Анисимов О.С. ЦЕНТР МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Актуальность: • Основные ошибки управленческого корпуса связаны с допрофессиональным характером действий в принятии и реализации решений, следовании стихийной самоорганизации, сложившимся стереотипам, а не научной критериальной основе в анализе конкретных ситуаций; это касается и мотивационной, и мыслительно-операционной сторон самоорганизации управленцев, и системы их взаимоотношений в управленческих и иных организационных средах; • В наибольшей степени это касается решений в иерархических управленческих структурах (муниципальных, региональных, отраслевых, федеральных); • Сами решения, их разработка осуществляется вне подчинения основным требованиям мыслительной культуры, а управленческое образование остается вне базисных ориентиров мыслительной культуры; • В стране не сформирована инфраструктура стратегического управления, разработка и принятия стратегических решений, их реализация осуществляется вне рамок имеющейся рефлексивно-мыслительной культуры; экспертно-аналитические структуры остаются работающими на допрофессиональном уровне и вне науки и культуры мышления; • Отсутствие внятных стратегий, оформленных «идей» для России предопределено вышеуказанным. • Поэтому общее повышение результативности, надежности, неслучайности, вхождение в рамки достойного уровня профессионализма управленческого корпуса в условиях усложнения общего положения России в мире, повышения риска расчленения страны и иных угроз с ближайшими отдаленном будущем следует начать с быстрого перехода на новый уровень и создание механизма роста уровня качества в стратегическом звене управленческой иерархии и всей системы управления в стране. Необходимо обеспечить ускоренное становление управленцев (муниципального, регионального, отраслевого, федерального уровня).
Проблема:
Стратегическая подготовка не только в России, но и мире в целом носит случайно-исторический характер и зависит лишь от уровня осознавания значимости соответствующего заказчика и масштабов ресурсного обеспечения; сложившиеся концепции стратегического управления и подготовки стратегов являются в основном эмпирическими, не пользующимися достижениями науки о мышлении и рефлексивно-мыслительной культуры; качество концепций, моделей, технологий предопределяется не столько сущностными критериями, сколько уровнем организационных усилий и ресурсного обеспечения, где видно преимущество экономически развитых стран; В то же время именно в России имеется почти неизвестный опыт специальных культурно-мыслительных, методологических разработок (с середины XX в.) и Россия остается ведущей, имеющей абсолютное преобладание страной в области культуры мышления в ее фундаментальной и прикладной (в игровом моделировании) составляющих; фиксированные достижения в этом направлении интеллектуальных разработок стали заметными для значительного круга специалистов лишь в 80-90-х г.г., хотя большинство научных и учебных заведений остаются вне влияния методологии и знакомства с результатами и перспективой этих разработок. Следовательно, стратегическое проектирование, управление в целом должно в практике и в образовательных системах наиболее полно использовать достижения рефлексивно-мыслительной культуры и науки о мышлении, деятельности, ввести приоритете опоры на такие результаты как условие быстрейшего достижения профессионализма в принятии и реализации управленческих решений, прихода к высшим уровням этого профессионализма. Тем более что с 90-х г.г. быстро оформилось особое направление в наук – «акмеология», которая систематически изучает законы выхода на высшие достижения и потенциал достижений в любых областях деятельности (базисное звено этого направления организационно оформлено в Российской академии Госслужбы при Президенте РФ).
Проектная идея:
• Создать на факультете социального управления Центр методологии и технологии стратегического проектирования, сочетающие обычные формы участия в учебном процессе, связанные с подготовкой управленческих кадров (государственное и муниципальное управление) с инновационным моделированием профессиональной стратегической управленческой деятельности, привлекая в качестве материала ту информацию, которую выявляют студенты и аспиранты в управленческих структурах (муниципальных, региональных, отраслевых); • Рассмотреть работу Центра как внутриуниверситетскую, отраслевую и федеральную инновационную площадку, как системообразующее звено будущей федеральной инновационной системы стратегического образования. Осознавая тождественность основных проблем, связанных со стратегическим управлением в странах СНГ, а также в мире в целом, предполагать создание Международного консорциума образовательных учреждений «Стратегия». • Базисным условием реализации идеи и соответствия сущности высших форм профессионализма в стратегическом уровне управления является определяющая роль методологической, культурно-мыслительной и рефлексивно-культурной составляющей самой профессиограммы стратега. • Учитывая ресурсную, особенно кадровую обеспеченность работы Центра (немногочисленность тех специалистов, которые подготовлены к подобной работе), принцип постепенности развертывания работ без снижения уровня притязаний, предполагать отработку образовательных технологий и самих моделей, технологий стратегического мышления, накопление сущностных знаний с начала в минимальных масштабах.
Обеспечение реализации идеи:
1. Создание первичного коллектива Центра, состоящего из методологической группы, обеспечивающей процесс моделирования, разработок технологий, исследования и прямой культурно-мыслительной подготовки студентов, и предметно-профессионального актива из профессуры факультета и университета (добровольного по способу вхождения в разработки); 2. Кадровое обеспечение методологической группы из учеников профессора О.С.Анисимова (руководителя неформального коллектива методологов с 1979 г.), обладающих минимально необходимой подготовленностью и систематически участвующих в основных мероприятиях сообщества методологов (ММПК – московский методолого-педагогический кружок, руководитель профессор Анисимов О.С.) 3. Информационно-техническое и территориальное обеспечение для непрерывного интеллектуального процесса, работы методологического семинара, проведения мероприятий (симпозиумы, конференции, Круглые столы и др.), хранения видеоматериалов, аудиоматериалов, литературы и т.п. 4. Создание специальных учебных групп, работающих по особой программе (учебные курсы, формы обучения и др.), прошедших отбор (диагностика, игровые формы отбора и др.) после 1-го года обучения. 5. В специальных группах (стратегов) должно быть не меньше 10-20 человек от курса. Через аттестационный период число студентов со стратегической специализацией должно быть не более 40-80 человек. Каждый студент будет соучастником постоянного слежения за его динамикой становления профессионального стратега, включая период обучения и последипломный период («профессиональная жизнь»). 6. Проявившие себя в научной плоскости вовлекаются в процесс подготовки и защиты диссертации по темам стратегической направленности. 7. Масштабы Центра будут зависеть от количества студентов со специализацией «стратегическое управление», а привлечение новых кадров предполагает и приглашение из наиболее подготовленных и самоопределенных студентов. 8. Для реализации и модификации содержания стратегического плана работы Центра предполагается постоянная работа методологического семинара в русле разработок ММПК. 9. Моделирование и технологическое конструирование стратегического мышления осуществляется как в рамках подготовки и написания дипломных работ, так и вне прямого дипломного проектирования. 10. На первом этапе работы Центра основным выступает моделирование стратегического проектирования. В зависимости от условий, прежде всего, внешних для университета, в процесс моделирования включается и реализация стратегических проектов. 11. В качестве теоретического обеспечения процесса подготовки стратегов выступают основные труды в области методологии, социологии, психологии и др. методология является ядром всей системы критериев стратегического мышления Примечание № 1: Монографии О.С.Анисимова содержат всю необходимую сумму теоретических оснований методологической направленности.
Примечание № 2: Профессор О.С.Анисимов является идеологом, стратегом, организатором всей работы Центра (работая на 0,5 ставки). Его заместителем выступает кандидат философских наук В.В.Пантелеева. Основной состав методологической группы зависит от согласований в сообществе ММПК и возможностей, представляемых факультетом и университетом (количество и качество ставок).
Примечание № 3: Переход от внешнего (от университета) финансирования к сочетанию с самофинансированием (работа по заказам) будет зависеть от степени готовности разрабатываемых технологий, моделей к их товарному распространению, от готовности к консультационно-экспертной деятельности и др. факторов. Исходя из принципа реализуемости (неиллюзорности) проектов объем учебного и модельно-научного участия центра в работе факультета будет зависеть от числа ставок и их качества, от материально-технического обеспечения работы Центра.
План развертывания учебной составляющей работы Центра:
1. Опираясь на результаты формирования учебного курса «Разработка управленческих решений» (профессор О.С.Анисимов, С.А.Чекин) увеличить объем и степень интеллектуальных требований к отобранным студентам. Перейти к непрерывной подготовке дипломных проектов в течение 4-х лет (со 2-го курса). Предполагать участие студентов в методологических семинарах (1 день в неделю - суббота) и в игромодельных циклах по фундаментальным проблемам (2 раза в год). 2. введение новых курсов методологического цикла («Общая теория деятельности», «Логические формы организации мышления», «Общая семиотика» и др.). Переход в основных курсах к новой технологии обучения. 3. Создание кафедры «Стратегическое проектирование и управление». 4. Создание кафедры «Методология» 5. Введение нового учебного проекта (в рамках новой образовательной парадигмы). 6. Введение стратегического проекта непрерывной подготовки стратегов с довузовским, вузовским и послевузовским звеньями. Примечание: Теоретическое обоснование и сущность новой образовательной парадигмы изложена в монографиях профессора О.С.Анисимова. Общее примечание: Механизм развертывания реализации «идеи» предполагает полное подчинение ценностям «истинности», «сущности дела» и невмешательство в творческий процесс по критериям, не вытекающим из «сущности дела». Руководители и лидеры всего хода разработок готовы к любой критике лишь в рамках «сути дела». При игнорировании этих исходных начал коллектив прекращает свою работу. 05.06.05. Доктор психологических наук, Gr.D.Философии профессор Анисимов О.С.
Письмо авторам
|