Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > КЮК


Книга Емельяновой, СТРАНИЦЫ 1-23. бЕЗ СТРОГОЙ ВЫЧИТКИ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
И. Н. ЕМЕЛЬЯНОВА
КОММУНАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ:
ИДЕОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, МЕТОДИКА
Монография
Тюмень
Издательство
Тюменского государственного университета
2019
-----------------------------------------------------------------------------
УДК 37.015
ББК Ч403(2)63
Е601
Автор:
И. Н. Емельянова — доктор педагогических наук, доцент, заведующий
кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики
Тюменского государственного университета
Рецензенты:
О. А. Селиванова — доктор педагогических наук, профессор кафедры
общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета
Т. С. Микулина — кандидат педагогических наук, главный специалист
по работе с молодежью МАУ ДО «Центр внешкольной работы “Дзержинец”» г. Тюмени
----------------------------------------------------------------------------
Емельянова, И. Н.
Е601 Коммунарское движение: идеология, педагогика, методика
: монография / И. Н. Емельянова ; Министерство науки
и высшего образования Российской Федерации, Тюменский
государственный университет, Институт психологии и педагогики.
— Тюмень : Издательство Тюменского государственного
университета, 2019. — 160 с.
ISBN 978-5-400-01542-7
-------------------------------------------------------------------------
Монография представляет собой философско-педагогическое осмысление опыта коммунарского воспитания. В работе анализируются идеология коммунарства, педагогика коммунарского взаимодействия, методика коллективной творческой деятельности. Основные авторские выводы сделаны на основе ретроспективного анализа особенностей становления коммунарского движения в России. В качестве иллюстрации образа жизни коммунарских коллективов использованы воспоминания участников коммунарского движения.
Размышления о перспективах развития коммунарского движения подкрепляются результатами экспертного опроса членов коммунарских коллективов разных лет.
Адресована педагогам, занимающимся общественным движением, студентам, обучающимся по социально-педагогическим образовательным программам.
УДК 37.015
ББК Ч403(2)63
ISBN 978-5-400-01542-7
© Тюменский государственный университет, 2019
© Емельянова И. Н., 2019
------------------------------------------------------------------------------
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................5
ГЛАВА 1. КОММУНАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕДАГОГИКЕ................................................................................. 7
§ 1. Истоки коммунарской методики ............................................... 7
§ 2. Становление коммунарского движения .............................. .....21
§ 3. Духовно-нравственные основы коммунарского
воспитания...................................................................................38
§ 4. Проблемы нравственного становления личности
в коммунарском коллективе..................................................................................54
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИКА КОММУНАРСКОГО ВОСПИТАНИЯ..................57
§ 1. Коммунарские отношения: специфика общения
и деятельности.......................................................................................Педагогическое взаимодействие в коммунарских
коллективах .................................................................................................70
§ 3. Личность педагога в коммунарском коллективе.... .................73
§ 4. Личностный рост и самосовершенствование
в коммунарских коллективах...............................................................................78
§ 5. Казусы коммунарской педагогики .........................................83
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА......................88
§ 1. Коллективное творческое дело в системе коллективной
организаторской деятельности .................................................................................................88
§ 2. Организационные элементы коллективной
организаторской деятельности ..................................................................................................97
§ 3. Традиционные коллективные творческие дела
коммунарских коллективов........................................................ 102
§ 4. Коммунарский сбор..........................................................................................112
§ 5. Ограничения в использовании методики коллективного
творчества ..................................................................................................119
4
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
КОММУНАРСКОЙ МЕТОДИКИ.................................................................................126
§ 1. Продолжение коммунарского движения в деятельности
общественных организаций ....................................................... 126
§ 2. Перспективы развития коммунарского движения....................135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................140
СЛОВАРЬ .................................................................................................142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................................ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................149

СТРАНИЦА 7.

ГЛАВА 1. КОММУНАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

§ 1. Истоки коммунарской методики

Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила.
В. Беляков

История педагогики знает массу примеров, когда хорошие научные
идеи «лежат на полке» до того момента, пока не найдется ученый,
который их методически оформит. Только после этого они становятся
понятны массе педагогов и начинают продвигаться в практику.
У идей А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого иная судьба: они
внедрялись в жизнь самими создателями. Тем не менее, И. П. Иванов
показал, что научно-педагогический потенциал, заложенный
классиками, не до конца исчерпан. Опираясь на их идеи, он создал
свою оригинальную авторскую научно-методическую систему. Остановимся на идеях, которые стали методологической основой коммунарской методики.
Идея общественной пользы
Общеизвестен постулат педагогики А. С. Макаренко: «Мы
должны воспитывать такого человека, который нашему обществу
нужен»1
. Человек не может жить вне социума, развиваться, самоутверждаться
и просто быть счастливым. Ответственность воспита-

------------------------------------------------------------------------------
Макаренко А. С. Опыт методики работы детской трудовой колонии
// Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1 / сост. М. Д. Виноградова,
А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1986. С. 167.

СТРАНИЦА 8.

теля заключается в том, чтобы помочь растущему человеку найти
себя в обществе.
Необычный образ родился у С. Т. Шацкого: «Чтобы вышло хорошее
тесто, его надо тщательно месить с закваской. Чем лучше перемешано
тесто, тем лучше выйдет хлеб». Школа должна представлять
собой «закваску», которая растворяется «в обширной детской жизни
страны» 1. В этом смысле школа не должна представлять собой нечто
отдельное от среды, где протекает реальная жизнь детей. Искусственные
условия, оторванные от действительности, приводят к скуке,
утомляемости и апатии, уродуют детскую жизнь.
Социальная открытость позволяет делать школу школой жизни.
По мнению С. Т. Шацкого, «в детском клубе должны быть предоставлены все возможности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в созидании жизни»2
.
Для воспитания общественной позиции детей не нужны сверхусилия,
ибо у детей очень сильны «общественные инстинкты»3
. Педагог должен в своей работе обращаться к этим инстинктам, давать возможность им проявляться. Нужно только правильно организовать детскую жизнь, обеспечив различные формы социальной вовлеченности. Чтобы проявилось и сформировалось его общественное лицо, человек должен находиться в определенном социальном ансамбле.
Это должны быть не просто контакты, а социально значимая деятельность.
И. П. Иванов дает название такой деятельности — забота. В своих
трудах он обосновывает идею заботы о ближних и дальних людях.
Дети должны погружаться в действенную заботу о благе окружающих.
Она становится действенной, если результатом является

-----------------------------------------------------------------------------
1 Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы // Избранные
педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина,
В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. С. 71. 2 Шацкий С. Т. Что такое клуб? // Избранные педагогические сочинения:
в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой.
М.: Педагогика, 1980. С. 259. 3 С. Т. Шацкий: работа для будущего: документальное повествование:
кн. для учителя / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Просвещение,
1989. С. 77.

СТРАНИЦА 9.

«улучшение своей и окружающей жизни», если она идет на «радость
и пользу людям»1
.
Нужно постоянно обогащать линии заботы по мере взросления
детей. Если в младших классах это игра с дошколятами во дворе, то
восьмиклассник может освоить роль инструктора-затейника и поставить
с детьми кукольный спектакль. Линия коллективной заботы
может сложиться в летопись боевых и трудовых дел подшефного
предприятия, поиск героев больших событий к памятным датам.
Забота должна быть многообразной: «друг о друге, о своем коллективе
— классе и школе; об окружающих людях, о родном крае;
о далеких друзьях — в нашей стране и за рубежом»2
.
Как показал многократно воспроизведенный опыт, детям нравится
быть кому-то нужными. Дети и подростки легко принимают идею:
«Наша цель — счастье людей!». Деятельность-забота настолько захватывает
молодые души, что не нужно педагогических манипуляций
для включения их в дело.
Идея поиска дела
Систематизирующим элементом в формировании коллектива является
дело. Отсутствие такового разлагает и коллектив, и личность.
С. Т. Шацкий с тревогой делился своим педагогическим наблюдением
за фактом «своеобразной детской безработицы». Детской безработицей
он называет отсутствие настоящего дела, которое позволяло
бы детям жить богатой эмоциональной жизнью. Чтобы подобного не
происходило, ребятишкам необходимо быть захваченными своими
«детскими делами»3
.
С. Т. Шацкий был убежден, что детскую жизнь нужно организовывать.
Организация должна быть разноплановой: это физиче-

----------------------------------------------------------------------------
1. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.
С. 21.
2 Иванов И. П. Формирование юных общественников и организаторов:
очерки методики воспитательной работы школы. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена,
1969. URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivafor.html 3 Шацкий С. Т. Живая работа // Избранные педагогические сочинения:
в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.:
Педагогика, 1980. С. 283.

СТРАНИЦА 10.

ское развитие, труд, игра, искусство, умственная, социальная,
эмоциональная жизнь. Более того, единственное назначение школы
и учителя — «организовывать разнообразные деятельности детей,
все время их изучая». Он считал, что учебную программу
нужно строить не по учебным предметам, а «по деятельностям
учеников»1
.
Опыт работы в колонии «Бодрая жизнь» показал: дело детям не
нужно навязывать, они сами его могут найти. Ребятам в определенный
период предлагалось обойти все границы колонии, обойти свою
усадьбу и заметить недостатки. Затем они сами должны были найти
способы устранения таких недостатков. Данная деятельность давала
воспитанникам качественно новый опыт социальной вовлеченности.
Если жизнь правильно организована, дети сами приходят к идее
поиска дела. С. Т. Шацкий вспоминает: «Еще перед отъездом из колонии шли разговоры о том, чтобы в Москве при посещении нашего
дома по вечерам колонисты не разбивались по разным занятиям,
а составили бы свою группу “колонистов”, которая собиралась бы
два раза в неделю для какого-нибудь общего дела»2
.
И. П. Иванов обогатил деятельностную педагогику классиков советского периода идеей коллективного планирования, учил «вглядываться в окружающую жизнь, искать и находить в ней то, что
надо и можно самому и вместе с товарищами делать для ее улучшения».
В результате родился целостный логичный механизм
коллективного планирования, который позволял «искать дела
в самой жизни», затем с помощью педагогов «точнее, продуманнее,
успешнее строить перспективу своей практической заботы
о людях»3.
--------------------------------------------------------------------------
1 Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы // Избранные
педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина,
В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. С. 54. 2 Шацкий С. Т. Бодрая жизнь // Избранные педагогические сочинения:
в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.:
Педагогика, 1980. С. 202. 3 Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.
С. 30.

СТРАНИЦА 11


В практике коллективной организаторской жизни была найдена
замечательная по своей простоте форма коллективного планирования
— разведка дел и друзей. «Разведка! Вот поистине волшебное
средство коллективной организаторской деятельности», —
писал И. П. Иванов1
. В самом слове «разведка» содержится энергия
подростковой романтики и надежда на проявление настоящей
взрослости.
Поиск дела логично завершался обсуждением результатов разведки
на общем сборе. Именно общий сбор отбирает те дела, которые
коллектив на данном этапе готов провести. Основные вопросы, на
которые отвечает общий сбор: «Что делать? Для кого делать?».
Идея коллективного творчества
«По нашему глубокому убеждению, начатки творческой силы
существуют почти у всех, у маленьких и больших людей — надо
лишь создать для проявления ее подходящие условия», — писал
С. Т. Шацкий2
. Описывая жизнь в колонии «Бодрая жизнь», он рассказывает,
как рождался спектакль. Задавалась тема: например,
«есть на свете старуха-волшебница, которой очень хочется встретить
доброго человека. И вот сидит она у дороги в виде нищей и просит
милостыню. Мимо проходят разные люди…»3
. А дальше разворачивается
фантазия. Многие действия и реплики рождались уже в процессе
представления. Появлялись разбойники, парень с балалайкой,
медведь, охотник. «Так постепенно забава превращалась в глазах
сотрудника в очень интересную и серьезную работу с детьми, для
детей же “представление” все больше и больше походило на развлекательную
игру»4
. Как правило, проходили технические репетиции,
чтобы участники знали свои места и время выходов, но сама пьеса
разворачивалась по ходу действия.
1 Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.
С. 31. 2 Шацкий С. Т. Бодрая жизнь // Избранные педагогические сочинения:
в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.:
Педагогика, 1980. С. 257. 3 Там же. С. 223. 4 Там же. С. 228.

СТРАНИЦА 12.

Творчество давалось детям легко, без особого напряжения. «У детей
нет предрассудков, они — настоящие творцы, полные верных
инстинктов, чувств и мыслей, они лишены традиции, их подвижность
и оригинальность — наши главные помощники; размеров той
помощи, которую окажут нам дети, нельзя достаточно оценить»1
.
А. С. Макаренко делился своим опытом организации творческой
деятельности в колонии им. А. М. Горького. Колонисты за сезон ставили по 40 спектаклей. При этом обходились без изматывающих
репетиций.
Коллективное творческое дело, описанное И. П. Ивановым как форма
организации жизни коллектива, перевернуло известные методические
подходы к организации воспитательной деятельности. В условиях,
когда господствовала система отрепетированных монтажей, политинформаций и устных журналов, появляется принципиально новая организация деятельности — КТД — дело, которое создавалось «здесь и сейчас» всем коллективом на энергии коллективной заботы и творческой импровизации. Педагог далеко не всегда мог контролировать продукт, который его дети будут демонстрировать. Это напрягало, удивляло, восхищало, вызывало возражения. Но это работало!
Вопрос организации КТД решался до гениальности просто: создавался
совет дела, который от начала до конца координировал организацию
и проведение.
Идея коллективной организации жизни
Вся система коллективной организации жизни строилась
А. С. Макаренко на воспитании «эмоции долга» и «правовой эмоции».
Педагог считал, что разумное ограничение в поступках людей
необходимо. В обществе, где «отказались от таких постулатов поступка,
как боязнь греха» нужно находить иные формы управления
поведением личности2
.-----------------------------------------------------------------------------
1 С. Т. Шацкий: работа для будущего: документальное повествование:
кн. для учителя / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Просвещение,
1989. С. 77. 2 Макаренко А. С. Организационный план педагогической работы
трудовой коммуны им. Дзержинского // Педагогические сочинения: в 8 т.
Т. 8 / сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1986. С. 143.

СТРАНИЦА 13

Основой правовой жизни в коллективе, по мнению А. С. Макаренко,
должна быть дисциплина как «действие сдерживающих начал»
в поведении личности, «разумное подчинение общепризнанному
порядку». Дисциплина — это условие, которое дает личности
«точное ощущение своего положения в среде»1
.
Разумно построенная жизнь колонии им. А. М. Горького, коммуны
им. Ф. Э. Дзержинского складывалась из следующих организующих
элементов. Общее собрание было главным органом, где принимались
решения. Все воспитанники разбивались на отряды. Во главе
каждого из них стояли командиры, которые входили в совет, координировавший жизнедеятельность всего коллектива. Командиры определялись разными способами: через назначение, выборы, чередование.
Для четкого управления распорядком дня в коммуне определялись
дежурные по коммуне (ДК). «Все распоряжения ДК должны
беспрекословно выполняться всеми коммунарами»2
. Сложная организация жизни и производства требовала выполнения срочных работ эпизодического характера. Решалось это следующим образом: создавался сводный отряд; назначался командир отряда, который отвечал за организацию и результат работы. В роли командира сводного отряда побывали многие колонисты, что было хорошей школой формирования навыков организатора.
Разнообразная жизнедеятельность коммуны «Бодрая жизнь»
требовала освоения различных ролей: повар, уборщик, артист и др.
Идея чередования поручений оказалась очень продуктивной.
С. Т. Шацкий писал про это так: «Утром я сяду за стол, и мне подан
самовар, и хлеб испечен, с завтра я сам вожусь с трубой и везу тачку
со щепками — хлебную печь топить»3
. Смена поручений вносила разнообразие в жизнь коллектива, позволяла овладевать новыми умениями.
----------------------------------------------------------------------------
1 Макаренко А. С. Понятие дисциплины в общей системе воспитания
// Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1 / сост. М. Д. Виноградова,
А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1986. С. 11. 2 Макаренко А. С. Конституция страны ФЭД // Педагогические сочинения:
в 8 т. Т. 1 / сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика,
1986. С. 152. 3 Шацкий С. Т. Бодрая жизнь // Избранные педагогические сочинения:
в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.:
Педагогика, 1980. С. 182.

СТРАНИЦА 14


Демократическое устройство жизни в колонии определялось тем,
что каждый член коллектива имел свой голос в управлении коммуной.
У С. Т. Шацкого была практика опрашивать колонистов по вопросам:
«Хорошо ли идут работы? Если плохо, то почему? Чего
я хочу от колонии в будущем? Чего нам не хватает?»1
.
Идея коллективной организации жизни взята за основу
И. П. Ивановым, но выстроена она была в несколько иной логике,
чем в коммунах и колониях начала ХХ в. В основе коллективов,
создававшихся в 1920-е гг., лежало социальное неблагополучие детей
и стремление государства «сгладить» общественные проблемы,
которые негативно сказались на детях. Уже на этапе создания детско-подростковые
организации были ориентированы на конкретную
деятельность. Нужно было организовать жизнь детей и подростков
вокруг уже заданного дела (сельское хозяйство, промышленность,
учебная деятельность и др.).
Коммунарские коллективы 1960-х гг. создавались в социально
благополучных условиях в городской среде. Отсутствие настоящего
дела приводило к инфантильности, неразвитому чувству взрослости.
Поиск дела стал основой коммунарских коллективов.
В методику коллективной творческой деятельности органически
вошли: общий сбор, отряды, совет командиров, дежурные командиры,
временные отряды, чередование поручений, коллективные обсуждения
по вопросам-задачам — все это было наработано предшественниками.

В коммунарской системе родились новые специфические формы,
которые дополнили, украсили работу. Например, сбор-«огонек» —
форма коллективной рефлексии и принятия решения, связующий
элемент на всех стадиях коллективной организаторской деятельности.
Оказываясь в общем кругу на сборе, каждый участник, даже
самый робкий первоклассник, размышляет над проведенным коллективным
творческим делом, учится извлекать уроки на будущее.
Каждый «огонек» — это богатая пища для педагогических размышлений,
самообразования.
1 Шацкий С. Т. Бодрая жизнь // Избранные педагогические сочинения:
в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.:
Педагогика, 1980. С. 194.

СТРАНИЦА 15

Заслуга И. П. Иванова заключается в том, что он увидел в работах
классиков организующие коллективную жизнь элементы, дополнил
и выстроил логичную систему коллективной организации жизни:
коллективное планирование, текущая организаторская деятельность,
коллективное обсуждение сделанного.
Идея товарищества
Сила воспитательного воздействия на личность многократно увеличивается,
если весь персонал, включая заведующего и сторожа,
каждого колониста, является частью единого коллектива. «Необходимо
выбить из сознания, что руководитель — учитель, он должен
быть старшим товарищем детей, и поэтому в таком учреждении надо
мыслить не общество детей, а общество детей и взрослых»1
. А. С. Макаренко
характеризовал педагога как «боевой товарищ, борющийся
вместе с ними и впереди их за все идеалы первоклассного советского
детского учреждения»2
.
И. П. Иванов продолжает эту мысль в идее «товарищеского общения,
в котором органически соединяется незаметное и открытое
воспитательное воздействие»3
. Руководящая организующая роль
остается за педагогическим коллективом. Не случайно первой стадией
коллективной организаторской деятельности является стадия
предварительной работы воспитателя. Педагог направляет процесс
воспитания, «организуя жизнь этого коллектива»4
.
Товарищеские отношения педагогов и воспитанников формируют
общий дух созидания. Этот дух нужно поддерживать, иначе он «может
легко угаснуть в обстановке будничной школьной жизни, а пер1
Шацкий С. Т. Что такое клуб? // Избранные педагогические сочинения:
в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой.
М.: Педагогика, 1980. С. 266. 2 Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса
// Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1 / сост. М. Д. Виноградова,
А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1986. С. 224. 3 Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.
С. 67. 4 Иванов И. П. О сущности воспитательной работы. URL: http://
www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaosu.html

СТРАНИЦА 16


спектива общего дела перестанет быть действительно радостной для
каждого ребенка», — писал И. П. Иванов1
.
В общем товарищеском взаимодействии идет активный обмен
опытом: от воспитателей к воспитанникам, создание и накопление
воспитателями и воспитанниками нового опыта, «обобщения и закрепления
опыта в форме традиций»2
. Коллектив, основанный на
товарищеском взаимодействии воспитателей и воспитанников, способен
решать задачи любой сложности.
Широко известен принцип взаимодействия с воспитанниками
А. С. Макаренко: как можно больше уважения к человеку и как
можно больше требовательности к нему.
И. П. Иванов говорит в своих работах об отношениях общей товарищеской
заботы. Именно эти отношения, по мнению ученого, являются
воспитательными. Такие отношения позволяют преодолевать,
с одной стороны, чрезмерную опеку, с другой, — защищают от разрушительного
авторитаризма взрослых. Данные отношения дают позитивный
выход чувству взрослости, формируют взаимное уважение
и ответственность.
Коммуна как способ жизни
Коммуна как способ жизни была изобретена довольно давно.
Историческую известность получили следующие коммуны: иудейская
секта ессеев (первая четверть II в. до н. э.), израильские кибуцы
(начало ХХ в.), коммуны хиппи (середина ХХ в.), экопоселения
(конец ХХ в.).
Как показывает историческая практика, коммуна как способ
жизни может существовать в разной идеологической системе.
Идейный разброс настолько широк, что не позволяет выделить
какую-то одну, присущую именно коммуне, идеологию. Совместное
проживание коммуной обусловлено, как правило, необходимостью
обособления от общества. Условием проживания личности
в коммуне является принятие определенных идей, законов и принципов
жизни.
1 Иванов И. П. Формирование юных общественников и организаторов:
очерки методики воспитательной работы школы. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена,
1969. URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivafor.html 2 Там же.

СТРАНИЦА 17


Обратимся к известным педагогическим коммунам.
Колония им. А. М. Горького — воспитательное учреждение
для несовершеннолетних правонарушителей, созданное в 1920 г. на
территории УССР.
Организующим началом жизни в колонии им. А. М. Горького
был труд, в основном сельскохозяйственный. Остальные виды труда
сопровождали сельскохозяйственное производство: труд в мастерских,
уход за лошадьми, работа на мельнице, разведение свиней.
Все воспитанники колонии усваивали логику хозяйствования.
В колонии использовались современные достижения в области агрохимии
и животноводства. Выбор трудовой сферы определялся
производственной целесообразностью и личными предпочтениями
колонистов. При этом личные предпочтения всегда уступали коллективным
требованиям. Если Антон Братченко самозабвенно любил
лошадей, то он проводил все свое время в конюшне. Но когда
он «зарвался», совет командиров отстранил его от этой работы.
Совместное проживание в колонии строго требовало выполнения
общих для всех законов жизни. Самое пристальное внимание
уделялось дисциплине, причем дисциплина рассматривалась не
как торможение, а как условие продвижения всего коллектива
к новым радостным перспективам. Условиями коллективного выживания
были взаимопомощь и поддержка. Такие способности вырабатывались
через включение каждого в сложную систему взаимозависимости
в процессе деятельности в постоянных и сводных
отрядах.
Колония была для каждого воспитанника формой социальной
защиты. Здесь решались все вопросы, связанные с жизнеобеспечением
всех и каждого. Более того, А. С. Макаренко не позволял
даже в случае мелкого хулиганства (воровство, драки) местному
населению в какой-либо форме наказывать колонистов. Ничего не
оставалось незамеченным, ни один факт хулиганства не пропускался,
но все вопросы разбирались и меры пресечения принимались
в колонии.
Защищенность — это то состояние, которое колонист испытывал,
находясь в стенах колонии. Но у коллектива было право освободиться
от того, кто разрушительно на него действовал. Такие ситуации
возникали крайне редко и были болезненны для коллектива, но
в практике колонии примеры встречались.

СТРАНИЦА 18


Коммуна им. Ф. Э. Дзержинского — воспитательное учреждение,
организованное А. С. Макаренко при поддержке ГПУ
в 1927 г. для борьбы с детской беспризорностью.
Коммуна им. Ф. Э. Дзержинского строилась на основе соединения
обучения с производительным трудом. Коммунары работали на
производстве, выпускали электроинструменты, фотоаппараты
«ФЭД». Вся работа строилась на основе хозрасчета.
Жизнедеятельность коллектива основывалась на конституции,
главные положения которой регламентировали работу органов самоуправления,
порядок организации дежурств, самообслуживания,
перечень прав и обязанностей выборного актива, распорядок дня,
форму учета результатов соревнования, форму поощрений и наказаний.
Коммунары объединялись в отряды. День коммуны был подчинен
строгому распорядку: от подъема до отбоя, заканчивался общим
собранием, являвшимся высшим органом коммунарской жизни.
Руководящим органом между собранием коммунаров был совет
командиров. Для решения текущих вопросов создавались комиссии:
санитарная, хозяйственная и др.
Колония «Бодрая жизнь» — детище С. Т. Шацкого — основана
в 1911 г. в Калужской губернии.
Задачу колонии Станислав Теофилович видел в том, чтобы совместными
усилиями взрослых и детей создавать радостную жизнь,
детское «царство». Центральным элементом был детский труд, который
от взрослого отличался образовательным характером. Колонисты ухаживали
за животными, сеяли, пахали, работали в мастерских, готовили
пищу. При этом изучали особенности производства, в которое включались.
Труд носил организованный характер, были налажены строгий
учет и контроль. Поощрялись хозяйственная сметка, инициатива, выдумка.
Жизнедеятельность регулировалась через органы самоуправления.
Большое значение придавалось культуре и эстетике труда.
Очевидно, что на жизнедеятельность колоний наложили отпечаток
социальные условия: дети, брошенные, порой, на произвол судьбы;
реальные проблемы с пропитанием; агрессивная среда. Необходимость
экономического выживания создавала определенный рисунок жизни
и деятельности в колонии им. А. М. Горького, коммуне им. Ф. Э. Дзержинского,
колонии «Бодрая жизнь». Основными системообразующими
элементами были производительный труд и хозяйствование.

СТРАНИЦА 19.


«Коммуна юных фрунзенцев» была создана в 1959 г. при
Доме пионеров Фрунзенского района г. Ленинграда.
Основной формой существования коммуны были сборы, остальная
деятельность так или иначе связывалась с подготовкой к ним:
«жизнь <...> продолжается, как всегда: зимний сбор, весенний, летний,
осенний… каждый сбор надо долго готовить, и на каждом
должно быть что-то новое»1
. В промежутке между сборами, в течение
учебного года члены коммуны собирались в Доме пионеров
Фрунзенского района.
Традиционной формой коллективной деятельности стал трудовой
лагерь в Ефимовском районе «Ефимия». Трудовые дела были
самые серьезные: прополка свеклы, удобрение растений, стройка
и др. В трудовые лагеря ездили школьники самого разного возраста
и взрослые друзья коммуны: рабочие, музыканты, инженеры,
актеры.
Формой коллективной рефлексии были вечерние «огоньки», где
участники высказывали свои мнения о том, что было удачно, а что
нет и как можно исправить то, что пока не получается.
Одним из ключевых достижений фрунзенской коммуны является
рождение и продвижение в жизнь методики коллективной творческой
деятельности, которая впоследствии была названа коммунарской.
Особой формой, которая сопровождала лагеря и сборы, были
«сюрпризы». Делались они своим ребятам, селянам. Главное в сюрпризах
— доставить радость другому.
Коммуна им. А. С. Макаренко (КиМ) была создана в 1963 г.
в ЛГПИ им. А. И. Герцена.
КиМ — это творческий коллектив педагогов-макаренковцев,
в который добровольно объединились студенты, преподаватели, работники
школ и внешкольных учреждений. Коммуна им. А. С. Макаренко
была секцией студенческого научного общества СНО
ЛГПИ им. А. И. Герцена.
Основными формами жизни КиМа были лагерные сборы, кимовские
среды, десанты, отрядные сборы. Организационной формой
КиМа были отряды, а для подготовки межотрядных дел создавались
сводные отряды. Подготовку вели советы дел, куда входили
1 Фрунзенская коммуна. М.: Детская литература, 1972. URL: http://
www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bib000fru.html

СТРАНИЦА 20


представители всех отрядов. Высшим органом КиМа являлся общий
сбор. Всей текущей жизнью руководил совет командиров. На
период проведения конкретного дела выбирался дежурный командир.
Члены коммуны были включены в систему коллективного
планирования. Коммунары составляли проекты коллективных
творческих дел, учились искусству коллективного планирования,
искусству организации КТД и подведения итогов на общих сборах.
И. П. Иванов был научным руководителем КиМа, обеспечивал
научно-методическое сопровождение деятельности коммуны, руководил
исследовательской работой ее членов.
Несмотря на то, что системообразующая деятельность коммунаров
1960-х гг. отличалась от коммунаров 1920-х гг., признаки коммунарской
жизни были общими:
совместное проживание, в основе которого тот или иной способ
обособления от общества (постоянно или временно в лагерях, на
сборах);
идейная мировоззренческая общность, наличие высокой
цели, понятной каждому члену коллектива;
общие для всех законы жизни, выработанные самими коммунарами;
равные для всех членов обязанности, без какого-либо исключения;
общепринятые моральные нормы, которые поддерживались
не столько какими-либо организационными структурами, сколько
коллективным мнением;
взаимопомощь как условие выживания;
подчинение личных интересов интересам сообщества;
наличие способов защиты сообщества от произвола личности
(обособившиеся личности могут порицаться и изгоняться).
Коммунарские коллективы отличала от каких-либо обособившихся
от общества групп высокая цель, в основе которой — забота
о близких и далеких людях, товарищеские отношения воспитателей
и воспитанников, творчество как способ жизни коллектива.

СТРАНИЦА 21


§ 2. Становление коммунарского движения
…Это песня привета
Тем, кто шагал с нами рядом,
От ветра не пряча взгляд.
Горьким горнов молчанием
Будет слава пропета
Всем сгоревшим отрядам —
Маленьким кораблям.
В. Крапивин
Есть, как минимум, две версии возникновения коммунарского
движения. Первая — 30-е гг. XX века. Начало этому периоду положил
опыт коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, который был осмыслен
и обобщен в педагогическом наследии А. С. Макаренко. Вторая
версия — начало коммунарского движения относится к 1960-м гг.
Импульс данному движению дала «Коммуна юных фрунзенцев».
Общеизвестен факт: разработанная в коммуне и описанная ее
научным руководителем И. П. Ивановым методика коллективной
творческой деятельности была опробована в «Орленке», лагере всероссийского
значения. Результатом стало появление значительного
количества спутников коммуны, которые распространили методику
коллективного творчества по стране. Сам И. П. Иванов утверждал,
что коммунарская методика берет начало в наследии А. С. Макаренко.
«Коммунарская методика — равно макаренковская. На этом
И. П. Иванов настаивал всю жизнь», — утверждают его ученики и
последователи1
.
Истина, как всегда, лежит посередине: истоки методики КТД
однозначно макаренковские; но опыт классиков был осмыслен
И. П. Ивановым по-новому. Педагогический процесс, который привел
к коммунарскому движению, был запущен «Коммуной юных
фрунзенцев» при помощи и содействии комсомольских лидеров
и комсомольской прессы.
1 Царева Н. П. Сущность и эффективность коммунарской методики
// Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня,
завтра: материалы межрегион. науч.-практ. конф. г. Архангельск, 27-28 сентября
2001 г. URL: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/23/4/2

СТРАНИЦА 22.


Коммунарское движение в 1960-е развивалось в условиях существования
официальных политизированных организаций детей и молодежи:
пионерской организации и Всесоюзного ленинского коммунистического
союза молодежи (ВЛКСМ). За спиной детских и молодежных
общественных объединений стояли мощные структуры — Центральный
совет Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина
(ЦС ВПО им. В. И. Ленина) и Центральный комитет Всесоюзного ленинского
коммунистического союза молодежи (ЦК ВЛКСМ). На управление
деятельностью детских и молодежных организаций выделялись
немалые финансовые, организационные, методические ресурсы.
Идеи коммунарства зародились в среде организаторов пионерского
движения. К середине ХХ в. пионерское движение утратило свой
социальный пафос и стало организацией для детей, управляемой
взрослыми. Это чувствовали и дети, и взрослые. В среде думающих
и ищущих пионерских работников начался поиск путей и способов
оживления жизни пионерских организаций. Базой для энтузиастов
стали Дома пионеров, школы пионерского актива. Именно эта аудитория
более всего подходила для новых социальных экспериментов,
в результате которых родилась «Коммуна юных фрунзенцев» — «маленькая сенсация в воспитательском мире»1
.
Обратимся к периодизации коммунарского движения. Существуют
три известные периодизации О. С. Газмана2, С. Д. Полякова3,
Р. В. Соколова4. Сопоставим их в одной таблице (табл. 1). На
наш взгляд, в обозначенных разными авторами этапах коммунарского
движения нет противоречия. Несколько иначе расставлены
акценты, характеризующие особенность этапа. Периодизация
О. С. Газмана отражает становление методики в массовой практи
-------------------------------------------------------------------------------
1. Соловейчик С. Фрунзенская коммуна // Социальная педагогика.
2017. № 1-2. С. 11. 2 Газман О. С. Коллективное творческое. URL: http://www.
kommunarstvo.ru/biblioteka/bibgazkol.html 3 Поляков С. Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка.
М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 176 с. 4
циональный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 176 с. 4 Соколо

Добавлена 17.11.2019 в 03:09:29

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру Эту книгу прислала Валя Хорош. Предполагается к обсуждению на  сессии Академии Шестого Этажа 22-24 ноября 2019-го года в Гуслице на совместном семинаре студий памяти Симы Солов
 ейчика, Инны Руденко, Ивана Зюзюкина, Татьяны Яковлевой, студий имени Юры Данилина, Ольги Мариничевой и студии Хвара (как для краткости именуется Хилтунен ВАлерий Рудольфович). 
 Текст с некоторыми (небольшими, вопрос техники) сокращениями.



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript