Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > КЮК


Книга Емельяновой, СТРАНИЦЫ 63-80.

СТРАНИЦА 63.

Расскажи мне обо мне
Такой разговор проходит, как правило, после проведенного дела,
сбора, слета. Человек уже успел себя проявить, поэтому есть, что
ему сказать. По форме это может происходить так:
рассказывает о тебе рядом сидящий;
рассказывает тот, на кого выпал жребий;
все говорят о том, до кого дошла очередь.
Как правило, отвечают на вопрос: «Что мне в тебе нравится, а что
не нравится?» Следует сказать, что эта форма психологически напряженная.
Здесь возможны неожиданные ситуации. Например, с
тобой все приятно общаются, а считают, что ты заносчивый. Или,
наоборот, ты думаешь, что твое мнение не очень много значит, а
оказывается, что во время обсуждения дела все ждут твоей очереди,
потому что ты всегда видишь ситуации по-особенному. Данная форма
несет в себе опасность: сложно в стремлении сказать правду не
обидеть и не ранить человека. Такая практика в коммунарских коллективах
использовалась достаточно редко.
Разговор у свечи (РУС)
Разговор проходит в комнате, где приглушен свет и тихо звучит
спокойная мелодия. Участники садятся в круг, ведущий зажигает
свечу, говорит уместные в данной ситуации слова, настраивает на
беседу. В РУС используют предмет, который символизирует тему.
Этот предмет выполняет функцию эстафетной палочки при передаче
слова от одного участника общего разговора к другому.
Беседа идет в рамках правил:
спокойная обстановка;
расположение в кругу, свеча в центре круга;
право промолчать (если человек не хочет говорить или не
знает о чем, он может передать эстафету другому);
недопустимость грубости, каких-либо нелицеприятных комментариев,
оценочных суждений в отношении того, что сказал тот
или иной участник;
вопросы, дополнения в конце.
Завершающее слово — за организатором разговора. Итогом является
приглашение к размышлению

СТРАНИЦА 64.

Завершается РУС общей песней.
Все разговоры у свечи О. Н. Маслюк делит на 3 категории:
«Тематические» (духовно-нравственные темы);
«Само- и взаимооценочные» (рассказ о себе и друг о друге);
«Аналитические» (подведение итогов какого-либо дела и по
окончании четверти, семестра, года в каждом коллективе).
Разговоры у свечи развивают «умение анализировать свои и других
людей поступки; происходящие события и явления; вырабатывать
свое мнение по каждому явлению и аргументированно его отстаивать;
строить отношения с людьми на основе взаимной заботы и уважения»1
.
Концерт-веточка
«Веточка» — это импровизированный концерт. Люди читают любимые
стихи, поют. Один начинает песню, все подхватывают. Здесь
действует коммунарский «закон песни». Песня не перебивается, выбор
ее не обсуждается. От всех присутствующих требуется поддержать
начатую песню. Как правило, такая форма уместна вечером,
в конце насыщенного коллективными творческими делами дня. Она
эмоционально разгружает день. Выбор песни — это всегда эмоциональный
отклик на события дня.
Песни сочиняли сами. Их рождение — всегда событие. Рассказ
о песне, о том, как она родилась, часто является новым откровением.
Эстафета коммунарских судеб
Вариацией «концерта-веточки» является «эстафета коммунарских
судеб». На сбор приходят как «старички», так и «новички». Эстафета
помогает обеспечить связь коммунарских поколений. Рассказывают
«старички» о тех, кого нет на сборе (может быть уже нет с нами);
о тех, кто стоял у истоков движения; о тех, кого они лично знали.
В коммунарстве всегда есть люди-легенды. Так сложилось. Эстафета
коммунарских судеб — прекрасная форма приобщения к истокам.
Рассказ о человеке сопровождается коммунарской песней.
1 Маслюк О. Н. Педагогическая система И. П. Иванова в современном
контексте духовно-нравственного воспитания школьников: дис. ... канд.
пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2002. 194 с. URL: http://www.kommunarstvo.ru/
biblioteka/bibmasdis.html

СТРАНИЦА 65.

Коммунарский песенный круг
Традицией коммунарского коллектива является коммунарский
песенный круг. Все коммунары становятся в круг, кладут руки на
плечи друг другу и поют. Порядок песен может быть разный:
каждый по кругу предлагает свою песню;
песня по заявке гостей;
песня по заявке тех, кто на сборе первый раз.
Песен коммунары пели довольно много. Сбор без гитары — это
не сбор. Пели песни Ю. Визбора, Б. Окуджавы, О. Митяева. Очень
много было патриотических песен.
Вспоминает Наталья Неволина (КЮК, Пермь)
«…сильное впечатление — орлятский круг. Мне никогда
раньше такого видеть не приходилось. Когда мы почти бегом
вбежали в зал столовой (место общего сбора), то увидели общий
круг в центре зала… Успела промелькнуть мысль: “Что
это? Что они делают?” — и только потом услышали песню…
Как-то незаметно ребята в зеленых рубашках подходили
к прибывшим “комитетчикам” и уводили с собой в этот круг,
где — поразительно! — мальчишки и девчонки стояли рядом
и спокойно клали руки друг другу на плечи… Песен мы не знали,
но хотелось… смотреть, смотреть на этих “других” мальчишек
и девчонок»1
.
Песенный круг был символом единения коллектива.
Вспоминает Павел Богданов (КЮК, Пермь)
«Я даже не знаю, чем захватил меня тот первый мой день
в клубе, скорее всего, именно кругом и песнями, хотя я в круг
не встал и песни не пел. Но что-то было во всем этом необычное,
новое, такое, которого больше нигде нет»2
.
1 Книга о Клубе 1964-2014 / сост. Н. Полыгалова. Пермь: Астер,
2015. С. 275. 2 Там же. С. 110.

СТРАНИЦА 66.


Посвящение в коммунары
Посвящение в коммунары — это ритуал. У каждого клуба он
был свой, но общее одно: приобщение к высоким смыслам, которые
определяют жизнь коммунарского коллектива. Посвящение сопровождалось
особой обстановкой: костер, рассвет, клятва, повязывание
галстуков, речи, песни.
Вспоминает Галя Бердышева (КЮК, Пермь)
«Ласковым утром в лучах солнца вокруг догорающего костра
стояли ребята, а среди них — такие же ребята, только
с новыми красно-синими галстуками. Впервые их рука ответила
на приветствие — Рот Фронт. На лицах серьезность, неуспокоенность,
ответственность за будущее дело… Минута молчания.
Еще раз клятва всем, кто стоит рядом со мной, клятва себе…»1
.
В пермском КЮКе, например, была традиция не сообщать заранее,
кому будет присвоено звание коммунара. Эта ситуация сопровождалось
бурей эмоций.
Вспоминает Илья Нафиев (КЮК, Пермь)
«… когда я услышал, что предложено дать звание мне, я был
удивлен… И почему-то захотелось сделать себя лучше и чище. Появилось
стремление заняться самообразованием и самовоспитанием.
Очень хотелось верить, что я смогу сделать все, что хочу»2
.
Когда человек по-настоящему пережил момент — это давало
мощный заряд энергии.
Вспоминает Марина Ковырзина (КЮК, Пермь)
«Я стояла вместе с ребятами и думала о том, что значит
быть членом клуба. Теперь ответственность за клуб, за
наши дела, за нас легла на меня больше, чем раньше. Галстуки
нам повязывали “старички”… А потом все подходили и поздравляли
меня, а я ничего не могла ответить, потому что
все перемешалось в голове, но было так хорошо и тепло со
всеми! И очень не хотелось уходить из клуба. Знаете, у меня
1 Книга о Клубе 1964-2014 / сост. Н. Полыгалова. Пермь: Астер,
2015. С. 198. 2 Там же. С. 266.

СТРАНИЦА 67.

появился какой-то “моторчик”! Все хочется делать лучше,
интереснее, быстрее»1
.
Свою радость люди вспоминают много лет спустя. Через годы это
событие не кажется менее значимым.
Людмила Сидорина (КЮК, Пермь)
«Наверное, трудно сейчас понять нашу радость, наши чувства
в тот момент, когда звучит клятва коммунара и голубых
звезд на буденовках в нашем кругу становится больше. Когда
встают рядом задорные мальчишки и девчонки, для кого клуб несколько
больше, чем для всех ребят, для кого наша цель — счастье
людей — становится реальностью и становится их жизнью»2
.
Клятвы писали сами. Они содержали правильные слова, в которые
были заложены высокие смыслы.
Клятва отряда «Дзержинец» пермского «Юнкома»
«Вступая в ряды “дзержинцев” перед лицом своих товарищей
торжественно клянусь: быть верным делу коммунистической
партии и ленинского комсомола. Я обещаю быть непримиримым
борцом со всем чуждым нашему обществу, выполнять любое распоряжение
командира, не жалея сил и энергии для коммунистического
воспитания школьников. Если же я нарушу клятву, то
пусть суд товарищей накажет меня по всей строгости. Наша
цель — счастье людей! Мы победим — ни тени сомнения в этом!»3
.
Сюрпризы
Коммунарские коллективы любили делать сюрпризы близким
и далеким друзьям. Сюрприз (подарок) далеким друзьям получил название
«операция ПДД». Подарки делались детскому саду, школе,
строителям, полярникам, воинам, морякам, геологам и т. д. В качестве
1 Книга о Клубе 1964-2014 / сост. Н. Полыгалова. Пермь: Астер,
2015. С. 200. 2 Там же. С. 331. 3 Азбука «Юнкома». Истории из жизни клуба старшеклассников Орджоникидзевского
района Перми / под ред. А. П. Лифшиц, Т. И. Лифшиц,
Е. Л. Лялиной. Пермь, 2004. С. 45.
68
подарка могли выступать игрушки, рисунки, фотографии, стихи, песни.
Подарком могла стать трудовая операция. Подготовка сюрприза
проходила в виде КТД, к примеру, «Мастерской Деда Мороза», где
готовились елочные игрушки для детского дома. Перед отправкой проводился
смотр (защита) подарков, затем выбиралась группа для
оформления и отправки подготовленного сюрприза.
Существовала практика проведения «Вечера сюрпризов». Для
подготовки могли использовать интересные факты из жизни, тайные
желания, романтические мечты. Сюрпризом могли быть инсценировка,
адресный подарок, розыгрыши и др. Проводился «Вечер сюрпризов»,
как правило, в завершение сбора или какого-то значительного
события в жизни коллектива. Подарки готовились в секрете. Они
должны были быть неожиданными и радовать. Радость — это ключевой
момент в организации сюрприза. Радость должны испытывать
и те, кто готовит сюрприз, и те, кому он адресован.
Памятны для всех коммунаров сюрпризы, которые были сделаны
лично для них; те подарки, которые реализовывали мечту.
Вспоминает автор
Свою мечту получить в подарок чемодан ромашек Надежда
высказала в каком-то разговоре. А накануне ее дня рождения
кто-то вспомнил об этом. Оставалось только добыть ромашки.
Но, ведь ромашки в июне — это не подснежники в феврале.
Утром, в день рождения, когда Надежда открыла глаза, первое,
что она увидела, — чемодан ромашек. Видеть восторг другого
человека, радость, которую ты вызвал своим подарком, дорого
стоит. Гораздо дороже, чем чемодан ромашек.
Как показывает практика, не так много нужно ресурсов для того,
чтобы скрасить жизнь другого человека.
Все перечисленные формы коллективной рефлексии создавали
групповую культуру: этикет, специфику и характер взаимодействия
между членами коммунарского коллектива. Следует отметить, что подобные
формы работали на воспитание личности только тогда, «когда
“до того” многое произошло, совершилось, состоялись поступки»1
.
1 Казакина М. Г. Образ жизни — коммуна // Учительская газета.
23 янв. 1988. URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibkazobr.html

СТРАНИЦА 69.


Коммунарский коллектив как социальная группа достаточно требователен
к своим членам. Почему тогда люди стремились в такого
рода коллективы и с ностальгией вспоминают это время даже 40,
50 лет спустя?
Обратимся к ответам экспертов на вопрос: «Что такое коммунарский
клуб в моей жизни?». Эксперты давали следующие характеристики:
состояние души, школа человеческих отношений; школа
жизни; часть моей жизни, которая никогда не пропадет; счастливый
этап жизни; заданный вектор на всю жизнь; школа общения; место,
где меня воспитали; нескончаемый поток идей и готовность их немедленно
воплощать; молодой задор; самое лучшее, что случилось со
мной; это счастливая деятельная юность и стремление соответствовать
ей в дальнейшем; друзья, ставшие самыми близкими людьми; возможность
быть участником и организатором творческих дел; этап взросления,
осознания основных жизненных ценностей; хорошая возможность
самореализации; стартовая площадка; множество близких и далеких
друзей, педагогический и жизненный опыт; коммунарский клуб
определил смыслы жизни и работы, задал высокий уровень профессиональной
деятельности, научил принимать требования.
На вопрос: «Что я считаю своим личным приобретением за
время моей коммунарской жизни?» — получены ответы: встреча
с настоящим другом и Учителем; образ жизни по макаренковской
методике, разработанный великим педагогом Игорем Петровичем
Ивановым; встречи с людьми; способность нести ответственность не
только за себя, но и за людей, веру в себя; адекватную самооценку;
круг друзей; нравственные устои; самых близких друзей; знания и
навыки организации плодотворной работы в группе; навыки общения;
бытовые, организационные навыки; умение строить коммуникации;
осмысленный подход к воспитанию детей; способность вдохновлять;
опыт взаимодействия с разными людьми; опыт организации
КТД; способность принимать решения, решать жизненные проблемы;
знакомство с будущим мужем (женой); опыт творчества; умение
преодолевать трудности; понимание неприемлемости демонстрации
своих трудностей, проблем, отрицательных эмоций; яркие воспоминания.
Отвечая на вопрос: «Почему я, много лет спустя, прихожу на
встречи в коммунарский клуб?», люди отмечали следующее: хочу
еще раз пережить счастье спеть в общем кругу «Пора в дорогу ста-

СТРАНИЦА 70.


рина…»; встретиться с друзьями; встретиться с юностью; мне интересно,
чем занимаются и как живут люди, с которыми я был знаком
в клубе; получаю возможность вспомнить прошлое, узнать о жизни
новое; пообщаться с единомышленниками; окунуться в атмосферу
дружелюбия, взаимопонимания; здесь мне хорошо.
На наш взгляд, коммунарский коллектив давал единение с людьми.
Единение — это то, что человеку жизненно необходимо. Этого
человек лишен в повседневной суете. В социальной жизни каждый
достаточно остро ощущает отделенность от других. Это становится
причиной тревоги и переживания одиночества. Глубочайшую потребность
человека составляет желание преодолеть свою отделенность,
выйти из ситуации одиночества. В большинстве своем люди стремятся
«бежать из застенков нашей личности туда, где мы можем сильнее
чувствовать свое единство с внешним миром»1
. В коммунарстве человек
получает единение. Для этого он должен быть готов делать общие
дела и быть открытым к глубоким человеческим контактам.
§ 2. Педагогическое взаимодействие
в коммунарских коллективах
Пусть ты не раз попадешь в беду,
Но в трудный час я к тебе приду.
Слышишь, походная труба зовет:
Вот и настал сегодня наш черед.
Овладение коммунарской методикой предполагает не только освоение
методологии и методики коллективного творчества. Принципиальное
значение имеет педагогическая позиция, которая формируется
у личности в процессе включения с систему педагогических отношений
и деятельности. Позиция проявляется в типичном характере оценки
педагогических ситуаций и реакции на эти ситуации.
1 Пек М. С. Нехоженные тропы. Новая психология любви, традиционных
ценностей и духовного роста / пер. с англ. Н. Н. Михайлова. М.:
Авиценна, ЮНИТИ, 1996. С. 83.


СТРАНИЦА 71


Позиция, по Э. Берну, — это типичная трансакция. Трансакция
от педагога к ребенку, как правило, идет сверху вниз («родитель —
ребенок»), от ребенка к педагогу — снизу вверх («ребенок — родитель»).
Это всем понятно и привычно: не утята же должны идти
впереди утки, а наоборот.
Коммунарская идея старшего товарищества принципиально меняет
трансакции педагога и воспитанника. Выстраивается трансакция
«взрослый — взрослый». Это означает, что за дело отвечают все
участники. Равенство проявляется в праве на мнение и участие в решении.
В коммуне нет права вето на решение сбора у руководителей.
Педагог не дает задание с тем, чтобы проверить его выполнение,
а участвует в коллективном творчестве вместе со всеми.
Позиция педагога в системе коммунарских отношений — старший
товарищ, способный к сотрудничеству с воспитанниками.
О. С. Газман дает такое определение данной позиции — «очеловеченное
искренностью, юмором понимание потребностей детства»1
.
Диалектика педагогического взаимодействия в коммунарских
коллективах строилась вокруг власти авторитета и авторитета власти
(рис. 6). Власть связана с возможностью влиять на решения.
Рис. 6. Диалектика трансформации
авторитета власти во власть авторитета
1 Газман О. С. Коллективное творческое. URL: http://www.
kommunarstvo.ru/biblioteka/bibgazkol.html

СТРАНИЦА 72
Авторитет власти связан с должностью, с теми полномочиями,
которые соответствуют должности. Следует сказать, что коммунары
легко принимали авторитет власти. Примером может быть должность
дежкома (дежурного командира дня). Его распоряжения не
обсуждались в течение дня. Но это был краткосрочный период. «Вечерний
огонек» позволял все расставить по своим местам.
Власть авторитета связана с личностными достоинствами,
с убежденностью, увлеченностью делом, готовностью брать на себя
ответственность. Авторитет нужно было заслужить, его можно было
потерять. К авторитетной личности прислушивались, ее мнение оказывало
весомое влияние на решение, которое принимал коллектив.
Для того чтобы стать авторитетной личностью, недостаточно было
быть ярким и харизматичным. Человек должен был делом и беззаветной
преданностью коммунарскому коллективу доказать свое право
обладать властью авторитета. Этому человеку коммунары должны
были доверять абсолютно. Потеря доверия — потеря авторитета.
Руководителями коммунарских коллективов становились люди,
которые обладали реальным авторитетом, а не авторитетом власти.
Они меньше всего держались за авторитет своей должности.
Вспоминает автор
Еще в первом агитпробеге мы сочинили про Тамару Владимировну
Дмитриенко частушку:
А у Тамары шляпа модная,
На лыжах трудно в ней бежать.
Ее по шляпе били чайником
И отучили выбражать.
Эту частушку она вместе с нами весело распевала: но само
присутствие Тамары Владимировны на сборе или в агитпробеге
уже выстраивало границы меры. Все знали, что она не приемлет
хамства, грубости, расхлябанности, конфликтности.
Никто не хотел ее огорчать.
После одного из агитпробегов нам написали дети и попросили
послать пачку бумаги. Мы посчитали это мелочью. Но Тамара
Владимировна несколько раз возвращалась к данной теме и убедила
нас выслать эту бумагу. Она понимала, что это не мелочь...
Тамара Владимировна никогда не брала на себя лидерские
позиции в агитпробегах. Насколько я помню, даже с руковод-

СТРАНИЦА 73.


ством школы доверяла работать командиру и комиссару. Она
просто была. И это, как мы потом отрефлексировали, являлось
мощным сдерживающим фактором. Совсем по-другому выглядел
агитпробег без нее. Получалось больше тусовки, меньше
дела. Ее роль на самом деле была очень значимая: быть мерилом
качества нашей работы.
Особый авторитет в коммунарских коллективах был у «старичков».
«Старичок» — это не возрастное понятие. «Старички» — те, кто
стояли у истоков. Они прошли такой путь, который те, кто пришел
после, уже никогда не пройдут. Поэтому именно «старички» обладали
властью авторитета. «Новички» ощущали эту психологическую зависимость,
доверяли «старичкам», готовы были идти за ними.
Вспоминает автор
Когда клуб «Борей» собрался 40 лет спустя со дня основания,
мы, «старички», неожиданно для себя поняли, что «новички»
были младше нас на два, максимум три года. Но, спустя 40 лет,
в рассказах и воспоминаниях слышалось то же уважение к «старичкам»,
которое сложилось в коллективе. Этот феномен коммунарского
коллектива можно объяснить именно особым моральным
правом и готовностью «старичков» нести ответственность
за весь коллектив, за дело, которое проводится.
§ 3. Личность педагога в коммунарском коллективе
Спасибо вам, не подвели, не дрогнули,
И каждый был открыт таким, как был.
Ах, дни короткие за сердце тронули,
Спасибо вам…
В. Канер
Педагог в коммунарских коллективах — это не работа, а состояние
души: это способность открывать свое сердце, это смелость
быть искренним, это непреходящий интерес и вера в людей.
Наш опрос экспертов предполагал ответы на вопросы: «Каким был
(есть) ваш педагог? За что вы ему благодарны? Чему вы у него

СТРАНИЦА 74.

учились?» Формат книги не позволяет перечислить всех педагогов, которые
создавали коммунарское братство в масштабах всей страны, поименно.
Мы назовем лишь тех, которых упоминали эксперты. На наш
взгляд, прозвучавшие характеристики весьма показательны.
Н. П. Царева (Коммуна им. А. С. Макаренко) — замечательный
педагог, старший товарищ, умная, интеллигентная, образованная
женщина, спокойный вдумчивый человек, умеющий вести за собой.
Надежда Павловна удачно сочетает в себе терпимость и твердость,
серьезность и чувство юмора. Ей присущи все качества исследователя-ученого:
принципиальность, аналитический ум, прочные знания
по педагогике, уверенное знание концепции И. П. Иванова.
Восхищают потрясающий ум и глубина, естественная потребность
идти во всем до понимания сущности, высочайшая требовательность
к себе, искренность, человечность, честность, открытость позиции, умение слушать и слышать человека, позиция работы «на равных», отзывчивость, готовность помочь в самых трудных ситуациях, преданность делу, сумасшедшая работоспособность, искренняя любовь к нам — с юности до сегодняшних дней. Надежда Павловна является ярким образцом того, каким должен быть настоящий педагог и старший друг.
У нее учились педагогическому мастерству, умению работать
с информацией, строить исследования, логически и стратегически
мыслить, аргументировать свою позицию, планировать конкретные
дела и будущую деятельность, искреннему отношению к делу. Учились
честности, вере в людей, способности «держать удар» и делать
добро, глубине проникновения в суть понятий и содержания, самоотдаче как естественному отношению к делу.
Благодарны ей за создание приятной дружеской атмосферы, за
личный пример, за поддержку, за повышение самооценки, за возможность помочь в деле. Надежда Павловна как маяк, как крыло и почти как мама.
В. Н. Дурнев (Архангельский городской штаб школьников
им. А. П. Гайдара), посвятивший свою жизнь делу развития коммунарского
движения в Архангельской области, замечательный человек,
идейный наставник и организатор клуба. Он фанатично верит
в идею. Мудрый, сильный, волевой, харизматичный. Владимир Николаевич
— педагог от Бога, который верит в людей и свое дело. Это
надежный человек, преданный делу, который умеет отдать инициативу
и возможность действовать-творить. Его отличают верность, целеустремленность,
настойчивость, работоспособность, доброта, забо-

СТРНАЦА 75.


та, мудрость, терпение, безграничная любовь и уважение к детям
и своему делу, чувство юмора. У Владимира Николаевича прекрасные
организаторские способности, он хороший коммуникатор, умеет
вдохновлять, знает нестандартные методы работы с детьми. Он не
ругал, не наказывал, но давал понять, когда кто-то был не прав.
Умеет воспитывать у подростков высокий уровень личной ответственности,
преданность своему делу. Это очень порядочный человек.
Владимир Николаевич не оставит в трудную минуту.
Благодарны:
за то, что сохранил и развил Штаб школьников и коммунарское
движение в Архангельске;
за общение;
за то, что верил в нас, давал много самостоятельности, учил
работать;
за правильную расстановку жизненных приоритетов;
за желание жить, трудиться, путешествовать;
за неравнодушие, внимание, преданность делу;
за уроки жизни, полученные от него;
за жизненные ценности;
за опыт самостоятельности;
за доброе отношение, доверие и веру в нас;
за умение быть равным с теми, кого учишь;
за помощь в трудной жизненной ситуации;
за то, что он был мне, как отец.
У Владимира Николаевича учились искренности, доверию к людям,
ответственности за взятое дело, оптимизму, умению выслушивать
людей, уверенности, что любую проблему можно решить, учились
работать.
Т. В. Дмитриенко («Борей», Тюмень). Она привела всех нас
в мир, где дружба, доверие и уважение являются высшей ценностью,
потому что знала туда дорогу. Ее всегда отличали искренность
и жажда жизни, непредвзятость, доброта, внимательность, умение
услышать каждого. Она искренне делилась всем, что в душе накоплено.
У Тамары Владимировны прекрасные организаторские способности,
мудрость, обаяние. Она не была наседкой, контролером, а
все организовывала так, что студенты забывали, что у нас есть руководитель:
казалось, они сами делают свою работу.
Особую благодарность выражаем Тамаре Владимировне за предоставленную
самостоятельность, умение настраивать на позитив-

СТРАНИЦА 76.


ный, оптимистичный лад; за доверие и отсутствие какой-либо формы
критиканства. Благодарны ей за то, что получили в руки инструмент
— методику КТД, которая в будущем оказалась универсальным
средством построения успешных деловых отношений.
У нее учились делать дело, искренности, ненавязчивости, умению
слушать и слышать, отсутствию каких-либо лидерских амбиций.
В. А. Рогачев — это интеллект и самоирония, харизма целеустремленность
и способность вести за собой. Бывшие воспитанники
Владимира Александровича благодарны за великое счастье общения
с ним; за знания, свободу самовыражения, за доверие, за пример, за
способность сопереживания, за критику.
И. П. Иванов, создатель «Союза энтузиастов», научный руководитель
«Коммуны юных фрунзенцев», Коммуны им. А. С. Макаренко,
профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук,
действительный член АПН СССР. О нем опубликовано не одно воспоминание1
. На основе этих воспоминаний у нас получился следующий
портрет.
Каким он виделся? Живое лицо. Всегда бодрый, с улыбкой.
Очень скромный. Искрящийся взгляд. Жизнелюбие в глазах. Заливистый
смех. Отсутствие следов усталости и равнодушия. Распростертые
для объятия руки. Сосредоточенное выражение лица. Огромный
лоб. Всегда с записной книжкой, в которую строчил, не обращая
внимания на окружающих. Пел с удовольствием (любимая песня
«Мокрый клен»). Игорь Петрович был с неизменным фотоаппаратом,
с рюкзаком за спиной.
Человеческие качества, которые его отличали? Ум, зрелость, величие
и мальчишеское озорство. Тщательность. Ответственность. Человечность.
Внимательность. Работоспособность. Удивительный такт. Интеллигентность.
Исключительная совестливость и скромность. Щедрое
сердце. Неравнодушен. Великодушен. Проявлял внимание к мелочам,
смелость и независимость суждений. Неутомимость. Неугомонность.
Остроумие. Кипучесть. Умение жить в таком ритме, чтобы успевать все
и не забывать ни одного человека, с кем связали его работа или жизнь.
Умение увлекать окружающих людей тем, что он носил в своей душе.
1 Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь / авт.-сост. И. Д. Аванесян;
под общ. ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ
им. А. И. Герцена, 2009. 364 с.

СТРАНИЦА 77.


Какой он был педагог? Игоря Петровича отличала неисчерпаемая
эрудиция: просто поразительно, как много он знал. Удивительный
рассказчик и знаток во всех областях: история, география, литература,
политика: приковывал внимание даже самой манерой говорить. Излагал
просто и ясно. Лекции были живыми и увлекательными. Шуточки
были приятным дополнением к теоретическому материалу. Его
лекции — это открытие, напутствие. Игорь Петрович — неиссякаемый
источник передовых идей — будоражил, воодушевлял, расшевелил
вялую жизнь студентов. У него был интерес к людям: каждый для
него был самый главный. В любой момент можно было подойти посоветоваться.
Когда к нему входили, было ощущение, что вас здесь ждали.
Слушал всегда внимательно и уважительно. Когда с ним общался,
начинал расти «просто как бамбук». Когда шло дело, Игорь Петрович
умел оставаться в тени: он не был впереди на боевом коне, или на
трибуне. Умел рисковать. Иванов прост и сложен, открыт и замкнут,
учит, но не ведет за руку. Образец для подражания и недосягаемый
профессионал. Отечески заботлив и жестко требователен.
Отношения, которые он выстраивал? Ненавязчивая умная простота
в обращении. Никогда не повышал голоса, не читал нотаций,
не унижал. Пытался убеждать. Расспрашивал. Незаметно направлял,
когда человек терялся. Умел радоваться за успехи другого. Откликался
на любую боль. Находил время на душевный разговор.
Мог разговаривать с разными людьми на их языке. Верил в каждого.
Любил и умел делать подарки. Его теплые открытки и письма грели
душу. Игорь Петрович обожал сюрпризы, возвел их в ранг метода.
Каким он был в коллективе? Был в самой гуще ребяческой сердцевины.
Органически входил в большие и малые дела. Личным вкладом
сделал немало для приближения сегодняшнего дня. Рядом
с Ивановым всегда что-то происходило: проектировали, прогнозировали,
моделировали. Коллектив, коллективная творческая работа,
организация жизни через коллектив, содружество разных поколений
— это все не просто тема исследований и диссертации, это суть
его жизни, суть взаимоотношений в семье с детьми и их друзьями,
со студентами, с коллегами по работе. Игорь Петрович был вдохновителем,
советчиком и участником больших и малых дел. Умел ценить
вклад каждого. Умел каким-то образом создать у людей ощущение
их значимости и значительности. Стимулировал на педагогический
анализ, вдумчивую научную работу. Увлекал интересом,
своим непосредственным примером. Все видел и подмечал, что дела-

СТРАНИЦА 78.


ется вокруг. Всегда видел перспективу. Выстраивал партнерские отношения.
Не переносил хвалебных слов в свой адрес.
Что чувствовали рядом с ним? Казалось, что занимаемся чем-то
нереальным в окружающей нас суровой и размеренной жизни. Благодарность
судьбе за встречу. Радость от встречи. Его слова окрыляли.
Душа открывалась. Иванов стал важной страницей в жизни многих.
Заронил семена доброты. Раскрыл глаза на организацию жизни
старших и младших. Вселил неиссякаемую веру в себя. Рядом с ним
формировалась вера, что ты многое можешь. Рядом с ним было ощущение
радости, свежести, оптимизма, силы, уверенности. Рядом
с ним нельзя фальшивить, нужно быть точным и конкретным в определениях.

Как его называют? Созидатель. Вдохновитель. Духовный отец.
Учитель. Дирижер. Друг-наставник. Близкий и дорогой человек. Великолепный
психолог. Мозговой центр. Теоретическое солнце. Путеводная
звезда в плавании по жизненному океану.
Коммунарство формирует определенный тип педагога. Доступный
для общения. Креативный. Погруженный в дело. Готовый тратить
все свое время на работу с коллективом. Открытый для новых
идей. Умеющий слушать. Отзывчивый к чужим проблемам. Эмоционально
незащищенный. Не прагматичный.
§ 4. Личностный рост и самосовершенствование
в коммунарских коллективах
Цветы бывают разные, зеленые и красные.
Каждому цветочку хочется любить
Хочется подняться, к солнышку прорваться
И себя среди других цветов найти.
Существует такое педагогическое заблуждение: для того чтобы
личность стремилась к личностному росту и самосовершенствованию,
необходимо указывать на ее недостатки. Осознание своего несовершенства
вызывает неудовлетворенность собой. Чувство неудов-

СТРАНИЦА 79.


летворенности создает дискомфорт, и человек неизбежно стремится
восстановить утраченное равновесие.
Неудовлетворенность собой, безусловно, является одним из необходимых
психологических условий личностного роста и самосовершенствования,
поскольку неудовлетворенность создает разрыв
между «Я идеальным» и «Я реальным».
Вопрос заключается в механизме формирования чувства неудовлетворенности.
В традиционной педагогике механизм следующий:
личность получает негативные внешние оценки, на основе этих оценок
корректирует свое поведение. Но в данном случае может быть
несколько выходов из ситуации: исправление недостатка путем напряженных
усилий; уклонение от осознания неприятного качества;
мнительность, пессимизм; приспособление к установкам окружающих
людей; компенсация недостатка в одной области достижениями в другой1
. Исправление недостатка, как показывает И. С. Кон, — это только
один из возможных путей развития ситуации.
В коммунарской методике используется другой механизм: человек
включается в дело, затем происходит коллективная рефлексия
успешности проведения и личного участия каждого в общем деле.
Способность делать дело является мерилом личности. В коммунарстве
существует традиционная форма коллективной рефлексии после
проведения дела — «огонек».
Все обсуждения в кругу предполагают такую ситуацию, когда
человек сам говорить о том, что ему удалось или не удалось. Только
после этого он может оценивать участие других ребят. Притом разговор
строится не вокруг личности, а вокруг дела, которое выполнялось
всем коллективом. Человек видит свои качества опосредованно,
через дело. Считается дурным тоном искать оправдания, если в процессе работы произошли какие-то неувязки. В ситуации самооценки оказываются все и каждый. Круг не делится на карающих педагогов (командиров, комиссаров) и массу.
Любое обсуждение начинается с того, что хорошо, что удается,
а уже затем говорится, о том, что нужно улучшить. Обсуждение,
выстроенное на основе поиска удавшихся моментов, не позволяет
личности и коллективу заняться самоуничижением и потерять способность развиваться. Участие каждого в общем разговоре спасает
1 Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. С. 281.

СТРАНИЦА 80.


личность от самодовольства, от потери способности видеть свои недостатки,а значит, и развиваться. Если человек сам не готов видеть
свои просчеты, ему подскажут товарищи.
Воспитательная ситуация организуется таким образом, что идет
разбор дела и поведения человека в нем. При этом сохраняется общее
положительное отношение. Для нормальной жизнедеятельности
необходимо, чтобы человек принимал и уважал себя, имел положительное
отношение к себе. Ему необходимо, чтобы его принимали.
Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других,
верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое
самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности,
ущербности, теряется способность работать над собой.
Чтобы расти и самосовершенствоваться, человек должен стараться
сделать себя лучше, совершеннее, не относиться к себе равнодушно,
т. е. в конечном счете — любить себя.
Результатом личностного роста и самосовершенствования является
самореализация как наиболее полное раскрытие своих сил
и возможностей. Для того чтобы быть способным к самореализации,
человек должен знать, чего он действительно хочет, какие у него
есть ресурсы, чего ему недостает. Для этого его необходимо ставить
в ситуации, где бы он мог проверить свои возможности. Самой мощной
системой роста является ситуация, в которой человеку приходится
брать на себя ответственность.
Вспоминает Елена Белавина (АГШШ, Архангельск)
Я пришла в Штаб школьников после XXI Коммунарского сбора
в 9 классе. Прошло меньше года, и меня, девочку с окраины,
проработавшую в штабе меньше одного созыва, выбрали комиссаром
XXII Коммунарского сбора. Я считала себя глубокой провинциалкой,
которая по факту рождения недостойна быть замеченной,
считала за счастье, что мне позволено быть вместе
с этими городскими сильными ребятами, заниматься с ними
одним делом. Я слушала их, открыв рот. И на общем сборе штаба
все решают, что я — лучшая и самая достойная! Это был
шок, после которого у меня появились крылья. Навсегда!
Человека не спрашивают, готов ли он к новой роли. Ему просто
предоставляется шанс. И шанс этот дается с верой в человека.

Добавлена 17.11.2019 в 04:35:52

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript