Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > КЮК


Книга Емельяновой, СТРАНИЦЫ 81-100.

СТРАНИЦА 81.

Вспоминает Катя Попова («Борей», Тюмень)
Я хочу рассказать о системе работы дежурных командиров
слетов и сборов как об одной из эффективных методик формирования
лидеров. Мне довелось пройти эту школу во время слета
на Белом пароходе.
XI слет КМС на Белом пароходе в августе 1975 г. — это,
конечно, настоящая легенда. Я благодарю судьбу за то, что
мне посчастливилось участвовать в работе слета.
В течение 20 дней мы плыли по Волге на белоснежном корабле
(откуда и появилось название слета) под настоящими алыми
парусами. В слете участвовали представители огромного
количества городов всего Советского Союза: от Владивостока
до Бреста. Программа слета была очень динамичной и насыщенной:
научно-практические конференции, коллективные
творческие дела, диспуты, экскурсии, песни у костра, общие
сборы по вечерам, утренние линейки, спортивная зарядка, футбольные матчи, концерты… Жизнь слета захватывала с первого
мгновения.
Традиционной обязанностью на слете было поочередное дежурство
отрядов. Из числа дежурного отряда выбирался дежурный
командир слета. Нашему отряду выпало дежурить
буквально на третий день, о чем было объявлено на вечернем
общем сборе. Дежкома слета решили выбрать утром. Мне
и в голову бы не пришло, что выбор может остановиться на
мне. Я, конечно, не из робкого десятка, но узнай я вечером о назначении
дежурным командиром слета — ночь была бы бессонной...
А так я даже испугаться не успела, на это не хватило
времени в буквальном смысле слова — я вела утреннюю линейку
слета минут через 15-20 после того, как узнала, что буду
дежкомом.
Обязанности дежурного командира мне объяснили, передавая
листок с программой слета на текущий день, одной фразой:
«Твоя задача — обеспечить работу всего слета в точном
соответствии с программой».
В принципе, весь день работали в одной связке — командир,
комиссар, дежком. Командир и комиссар, как старшие товарищи,
оперативно по ходу дела информировали меня. Большая
поддержка была и от нашего дежурного отряда. Я сразу по-


СТРАНИЦА 82
чувствовала, что могу в любой момент обратиться к каждому
из наших ребят с просьбой «найти, сказать, передать» и в ответ
услышу доброжелательно-озорное: «Есть, товарищ дежком!».
Вечером на общем сборе слета при традиционном подведении
итогов мою работу в роли дежурного командира оценили
на «отлично», отметили, что все было организовано четко
и без суеты. Как у меня выросли крылья!
Обратимся к оценкам экспертов. Отвечая на вопрос: «Что является
личным приобретением в плане накопления знаний, умений,
способностей?» — эксперты выделяли следующее:
способности взаимодействовать: слушать, уважать мнение
другого, вступать в контакт, выстраивать диалог, договариваться, делить
ответственность, отстаивать свою точку зрения, работать в команде;
лидерские способности: умения работать с аудиторией, организовывать
людей для подготовки и проведения дела (с нуля до результата),
проявлять инициативу, принимать решения и нести за них
ответственность, ставить коллективные задачи, анализировать, планировать,
убеждать, доводить любое дело до конца, брать на себя
ответственность за дело и других, стремление делать дело хорошо,
способность в каждом видеть сильные стороны и лучшие качества,
ставить развивающие задачи, верить людям, быть открытым новому;
способности к самоорганизации: умение грамотно расставлять
приоритеты, ставить перед собой новые цели, планировать свою
работу, собранность, дисциплина, умение организовывать личное
время, способность признавать и изучать свои ошибки, рассматривая
это как способ поиска новых путей.
Отмечают, что в процессе жизнедеятельности в коммунарском
коллективе сформировались такие человеческие качества: способность
дружить, делиться, радоваться с другими и за других, учиться,
верить, искренне проявлять свои чувства и эмоции; внимательность
к людям; способность слушать и слышать другого. Опыт коммунарства
убедил: главная ценность — это люди.

СТРАНИЦА 83.


§ 5. Казусы коммунарской педагогики
Будут горы сомнений
Будут вершины открытий
Обидят, не жди утешений
Губы крепче сожми ты.
А. Лутошкин
Все наши недостатки — продолжение наших достоинств. Казусы
коммунарской педагогики проявились в отношении коммунаров
к социальной системе (школа), к себе, педагогам.
Ситуации непонимания начались уже в период работы «Коммуны
юных фрунзенцев». КЮФ, официально работая как школа актива,
стала жить обособленной жизнью. Дети, попав в среду КЮФа,
уже не хотели его покидать, не хотели идти работать в школьные
пионерские и комсомольские активы. Это вызывало понятное недовольство
со стороны школ. В коммуну направлялись лучшие, актив.
«Казалось, старт взят успешно», И. П. Иванов и другие организаторы
не ожидали грозы, но она ударила оттуда, откуда никто не ждал.
Работа коммуны вызвала недовольство школьных администраторов,
пошли не только жалобы, но и просьбы прекратить эксперимент
«как разрушающий систему работы классных руководителей с пионерскими
отрядами, которую ведут в школах в соответствии с распоряжением
Министерства народного просвещения»1
.
Потрясающим для всей коммунарской системы казусом стал
уход И. П. Иванова из «Коммуны юных фрунзенцев». Данный факт
описан в тексте «Фрунзенской коммуны». К этому событию то и дело
обращаются участники коммунарского движения в своих воспоминаниях.
Предыстория следующая.
И. П. Иванов, как научный руководитель, пропускал через себя
все удары и недовольства, исходящие от школ и райкома комсомола.
Идея, которая, с точки зрения И. П. Иванова, должна была спасти
«Коммуну юных фрунзенцев» и ее репутацию, заключалась в создании «спутников коммуны». По замыслу ученого, «спутники коммуны» будут распространять методику коллективного творчества по
1 Царева Н. П. Политические препятствия в период создания «Коммуны
юных фрунзенцев» // Социальная педагогика. 2017. № 1-2. С. 28.

СТРАНИЦА 84.

школам Фрунзенского района. С этой идеей он и пришел в ревком
(ревком — это орган, куда входили взрослые члены коммуны). Но
вместо поддержки от своих друзей, на которую он, безусловно, рассчитывал,
И. П. Иванов встретил открытую оппозицию и обвинение
в том, что ему эксперимент дороже детей. Обвинительную линию
поддержали члены коммуны. И. П. Иванов остался в одиночестве.
Ему пришлось уйти. Это событие описали фрунзенцы.
«…Однажды Олег Иванович [под этим именем в тексте
«Фрунзенской коммуны» выведен Игорь Петрович Иванов —
И. Е.] пришел на заседание ревкома с новым планом. План был
ошеломительный. Коммуна закрывается! Весь район, вся пионерская
организация района должна жить так, как живет
коммуна, и, следовательно, существование особых коммунарских
отрядов теряет смысл.
Внешне это было очень красиво: от небольшой коммуны —
к коммунарскому району! А получится ли это на практике?
Коммуна открыта для всех. Не было случая, чтобы ктонибудь
захотел вступить в нее, а его бы не приняли, сказали
бы: “Ты недостаточно хорош”. Мы рады каждому, работа найдется
для всех; а если работаешь хорошо, получишь звание коммунара.
Ревком план Олега Ивановича не принял. Он показался утопическим
и опасным.
…Выходит, все было игрой, “научной работой”, экспериментом,
который по воле исследователей можно куда угодно повернуть,
а в случае чего и закрыть, тщательно подведя итог?
Нет! Нет и нет! Все было реальностью, правдой и останется
правдой!
— Мы так не можем, — сказали ребята.
— Значит, погибнет дело, — мрачно проговорил Олег Иванович,
встал и ушел»1
.
Р. В. Соколов находит оправдание ревкомовцам. Дело в том, что
И. П. Иванов сам на себя брал решение всех проблем. Тема, с которой
он пришел в ревком, «не вызрела». Если бы идея не форсирова1
Фрунзенская коммуна. М.: Детская литература, 1972. URL: http://
www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bib000fru.html

СТРАНИЦА 85.


лась, а развивалась эволюционно, то «удалось бы избежать многих
драматических ситуаций»1
. Оценивая ситуацию позднее (25 лет спустя),
Р. В. Соколов высказывается более критично — называет ревком
«полубогемной публикой», которую «проблемы Иванова и КЮФа
совсем не интересовали. Никто из них и думать не хотел идти с ребятами
осенью в школы и заниматься там какой-либо пионерской
работой»2
. Ошибочным он считает положение И. П. Иванова — научный
руководитель. Это не та должность, которая позволяла управлять
решением.
Фрунзенская коммуна ополчилась против своего научного руководителя,
более того, изгнала «отца-основателя» из своих рядов. При
этом оправдала себя абсолютно. Они усмотрели в поведении Игоря
Петровича неискренность по отношению к самим себе.
Этим «взрослым» решением, безусловно, можно умиляться: вот на
что способны дети! Но коллективное «ату» — это еще не показатель
высокой нравственности. Здесь сработало не столько коллективное
созидание, сколько коллективный эгоизм. И. П. Иванов хотел сделать
звездную коммуну. Это означало, что каждый должен подняться на
принципиально новый качественный уровень. Уровень ответственности
в разы возрастет. Мы сила, когда мы вместе, по одному все гораздо
сложнее. Поэтому коммунары решили остаться единой монолитной
силой. Они, скорее всего, усмотрели в предложении своего руководителя
опасность для всего коллектива. Задача, которую ставил
И. П. Иванов, была больше той, с которой они могли справиться. Посвоему
коммунары правы. Только решение принято разрушительное.
Казусы возникали, когда коммунары взаимодействовали с социумом.
Привыкшие на коммунарских сборах говорить то, что думают,
многие это приобретенное свойство переносили на другие жизненные
ситуации, шокируя окружающих и наживая неприятности себе.
Коммунары на практике свободно высказывали свое мнение, невзи1
Соколов Р. В. Участие населения в воспитании детей и подростков
по месту жительства: учеб. пособие. М., 1993. 199 с. URL: http://makarenkosokolovy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=77:1-h-knuhastbe-nasel&catid=39:2013-09-28-21-32-08&Itemid=55
2 Соколов Р. В., Соколова Н. В. Коммунарская методика и коммунарское
движение: судьба субкультурного феномена // Социальная педагогика.
2017. № 1-2. С. 53.

СТРАНИЦА 86.


рая на возраст, социальный статус оппонента и окружающую обстановку.
«Вот они и резали правду-матку педагогам, директорам школ,
партийным и комсомольским функционерам»1
. Это, безусловно, порождало
конфликты.
Способ взаимодействия с миром — резать правду-матку, какой
бы она ни была — не всегда подходит для установления продуктивных
социальных связей.
Вспоминает Надежа Смирнова («Борей», Тюмень)
Я должна была выступить на одной из проходящих конференций.
Случилось так, что в это время в Тюмени была встреча
с воспитанником А. С. Макаренко, на которую я из-за конференции
не попадала. Эта ситуация казалась возмутительной
несправедливостью. Я пыталась отказаться от выступления,
но это не удалось. Когда пришла очередь выступать, я вышла
к трибуне и сказала, что не вижу смысла участвовать в этом
бесполезном разговоре и обратилась к участникам конференции
с просьбой отпустить на встречу. Меня, конечно, отпустили,
но после этого уволили.
То, что считается нормальным в коммунарском коллективе, далеко
не всегда воспринимается как норма окружающими.
Возникали конфликты и с родителями, которые не понимали эти
«вечные поиски экстремальных ситуаций»2
. Коммунары, борясь за
счастье людей, порой, забывали про простые, обыденные вещи, необходимые
для собственной семьи. Не всегда у коммунаров в их
насыщенной жизни хватало времени на своих детей. По прошествии
времени они начинали остро чувствовать, что в чем-то обделили
собственных чад.
Казусы возникали и по отношению к своей жизни. Слишком
романтичные, несколько странные, не очень хорошо приспособленные
коммунары далеко не всегда могли устроиться в быту. В результате
возникали внутренние конфликты, эксперименты над самими
собой.
1 Ямбург Е. А. Движение юных коммунаров как педагогическая утопия
// Социальная педагогика. 2017. № 1-2. С.

СТРАНИЦА 87.


Коммунары плохо адаптировались к реальности. «Хорошо приспособиться
к реальному миру означает разбить личность». Выбирая
путь приспособления к миру, «личность поворачивается спиной
к себе», она многое теряет в своей глубине, «способности любить,
играть, смеяться и, что не менее важно, быть творческой»1
. Но когда
человек отказывается приспосабливаться, мир может повернуться
к нему спиной.
Сила коммунарства была в коллективе. Это было понятно и привычно.
Дело, которое делалось, было коллективным. Если недоставало
чего-то одному, компенсировал другой. Вместе с коллективом
каждый — сила. Но когда человек оставался наедине с жизненными
обстоятельствами, ему не всегда доставало личностных ресурсов на
то, чтобы бороться.
1 Маслоу А. По направлению к психологии бытия: пер с англ. М.:
ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 121.

СТРАНИЦА 88.


ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОГО
ТВОРЧЕСТВА
§ 1. Коллективное творческое дело
в системе коллективной организаторской
деятельности
Нам счастливую тропинку выбрать надобно,
Раз дождинка, два дождинка — будет радуга,
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.
М. Матусовский
Коллективная организаторская деятельность (КОД) — это система
жизнедеятельности коллектива, в основе которой лежит поиск,
разработка и проведение КТД.
Дело — это ключевой элемент методики. Основой создания коммунарского
коллектива является общественно значимая деятельность.
В терминологии коммунарского движения — это деятельность-забота.
Дело организует коллектив, обеспечивает возможность
его движения и развития.
Дело существенным образом отличается от развивающе-развлекательных
мероприятий, которые обращены к потребителям услуг.
Услуга должна нравиться клиенту: только тогда он будет готов платить.
Энергия участника того или иного мероприятия в сфере услуги
направлена на потребление.
Дело, в отличие от развивающе-развлекательного мероприятия,
несет в себе энергию созидания. Включение в общественно значимое
дело позволяет реализоваться чувству взрослости, которое не дает
покоя подросткам и юношам, толкает их на демонстрацию своих
амбиций. Поиск способов доказательства собственной значимости
получает наилучший продуктивный выход в коллективном деле:

СТРАНИЦА 89.


«Вот тебе мир, делай его, не жалуйся». Для того чтобы формировать
личность или коллектив, нужно найти дело. По-другому не бывает.
Что такое КТД по И. П. Иванову? Это общественно важное
дело — действия на общую радость и пользу. Первейшее его назначение
— «забота об улучшении жизни».
Это коллективное дело, «потому что планируется, готовится, совершается
и обсуждается» общим коллективом воспитателей и воспитанников.
Это творческое дело, потому что направлено на «поиск лучших
путей, способов, средств решения жизненно важных практических
задач», потому что «всегда выступает в новых вариантах»1
. Оно творческое
еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться
по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет
новые возможности.
Области действия КТД — самые разнообразные сферы жизни.
Главное в таких делах — общий коллективный результат. Эта деятельность
наполняет жизнь высоким смыслом, делает ее эмоциональной,
радостной. «КТД — это способ организации яркой, наполненной
трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью
жизни и в то же время основное воспитательное средство
(инструмент) коммунарской методики»2
.
Под коллективной творческой деятельностью понимается творческое
содружество воспитателей и воспитанников, «направленное на
создание нового, самостоятельно разрешенного задания, требующее
напряжения мысли, выдумки, поиска новых способов и приемов деятельности.
Обязательным условием вышеуказанной деятельности
является непосредственное участие каждого члена коллектива в подготовке,
проведении и анализе запланированного конкретного
дела»3
.
1 Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.
С. 61. 2 Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика,
1989. 208 с. URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html 3 Дмитриенко Т. В. Формирование педагогической направленности
у студентов университета в процессе коллективной творческой деятельности:
дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 1983. 194 с. URL: www.
kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html

СТРАНИЦА 90.

Дело коммунарские коллективы находят сами. В этом, собственно,
и заложен педагогический механизм включения личности в жизнедеятельность
коллектива. Одна ситуация, когда тебе обозначают сферы деятельности:
высадить деревья в сквере возле школы, посетить ветерана,
посмотреть и обсудить фильм; совершенно другая, — когда ты САМ
находишь зону заботы. Если осмотреться внимательно, то дел для коллектива
можно найти много. Это может быть та же разбивка сквера возле
школы, но дети должны сами увидеть необходимость украсить школу.
Коллективная организаторская деятельность (по И. П. Иванову)
проходит шесть последовательных стадий (рис. 7).
Рис. 7. Коллективная организаторская деятельность
Предварительная работа воспитателя заключается в постановке
воспитательных задач. Педагогу должны быть понятны смыслы
организации и проведения КТД. Педагогические сверхзадачи связаны
с ростом и развитием коллектива. Поэтому до включения коллектива
в поиск дела педагогу необходимо самому представлять
зону коллективной заботы. Формой погружения коллектива в общую
задачу поиска является сбор-старт. Здесь определяются общие организационные
задачи предстоящего коллективного планирования.
Коллективное планирование КТД
Участие каждого в коллективном планировании обеспечивается
различными способами. Это может быть опрос (анкетирование), моз-

СТРАНИЦА 91.


говой штурм, конкурс на лучшую идею. Собственно коммунарской
оригинальной формой коллективного планирования является разведка
дел и друзей. Разведка дел — это коллективный поиск дела, которое
направлено на пользу и радость себе и людям. Совместное
обсуждение результатов разведки происходит на общем сборе. Очевидно,
что не все идеи, которые будут найдены во время разведки,
можно будет осуществить. Общий сбор отбирает КТД, которые коллектив
будет осуществлять на данном отрезке своей жизнедеятельности.
Коллективная подготовка дела
Для того чтобы качественно провести дело, нужна группа организаторов.
В методике КТД такой инициативной группой является
совет дела. Совет занимается разработкой идеи, берет на себя организаторские
функции в проведении КТД.
Подготовка любого дела коллективная. На время подготовки
и проведения коллективного творческого дела создаются творческие
группы. Они выполняют творческие задания совета дела.
На этапе подготовки КТД запускается механизм чередования
творческих поручений (ЧТП). Между постоянно действующими отрядами
чередуются, к примеру, такие поручения: дизайнеры, игротехники,
пресс-центр, дежурные, хозвзвод.
Проведение КТД
Из состава совета дела на время организации и проведения КТД
выбирается дежурный командир. Он отвечает за организацию проведения
конкретного творческого дела. Распоряжения дежурного командира
во время проведения КТД не обсуждаются, а исполняются
(обсуждение будет происходить на последнем этапе).
На подготовку КТД отводится определенное время. Данное время
зависит от сложности задачи, поставленной перед творческими
группами. Поэтому дело может готовиться несколько минут («концерт-ромашка»)
и несколько часов («гайдаровская атака»). Главное,
чтобы каждый включился в выполнение общей задачи. Результатом
КТД является творческий продукт: новый мостик через пруд, сказка,
фантастический проект и многое другое, на что только может быть
способна фантазия детского коллектива.
Коллективное подведение итогов КТД
Для обсуждения результатов подготовки и реализации проводится
общий сбор — сбор-«огонек», на котором сначала по первичным

СТРАНИЦА 92.


коллективам, а потом сообща обсуждают итоги проведенного дела по
следующим вопросам: «Что нам удалось и почему? Что не получилось
и почему? Какие уроки извлечем на будущее?».
Ближайшее последействие КТД
Последействие — это скрытый, тем не менее, очень важный процесс
для каждой отдельной личности и для коллектива. В душе и сознании
каждого продолжается рефлексия своего участия, анализируются
успехи, срывы, уроки. В практике жизнедеятельности коллектива
находят отражение идеи, которые были высказаны на этапе
коллективного обсуждения, рождаются новые дела.
В организации КТД участвуют воспитанники вместе с воспитателями
и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств
решения жизненно важной задачи. КТД позволяет избежать превращения
в догму.
Каждое отдельное КТД может быть включено в цикл коллективной
организаторской деятельности. Общая схема проведения каждого
КТД может быть представлена следующим образом (рис. 8):
Рис. 8. Схема проведения КТД

СТРАНИЦА 93
Начинается КТД с постановки общей задачи. В рамках этой задачи
каждая творческая группа получает задания. На выполнение
задания дается определенное время. Количество времени на подготовку
дела зависит от минимально возможных временных затрат для
подготовки творческого продукта. «Короткий срок, лимит времени на
размышление бодрит и мобилизует, побуждает думать хорошо»1
.
В процессе подготовки должен родиться какой-либо творческий
продукт: снежный городок, импровизированный спектакль, школьная
газета и т. д. Необходимо заранее заготовить инструменты и оборудование,
материал, которым можно манипулировать.
Коллективное творческое дело предполагает демонстрацию творческого
продукта для всех участников. Коллективный творческий процесс
не прекращается в момент демонстрации. Более того, именно здесь и начинается
самое интересное. Группы задают друг другу вопросы, отстаивают
свои точки зрения, поддерживают веселые шутки, дарят сюрпризы.
Категорически недопустимо создание жюри для оценки результатов
творчества. КТД не конкурс, где определяется победитель.
Участники коллективного творчества получают удовольствие от самого
процесса «делания дела».
Пример погружения студентов в методику КТД приводит
Т. В. Дмитриенко в своей диссертации2
.
Оборудование. Праздничное оформление аудитории: цветы,
лозунги, столы, расставленные таким образом, чтобы каждый
из слушателей был одинаково хорошо виден (ромб, квадрат,
«круглый стол»). В аудитории слышна музыка.
Ход.
Событие первое — встреча-знакомство. Новички знакомятся
со старшими товарищами, выпускниками. Каждый студентпервокурсник
(по кругу) называет свое имя, фамилию и сообщает,
с какого факультета, почему пришел именно на это отделение
ФОП, откуда приехал.
1 Газман О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: из
опыта работы Всероссийского п/л «Орленок». М.: Педагогика, 1982. С. 76. 2 Дмитриенко Т. В. Формирование педагогической направленности
у студентов университета в процессе коллективной творческой деятельности:
дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 1983. 194 с. URL: www.
kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html

СТРАНИЦА 94.


Событие второе — песня в подарок. Ведущий преподаватель
предлагает после знакомства подарить песню для тех,
кто сегодня отмечает свой день рождения, для тех, кто приехал
издалека, для гостей.
Событие третье — целеполагание. Очень кратко преподаватель
знакомит студентов с целью, содержанием программы
работы, напоминает о традициях, предлагает создать из всех
первокурсников новый педагогический отряд. Идет поиск ответов
на вопросы: под каким названием будет действовать отряд,
с какой песней, девизом он согласится начинать каждое
занятие, по каким законам будет жить.
Событие четвертое — рождение коллектива. Все студенты
по желанию разбиваются на микроколлективы по 5-7 человек
(всего таких коллективов оказывается обычно 6-7) и начинают
коллективный поиск-размышление «в тесном кругу»: название
отряда, девиз, песня, заповеди. Роль преподавателя на данном
этапе — консультант.
Событие пятое — демонстрация творчества. Через 15-20 минут
объявляется «готовность № 1». Все группы демонстрируют
свое коллективное творчество. В этой ситуации отчетливо проявляют
себя лидеры, их помощники и равнодушные участники.
Событие шестое — обсуждение результатов творчества.
Новый этап проблемной ситуации: необходимо сообща дать аргументированную
оценку тому, что преподаватель и студенты
только что увидели. Коллективам предоставляется 5 минут
на анализ и оценку. Каждый должен сказать свое мнение,
в результате слагается общая оценка увиденного.
КТД — это не концерт, который заблаговременно готовится
и тщательно репетируется. КТД создается «здесь и сейчас». Успех
коллективной работы зависит от того, насколько удастся задействовать
энергию и творческий потенциал всех участников на конкретном
отрезке времени.
Концерт-ромашка
Это задания на короткую импровизацию на каком-либо
празднике. Задания, как правило, связны с праздником, они
его дополняют и творчески украшают. Название «концерт-

СТРАНИЦА 95.


ромашка» получил от формы проведения: задания пишутся
на лепестках [бумажной] ромашки. В заданиях присутствуют
пантомима, оживление картины, буриме, спонтанный
танец и др. Главный принцип: задания не должны требовать
длительной подготовки. Они создают веселье на празднике.
Любое творческое дело — это всегда импровизация. Это такой
вид творчества, когда замысел и его воплощение совершаются одновременно
и быстро. Это акт творения по вдохновению. В основе
импровизации лежит собственный опыт участников. Качество импровизации
зависит от творческого потенциала.
Город мастеров
Творческая группа становится мастерской Деда Мороза,
студией художников, кастингом актеров, проектной площадкой
для архитекторов. А в результате рождаются спектакль,
именные новогодние подарки, снежный городок, дефиле моделей,
одетых в экологическую одежду, и многое другое.
Творческое дело — это прорыв в прекрасное будущее. Творчество
направлено в будущее, ориентировано на перспективу. В нем реализуется
мечта о возможном и невозможном в нашей жизни.
Фантастический проект
Творческие группы получают задание разработать проект.
Он может иметь, например, такое название: «Город через
пятьдесят лет», «Школа моей мечты», «Язык, который будут
понимать все люди» и др. Проект должен содержать идею, которая
еще не реализована, но в которой представлена модель
желаемого будущего. Творческим группам задается общая
структура проекта и форма представления. Например, фанпроект
«Школа здоровой нации» может иметь такие задания:
придумать концепцию школы, нарисовать модель школы, подготовить
музыкально-поэтическое сопровождение, подготовить
аргументы для защиты.
Творческое дело — это способность ставить и решать трудные вопросы.
В окружающем нас мире существует множество проблем: от
локальных до глобальных. Современный человек не должен избегать
сложностей, а должен научиться видеть и находить пути решения.

СТРАНИЦА 96.


Лаборатория нерешенных проблем
Творческая группа становится лабораторией, которая пытается
найти способы решения одной из нерешенных проблем
в науке, технике, производстве, культуре. Проблема дается,
как правило, неразрешимая или кажущаяся неразрешимой. Для
усиления эффекта творческие группы можно создавать с учетом
различных профессий, которые так или иначе могут быть
связаны с решением данной проблемы.
Вспоминает Мария Попова (АГШШ, Архангельск)
Очень интересным опытом было знакомство и организация
мероприятий с Сергеем Александровичем Варакиным. Он долгое
время работал в Орленке вожатым и был одним из разработчиков
сессий, основанных на КТД, в которых группам ребят
давали задание придумать решение научной задачи, дать новую
идею, ведь у детей очень хорошо получается придумывать
что-то новое (например, как сделать дорогу «неубиваемой»).
В дальнейшем эти работы передавались научным сотрудникам
для рассмотрения. Некоторые были реализованы. Он [Сергей
Александрович. — И. Е.] просто невероятно умеет работать
с детьми, организовывать и моделировать работу их группы.
Очень харизматичный человек!
Коллективное творческое дело — это способность видеть реальность,
отражать ее и оценивать.
Лотерейная газета
Газета, которая создается всем коллективом «сейчас
и здесь». Название рубрик пишется на отдельных билетах, которые
группа вытягивает как в лотерее. Такая газета имеет
смысл, если она связана со значимым для всего коллектива событием:
завершился сбор, наступает праздник и др. ... Результатом
является склеенное из отдельно подготовленных фрагментов
полотно, которое вывешивается для общего обозрения.
Задания творческим группам: репортаж с места событий, реклама,
интервью с интересным человеком, полезные советы,
колонка юмора.
Обобщим воспитательные возможности коллективных творческих
дел (рис. 9):

СТРАНИЦА 97.


Рис. 9. Воспитательные возможности коллективных творческих дел
«Методика профессора И. П. Иванова — “жизнь, организованная
на высокой нравственной основе” — это наше “светлое будущее”
и “очень хорошее настоящее”»1
.
§ 2. Организационные элементы
коллективной организаторской деятельности
Общий рисунок коллективной организаторской деятельности
складывается из совокупности организационных элементов: разведка
дел и друзей, общий сбор, совет дела, творческие группы, временные
выборные должности (дежурный командир, комиссар).
Опишем более детально каждый организационный элемент методики.
1 Борисова Л. Г. И. П. Иванов и его педагогические позиции. URL:
http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibboriva.html

СТРАНИЦА 98.


Разведка дел и друзей
Разведка — это поиск дела. Разведка начинается с определения
маршрута коллективного поиска. Маршрут — это направление поиска
интересных и полезных дел. Для проведения разведки создаются
творческие группы. Каждая из них идет по своему маршруту.
Задача для всех творческих групп одинаковая: предложить идею
проведения коллективного творческого дела.
Разведка дел и друзей запускает механизм формирования позиции
субъекта деятельности. Субъект деятельности принципиально
отличается от объекта воспитательного влияния проявлением активности.
Активность выступает в двух основных формах: инициатива
и ответственность. Разведка ставит человека в ситуацию, где ему
необходимо проявить ответственную инициативу. Это своего рода
социальная проба, где личность получает опыт предложения своей
инициативы, ее защиты, критики со стороны окружающих, принятия
(непринятия), корректировки.
Совет дела
Для того чтобы организовать и провести коллективное творческое
дело, требуется организационное управление. Сложно себе
представить, что, к примеру, 60 человек сели вместе и разработали
КТД. Главным организационным ресурсом в методике коллективной
организаторской деятельности является совет дела.
Совет дела — это инициативная группа, на которую возлагается
задача организации и проведения коллективного творческого дела.
Идея проведения КТД должна родиться и оформиться в виде заданий
творческим группам.
Совет дела — временный коллектив, который создается на момент
подготовки и проведения дела. Он несет ответственность за
общий результат. Существует неписанное правило — принимать задания
совета дела без критики и дискуссии. Объясняется это тем,
что, если позволить каждому на этапе организации демонстрировать
амбиции и проявлять в той или иной форме недовольство, результат
будет стремиться к нулю. Вместо коллективного дела мы получим
коллективный «базар».
Количество участников совета дела определяется по установленным
психологическим законам: группа, способная принимать реше-

СТРАНИЦА 99
ние, должна быть не больше шести человек. Формируется такой совет
различными способами: по желанию, по жребию, по очереди, по
представительству от каждого отряда. Учитывая, что дел может
и должно быть много, каждый участник коллектива получает реальную
возможность поработать в совете.
Система организации коллективных творческих дел через совет
дела не исключает возможности создания в коллективе постоянно
действующих органов (например, комиссар, совет отряда). Постоянно
действующие органы берут на себя задачу общей организации
жизнедеятельности в коллективе, обеспечение внешних контактов.
При разработке КТД многое необходимо учесть: состав участников,
зону заботы, организационные и временные ресурсы. По сути,
ситуацию совет дела получает в виде проблемы, которую необходимо
решить. Такая ситуация формирует позицию субъекта. Субъектность
личности формируется «только в пределах проблемного способа
связи» с действительностью в условиях, когда личность ставится
перед необходимостью изменения действительности1
.
Сверхсмыл КТД заключается в улучшении окружающего жизненного
пространства. И именно этот вопрос становится основным
при оценке качества работы совета дела.
Творческие группы
Творческие группы создаются путем деления всего коллектива
на временные коллективы (от 3-х до 15 человек). Творческие группы
формируются на время подготовки и проведения КТД. Задача группы
— максимально творчески и качественно выполнить задание совета
дела и продемонстрировать результаты своего творчества.
Творчество — универсальный механизм, позволяющий человеку
выйти за пределы обыденности, подняться над собственными проблемами,
каждодневной рутиной. Творчество дает ощущение «полета»
чувств, мыслей. Человек начинает ощущать себя более значительным.
Жизнь становится более наполненной.
Коллективное творчество снимает страх ошибиться, сделать чтото
не так. Известно, что групповые решения более смелые, чем ин1
Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.:
Мысль, 1977. С. 112.

СТРАНИЦА 100.


дивидуальные. Коллективное творчество позволяет максимально задействовать
возможности каждой личности в группе.
Творческая группа работает в умеренно стрессовой ситуации: за
достаточно короткое время необходимо «выдать» творческий продукт.
Можно распределить роли: генераторы идей, критики. Но такое распределение
больше подходит для организационно-деятельностной игры.
В КТД, как правило, происходит самораспределение. Каждый участник
уже усвоил роль, которую он реализует, включаясь в дело: генерирует
идеи, критикует, поддерживает, созерцает. Крайне редко возникают ситуации,
когда творческая группа не сработала. Но этой ситуации не
следует бояться. Если группа не создала творческий продукт, она оказывается
в ситуации естественных последствий: приходится публично
признаться в своей несостоятельности. Полезный жизненный урок!
Самоценным является сам процесс работы в группе. Группа
«строит собственную систему деятельности», в которую включает
всю совокупность внешних обстоятельств и своих внутренних движущих
сил»1
. Для этого группа направляет свою активность на саморегуляцию,
формирование своих притязаний и выработку критериев
удовлетворенности результатом.
Общий сбор
Все вопросы жизнедеятельности коллектива решаются на общем
сборе. Общий сбор — это организационная форма коллективного обсуждения
и принятия решения. Обычно общий сбор проводит командир,
комиссар или дежурный командир. Все участники рассаживаются
в круг. Высказываются все, по очереди, «по солнышку», слева —
направо, по направлению от восСвою речь на сборе сложно приготовить, хотя ты знаешь, что
вечером будет обсуждение. Сбор учит спонтанности, учит не воспроизводить
отрепетированную речь, а мыслить в процессе говорения,
слышать то, что сказал предыдущий, поскольку ты должен реагировать
на то, что сказали до тебя (согласиться, отвергнуть, продолжить
начатую мысль).
1 Абульханова К. А. Психология сознания и личности (Проблемы
методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические
труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж:
Модэк, 1999. С. 46.

Добавлена 17.11.2019 в 04:36:46

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript