19 апреля 2008 года
Дело было так. Хвар шёл с десятилетия бардовского клуба "Апрель" (дело было в Петрозаводске) мимо дома, где жил финский машинист Ялава (который вёз одного Ильича нелегально и не в пломбированном вагоне, а возле топки), мимо памятников Андропову Ю. В. и Сенькину И.И. (последний известен тем, что после смерти на сберкнижке нашли у него всего 700 рублей - по двадцатке примерно за каждый год правления Карелией), по улице Шотмана, минуя один из самых больших в мире памятников Ленину, почему-то не тронутый в войну войсками маршала Маннергейма, числившего себя отнюдь не марксистом, а совсем даже последним генералом Империи...и звучала у Хвара в голове апрельская песенка про то, что лодочка оказалась не очень...но жить-то надо всё равно.
И в голове как-то сами собой затеснились тезисы. которы захотелось обсудить, но не со всяким яким, а с тем, кто уже поимел или рьяно готовится к опыту пострыночного проживания.
Вот оно, ловите:
1. КОРЕННАЯ ошибка РСДРП (б) крылась в недопонимании странного предупреждения из 16 тома Маркса (стр. 198). Там речь шла об интутивно гениальной догадке классика о "рыночном сензитиве" - о том, что нехитрые, в общем,. премудрости капитализма. ВОВРЕМЯ, а значит, и быстро освоенные сообразительным человеком, оставляют ему простор не только для формулирования вопросов "И это всё?", "А дальше-то что?", но и для поиска ответов на них.
2. Плеханов был, мягко говоря, не прав, скрыв от общественности странные мысли Энгельса о возможной особой роли русской общины. Видимо, следовало бы присовокупить сюда соображения и по индийскому (цыганскому) менталитету. Соединение хай-тека с инстинктивным иммунитетом к индивидуализму в его крайних формах только и может дать человечеству прививку от синдрома приобретенного коммунодефицита.
3. Соловейчик писал "Последнюю книгу" до странных вывертов Гейтса, Баффета - иначе он бы не сделал пессимистического, в общем, вывода, что классики ошиблись в оценкке запасов альтруизма этого жалкого рода. Видимо, на самом деле, ситуация не так безнадёжна и за первыми ласточками последуют целые стаи "отказников".
4. Мысли И.А. Ефремова о том, что ЛИШЬ гениальность есть норма, не кажутся наивными в свете изучения исландского опыта, а также деятельности Топорова, Ривина, Ионина, Шацкого, Макаренко.
5. Шекспировско-конфуцианское рассмотрение проблемы "человека проснувшегося" ставит вопрос о личных правах и свободах совершенно в иную плоскость - право спящего человека (или даже мертвяка) на его сон-смерть имеет примерно такой же градус общеродовой актульности как вопрос об охране государством прав нищих, побирающихся в метро.
6. Тема об Эпикуре как предтече марксизма требует более тщательной проработки - надо внимательно разобраться, каковы были духовные скрепы Эпикура...В конце концов, Карнеги писал вовсе не для манипуляторов - его и вина, что было их немало, вычитавших у него именно это.
7. "Мурло мещанина" Маяковского, пьеса Горького "Мелкие бюргеры" (так перевели "Мещан") - это про ту мелочную составляющую, которая мешает видеть ценности непреходящие. Общечеловеческое - это про "заживём коммуной мировой", а не про заповеди и кодексы, в которых есть многое от аварийной дезинфекции и ничего от свободной игры творческих сил. Всё это писано для "спящих", чтобы они не лягались во сне, не храпели и не лунатели.
8. Мысли о КОЛЛЕКТИВЕ людей. которым не довлеось в своей жизни подняться выше подвальных его этажей (толпы, команды. группы, корпорации и т.п.) не суть интересны. Набивший оскомину трюизм о том, что первобытная коммуна погибла от одинаковости хоррших, в общем, человеков - имеет к проблеме отдалённое отношение. Коммуна мировая - это уж, скорее, сетевое сообщество, конфедерация ассоциаций гениев-с-лица-необщим-выражением. Возможно, кстати, кочующих. Последние изыскания выявили тот факт,что любой ДОМ имеет ВСЕГДА на два порядка больше болезнетворных микробов, чем дорога и лес.
9. Четвёртый архонт Дамангура, держащий руку на кнопке самоуничтожения в момент остановки - это символ того, что развитым формам коллектива имманентно присуще перманентное развитие, так что разговоры о фроммовской "некрофилии" как любви к законченности, упорядоченности тут совершенно неуместны.
10. Два бородатых предсказателя лишь начали работу по анализу "производств" вещи-идеи-организации-человека. Упрекать в недоделанности теории надо бы больше себя и меньше их.
11. В свете последних изысканий Ньютона-Второго о том, что нас ждёт ТАМ, в небесах обетованных, жуть берёт не за тех, чьё тело сгорело на кострах или сгнило в таёжных болотах - а за тех, чьим уделом было и остаётся "подленькое и мелочное" (далее по тексту Островского-Караваевой, хотя и сугубо безбожную с виду - недаром за книгу эту так сражается "православный русский атеист" Лев Аннинский.
12. Атеизм - это не про глупую уверенность в отсутствие разных непознанных уровней и иерархий. Атеизм - про то, что у этого нашего рода человеческого достанет сил и мудрости стать соратником Бога, богов, Человечеств - откуда бы те не спутились-поднялись-слетелись-сползлись по извилинам...
Письмо авторам
|