руках тащат тяжелый поддон под шатер. И мне
говорят: «Слушай, помоги, пожалуйста!» Я встаю, подставляю
плечо под поддон и становлюсь частью. Потому что
здесь только так и принято.
Люди по-разному попадают на коммунарский сбор: кого-то отправили
от школы или вуза, кто-то пришел с другом, кто-то что-то
слышал и явился полюбопытствовать. Часто люди приходят случайно,
но остаются в коммунарском движении навсегда.


СТРАНИЦА 117.

Вспоминает Виталий Показаньев («Борей», Тюмень)
Я в это время учился в Тюменском инженерно-строительном
институте. И вот меня и моих друзей вызвали в комитет комсомола
института и сказали примерно следующее: «Там, в университете,
должно проводиться какое-то мероприятие, связанное
с лыжным пробегом. От нашего института нужны студенты.
Вы же бегаете на лыжах, так вот и пробегите им там». Я бегал
на лыжах еще со школьных времен, выступал на спортивных соревнованиях, поэтому согласился. Таким вот образом я попал на
свой первый коммунарский сбор, показавшийся мне поначалу собранием каких-то странных людей. В дальнейшем эти люди оказались все разными, но интересными и замечательными.
Люди приходят часто, находя какие-то лично для себя привлекательные вещи, которые для коммунарства являются сопутствующими,но затем усваивают идеологию.
Вспоминает Александр Назаров («Юнком», Пермь)
«В клуб меня заманил мой одноклассник. В это время я уже
довольно прилично играл на гитаре. Его основными аргументами
были те, что там поют такие классные песни, и вообще, все
здорово! …Итак, я поднимаюсь на второй этаж и вижу ребят,
которые поют, положив друг другу руки на плечи… Осталось
волнительное ощущение чего-то необычного, и в следующую
среду в клуб я поехал уже самостоятельно. После нескольких
сред, переписав от руки кучу песен, и, узнав немного членов
клуба, пошел в отряд “КОД” (отряд дружинников), потому что
там были тренировки по самбо»1
.
Наработанная в коммунарстве форма коммунарского сбора достаточно
эффективно работает и в традиционной системе.
Вспоминает автор
Когда я впервые проводила методологический семинар для
студентов магистратуры Тюменского государственного университета
с выездом на университетскую базу «Лукашино» по
1 Азбука «Юнкома». Истории из жизни клуба старшеклассников Орджоникидзевского
района Перми / под ред. А. П. Лифшиц, Т. И. Лифшиц,
Е. Л. Лялиной. Пермь, 2004. С. 47.

СТРАНИЦА 118.


методике КТД, одна коллега особенно волновалась: «По-моему,
у нас ничего не получится». Я ей сказала: «Доверься мне, и сделай
то, что я прошу». Ее часть — это вводное сообщение о
проблемах современной школы, на базе которого студенты делали
научно-исследовательские проекты (вариант лаборатории
нерешенных проблем). После того как студенты защитили
проекты, сочинили гимн магистратуры и спели на прощание
песню в общем кругу, положив руки на плечи друг другу. Потом
бесконечно нас благодарили, она подошла ко мне и сказала:
«Видимо, ты знаешь что-то такое, чего не знаю я». Теперь мы
регулярно проводим такие выезды, и уже никто не сомневается
в успехе. Надо почувствовать, а не только понять как методика
работает.
Что за секреты усвоили мы за время нашей коммунарской жизни?
Секрет первый. Нужно участников погрузить в новую среду,
«вытряхнуть» из привычной жизни. Идеально работает сборовский
вариант с выездом в лагерь, на туристическую базу. Необычность
обстановки помогает снять барьеры сопротивления к педагогическим
воздействиям у участников сбора. Пока они осматриваются, уже получают
задание и работают в группах.
Секрет второй. Поддерживать атмосферу свободы творчества.
Отказ от какой-либо критики в процессе выполнения задания; поддержка
любых идей; понимание того, что важен не столько конечный
продукт, сколько моменты открытий Истины, — вот главные
принципы работы.
Секрет третий. Отказаться от привычной формализованной
роли педагога. Самому расслабиться и получить удовольствие от
процесса творчества; радоваться моментам выхода за пределы обыденной
педагогической рутины; быть готовым к созданию нового совместно
со всеми участниками.
Секрет четвертый. Верить, что все получится в лучшем виде.
Освободиться от страха несоответствия каким-либо заданным параметрам;
принимать любой творческий продукт как достойный внимания.

СТРАНИЦА 119.


§ 5. Ограничения в использовании методики
коллективного творчества
Несмотря на технологичность и высокую результативность, КТД
нельзя считать универсальной формой работы на все времена. Методика
коллективного творчества имеет достаточно много ограничений.
Эти ограничения связаны с методическими особенностями КТД:
все недостатки являются продолжением наших достоинств.
Создание творческого продукта «сейчас и здесь», отсутствие длительной
репетиционной подготовки (в привычном смысле) перед его
демонстрацией являются безусловным достоинством КТД. Резуль

Добавлена 17.11.2019 в 04:37:17

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript