Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (772) Студия (4341) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Вольный мастер


Зиновий Тенебоймю Из новоприсланного


А) О розгах (С : http://zt1.narod.ru/rozg_.htm )

ZT. Официально разреши применение такого педагогического средства как розги, и тьма педагогов со скверной натурой (! со скверной натурой !) дойдёт в применении этого педагогического средства (розги) до бессмысленного садизма. -

В память женщины-врача Серебрянниковой Е.П. Лит. сб. СПб 1900, с.370-1. Русских Н.А., воспитанник одной из питерских гимназий. Для исполнения наказания назначался к/н ученик из старших. Присужденный ложился тут же на пол у доски, ложился у всех на виду, и, по команде учителя, розги начинали работать. Ученик всхлипывал еще до начала наказания, после первого же удара он кричал во все горло, визжал, выл, и чем дальше шло дранье, тем громче и громче кричал наказуемый. Что делалось в это время с учениками: то бледные, то покрасневшие, с искаженными чертами лица, с блестящими глазами, с замиранием сердца следили за всей процедурой. Вот осужденный плача падает перед учителем на колени, прося о помиловании, вот он идет к лобному месту, вот начинает разоблачаться, ложится и ждет первого удара. А палач тоже сам не свой, размахивается и дает первый удар, неумелый, легкий, но потом при грозном поощрении учителя изловчается и сыпет удары по своему товарищу, пока не услышит приказание остановиться. Вопли наказуемого с "простите, простите, больше не буду". Заплаканный и истерзанный спешит одеться, садится на свое место и, закрывши лицо, долго еще продолжает рыдать. Класс тоже не может скоро успокоиться, все потрясены сценой и занятия не идут уже в голову.

Джаншиев Г.А. Эпоха вел реформ. 6 изд. М.1896, с.170. Самчевский И., воспитанник, а потом и преподаватель духовного (ZT. бурса) учебного заведения на Украины. - Однажды поступил в общую квартиру ученик 2-го кл. Джогин, лет 12, розовый, кругленький и красивый мальчик - кровь с молоком и отлично выдержанный. Китченко (инспектор черниговской гимназии) придрался к нему уже на 3 день поступления и так высек, что мальчик несколько дней плакал с утра до вечера, ночи не спал из-за страха. "Если мама узнает, она непременно умрет". Все успокаивали его, принимали участие в его горе. Китченко привязался к Джогину, так сек его за всякую мелочь, что к концу года от Джогина осталась только тень, - полнота и розовый цвет лица были съедены Китченко. Когда приехала мать - с нею сделался обморок, она так рыдала, и все ученики прослезились. И никто из родителей не жаловался на этого мучителя.

--

17 апр. 1863 закон о полной отмене жестоких телесных наказаний "в гражданском ведомстве, в армии и во флоте". Но на розги это не распространялось.

Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. 6 изд. М.1896 с.180-1.
Пирогов Н.И. "Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии детей?" (ст. апреля 1858). В 1855 - отмена наказания плетью женщин и больных преступников. В 1857 обсуждалась возможность отмены подобных наказаний для крестьян. Пришел черед вспомнить и о детях. Пирогов: "Для многих отцов, матерей и учителей высечь ребенка - все равно, что высморкаться". Но он же в: Циркуляры по управлению Киевским учебным округом 1860,12: "Отвергать, что и розгой можно действовать без вреда и даже удачно, значило бы отвергать факт". / Митрополит Филарет: "Вопрос о употреблении или неупотреблении телесного наказания в государстве стоит в стороне от христианства. Если государство может отказаться от сего рода наказаний, находя достаточным более кроткие роды оного: христианство одобрит сию кротость. Если государство найдет неизбежным в некоторых случаях употребить телесное наказание: христианство не осудит сей строгости, только бы наказание было справедливо и не чрезмерно".

Пирогов Ник. Ив. 1810-81 P>, т.1 К.1914. БАН 3в/14381. -

P> Розги. Употреблять это средство с крайней осторожностью и только там, где позорная вина требует быстрого, сильного и мгновенного сотрясения. Редко, но безотлагательно. Следуя непосредственно за проступком, очевидность которого не подлежит никакому сомнению (с.191). Воспитание ребенка есть очень сложный нравственно-физический эксперимент. Успех его зависит от такого множества условий, что нельзя с точностью определить результаты ни одной меры .. Отвергать, что и розгою можно действовать без вреда и даже удачно, значило бы отвергать факт (с.284).

P> Никто не будет отрицать, что в ряде случаев вынесения розги или исключения из заведения искусные воспитатели, согретые (с.293) любовью и вооруженные терпением, могли бы исправить виновных без розги и без исключения их из школы.

P> Но! - кто самоуверенный из нас, указав на себя, скажет, - я бы смог! Пусть предложат нам замены телесного наказания и исключения не только более нравственные, но и практические .. (с.294).

P> Умышленная порча вещей, равная воровству, воровство и лихоимство, употребление спиртных напитков, картеж, клевета и наушничество, закоренелая леность, нарушение общественного благочиния. Что все эти поступки и не в зрелом возрасте могут зависеть не от одного только легкомыслия, а иметь более глубокий корень и созреть до степени порока, в этом, я думаю, усомнятся не многие. Судить, исправимы ли они или нет, в каждом данном случае могут только сами воспитатели .. (с.296).

P> Возражают (мнение учителя полтавской гимназии Вакуловского). - Большая часть проступков детей имеет основание в резвости, забывчивости, опрометчивости, а не в испорченности. Передовая мера воспитания есть объяснение проступков и вреда от них происходящего в присутствии всего класса, не нападая на личность провинившегося.

P> Ответ. - Да. Но не все проступки таковы, и на одно указанное объяснение проступков в общественном воспитании нельзя положиться (с.314).

P> Возражение. - Все наказания должны быть в духе христианской любви.

P> Ответ. - Христианская любовь одна, без известных, более определенных правил, в воспитании, и особливо, в общественном воспитании, недостаточна и может быть даже понимаема различно.

P> Так учитель Богатиков (1-ая киевская гимназия) предлагает и розгой действовать в духе христианской любви,

P> тогда как г. Стаховский с позиции христианской любви вовсе отвергает телесное наказание (с.315).

--

Бровкович (арх. Никанор) А.Б. Наша светская и духовная печать о духовенстве. СПб 1884, с.9-10. В описываемое Помяловским время один из товарищей Никанора принял место педагога в училище, где Помяловский воспитывался. Вот его рассказ. - Вообрази, братец, в классе сидят 80 мальчугашек. Нужно им втолковать греческую мудрость. Я: "вы да вы". О лозе ни помину. И что ж ты думаешь? 2-3 учат, прочие же все до одного совсем кинули учебу. Ах, вы такие, сякие! Лоз! Да так вздул малую толику одного, другого. Э-э-э, гляжу, пошла песня совсем иная. Откуда и прилежание, откуда и дарования взялись. И отлично, братец ты мой, дело пошло. А то: "вы да вы", и пустяки выходят.

----

Нижеследующее ввел на Большой форум (http://bolshoyforum.org/forum/index.php?topic=49247.new#new )

Б) О достоевщине. –

Пирогов Ник. Ив. 1810-81 P>, т.1 К.1914. БАН 3в/14381. -

P> Невозможность вникать в натуру каждого воспитанника в больших общественных учреждениях нарушает те сердечные патриархальные отношения воспитателя к воспитаннику, которые составляют отличительную черту домашнего, родительского воспитания.

P> Счастливое время патриархальных отношений - если оно к/н и существовало - в больших учебных заведениях прошло. Теперь, под предлогом этой патриархальности, нередко ждешь не добра, а скрытых злоупотреблений.

P> Прислушиваясь к говору учеников в школе, не только ничего не услышишь о сердечной привязанности их к наставникам, но напротив, не существует даже и доверия к справедливости и правосудию воспитателей. При таком положении дела толковать об отеческих отношениях надзирателей и учителей к воспитанникам, значило бы ФАРИСЕЙСТВОВАТЬ .. (с.182).

P> Незнание фактической стороны дела прикрывается фразой, толкованием об идеальных свойствах воспитателей, - о любви, как главном принципе воспитания, о возможности обойтись вообще без наказаний (с.279)

P> .. Да, если судить по журнальным статьям, то можно, пожалуй, подумать, что наше общественное мнение вообще не хочет никаких наказаний.

P> Говорят, что самое ужасное наказание за всякое преступление есть глубокая скорбь, потрясающая человека в минуту его раскаяния ..

Вставка от ZT. 1) Они в воображении и в декларациях рисуют эффектные "закономерности", привлекательность которых (этих "закономерностей") для читак-воспринимателей = для масс-обывателей заключается только в их ..

(таких "закономерностей", вроде изложенной С. Солочейчиком в его "Воспитание совести" в "Знание - сила" 1983,11 с.38-9, причем, С. Соловейчик это в-сухомлинковское, воодушевившись этой самой в-сухомлинковщиной, перепевал почти всюду. С. Соловейчик в Знание-сила 1983,11, в СК (Сов культура) 26.12.1980, в СК 26.06.1981, в Сов России 20.05.1981 и т.д. : смертный грех корить подопечных за плохое: надо на глазах этих хамствующих полезть в петлю, и тогда вот им станет стыдно. С. Соловейчик в Знания-сила 1983,11 : схамил подросток, своровал, устроил разгром электрички, к/н ограбил, к/н девочку изнасиловал - ни в коем случае не кори: жди Раскольниковских (у Достоевского) самоугрызений совести / А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Горький умеет видеть в человеке положительные силы, но он никогда не умиляется перед ними, никогда не понижает своего требования к человеку и никогда не остановится перед самым суровым осуждением (с.13 низ) /

Правда Украины 25.12.1964 с.2 Бугайко Т. по поводу писанин a la Сухомлинский и Соловейчик (она - заслуженный учитель и доктор педнаук) “Если говорить откровенно” .. Безнаказанность, чувство, что все сойдет с рук, развращает подростков и может привести к тяжелым последствиям ..)

.. привлекательность которых (этих "закономерностей") для читак-воспринимателей = для масс-обывателей заключается только в их (этих предлагаемых "закономерностей") эффектности, - без всякого = без малейшего взвешивания их на реалистичность.

2) Они в воображении и в декларациях рисуют эффектные итоговые картинки без всяких взвешиваний реалистических путей к ним, соответствующих структурных и прочих реальных предпосылок и т.д.

3) Весь элементарный жизненный опыт протестует против предлагаемых этими с-соловейчиками = этими в-сухомлинковцами = этими маниловыми картинок и "закономерностей", но что этим маниловым до жизненного опыта…

Газета "1-е сентября", 95,61 (01.06.1995). Письмо читательницы.

Я слабая интеллигентная 48-летняя мать-одиночка. Моему сыну почти 14. Он рос болезненным, маленьким, слабеньким... И вырос грубый, наглый, трусливый подросток, который мешает всему классу работать, хамит учителям, не жалеет 78-летнюю бабушку и исповедует только силу. ВЫПОРОТЬ БЫ ЕГО РАЗ-ДРУГОЙ

(Я БЫ ЗАПЛАТИЛА В ПРЕДЕЛАХ ЗАРПЛАТЫ ДОЦЕНТА)...

И вырос бы хороший человек.

МОЖЕТ БЫТЬ КАКАЯ-НИБУДЬ СТРУКТУРА, ГОТОВЯЩАЯ, НАПРИМЕР, ТЕЛОХРАНИТЕЛЕЙ, СТАЛА БЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО, НЕ КАЛЕЧА, ОКАЗЫВАТЬ ТАКУЮ ПОМОЩЬ МАТЕРЯМ-ОДИНОЧКАМ ?

А наши сыновья знали бы, что их матери и бабушки не лишены мужской защиты!

Я убедилась, что страх возмездия делает сына очень хорошим мальчиком, а вот как раз сознание безнаказанности уводит его с пути истинного.

С уважением Л.С. Санкт-Петербург.

PS. Я бы не хотела, чтобы мое имя печатали в газете, слишком много людей меня знают и не все поймут правильно, но я не знаю, что мне делать с сыном.

P> Чтобы человека, и еще более - юного, можно было всегда одним увещанием и примером довести до раскаяния и внутреннего сознания, в этом усомнится всякий, без фарисейства заглядывающий в глубину собственной души (с.287)

P> .. Разве не лучше и не справедливее воспитателю сознаться откровенно перед родителями и перед общественностью в своем неумении? ..

P> Откровенно говоря, нашим учебным заведениям нужно бы было не только при исключении учеников, но и вообще сознаться перед обществом, что их (учебных заведений) нравственно- исправительное влияние очень слабо (с.288).
Пирогов Николай Иванович 1810-81. Хаотические, черновые, с пропусками материалы о нем. Возможны повторные записи. Старался избегать чисто врачебного, хотя ...

Логинов В. А., Николай Иванович Пирогов. путь в бессмертие - 2005
NLR Шифр 2006-6/1776.

Пирогов Н.И., Избранные педагогические сочинения - 1985 (Педагогическая библиотека) NLR Шифр 85-5/3816.

Пирогов Н.И., Из Гейдельберга. 12-го (24-го) янв. 1861 г. - ценз. 1864
NLR Шифр 18.100.4.169.

[Приветствие Николаю Ивановичу Пирогову от редакции исторического журнала "Русская старина" - ценз. 1881
NLR Шифр 18.132.1.200.

Эберман А.Л., Застольные стихи, произнесенные доктором А.Л. Эберманом в день празднования пятидесятилетнего служебного юбилея заслуженного профессора и академика Николая Ивановича Пирогова, 24 мая 1881 года - ценз. 1881 NLR Шифр 18.132.6.326.

Юбилейный портрет Н.И. Пирогова [с краткими биогр. сведениями] - 1881 (Портретная галерея русских литераторов, ученых и артистов с биографиями и факс.) NLR Шифр 18.32.1.58.

Пирогов Н.И., Новоселье лицея. (Речь, произнес. Н.И. Пироговым, на торжеств. акте лицея, 1 сент. 1857 г.) – 1857 NLR Шифр 18.53.3.72.

Пирогов Н.И., Собрание литературных статей. С портр. авт. - 1858
NLR Шифр 18.85.5.17.

Пирогов Н.И., Собрание литературно-педагогических статей Н.И. Пирогова, вышедших в управление его Киевским учебным округом. (1858-1861). С портр. авт. – 1861 NLR Шифр 18.114.3.20.

Пирогов Н.И., Вопросы жизни. (Отр. из забытых бумаг, выведенный на свет неофиц. ст. Мор. сб. о воспитании) - 1856] NLR Шифр 18.100.4.62, NLR Шифр 18.100.4.63.

Чумиков А.А., Чего мы желаем от наших университетов? (Чего мы желаем? Н.И. Пирогова. (Из Новорос. лит. сб. Одесса, 1859, с. 52)). [Рец.] - 1860] NLR Шифр 18.179.1.668.

Прощание Бердичевского общества с Николаем Ивановичем Пироговым, в Бердичеве, 16-го апреля 1861 года – 1861 NLR Шифр 18.129.6.303.

Прощание Киева с Н.И. Пироговым – 1861 NLR Шифр 18.6.3.9.

Прощание Киевского учебного округа с Н.И. Пироговым - 1861
NLR Шифр 18.6.3.131.

Догель И.М., Воспоминание о Николае Ивановиче Пирогове как учителе. Речь орд. проф. фармакологии И.М. Догеля – 1897 NLR Шифр 18.292.1.82.

Пирогов Н.И., Быть и казаться – 1858 NLR Шифр 18.100.3.185.

Пирогов Н.И., Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей? – 1858 NLR Шифр 18.96.6.47.

Пирогов Н.И., Одесская талмуд-тора – 1858 NLR Шифр 18.52.3.75.

Новацкий И.Н., Речь по поводу празднования юбилея Н.И. Пирогова 9-го марта 1880 г. - ценз. 1880 NLR Шифр 18.139.2.194.

Бертенсон И.В., Николай Иванович Пирогов. Очерк его обществ. деятельности, как профессора, врача-хирурга, писателя и педагога, с 24 мая 1831 г. по 24 мая 1881 г. – 1881 NLR Шифр 18.157.1.250 NLR Шифр 91/1338. NLR Шифр 18.142.3.315.

Пятидесятилетний юбилей Н.И. Пирогова. Речи, произнес. в торжеств. собр. Имп. Казан. ун-та и состоящих при нем ученых о-в 24 мая 1881 г. - 1881
NLR Шифр 18.154.2.368 NLR Шифр Мд40/Б-8/20 NLR Шифр 91/1338(алл. 2).

Тихонравов Н.С., Николай Иванович Пирогов в Московском университете (1824-1828). Справки в док. Унив. арх. Николая Тихонравова - 1881
NLR Шифр 18.154.2.196.

Шкляревский С.С., Очерк жизни и деятельности Н.И. Пирогова. (Речь д-ра Шкляревского, произнес. 28 нояб. после панихиды в Киев. воен. госпитале) - ценз. 1881 NLR Шифр 18.240.6.426 NLR Шифр 91/1338(алл. 3).

Зарубин И.К., Некролог Николая Ивановича Пирогова. Речь, произнес. в торжеств. собр. Имп. Харьк. ун-та, 17 янв. 1882 г., проф. И.К. Зарубиным – 1882 NLR Шифр 18.216.4.96 NLR Шифр 91/1338(алл. 6).

Шереметевский П.П., Указатель сочинений Николая Ивановича Пирогова. Сост. по предложению О-ва рус. врачей в Москве чл.-библиотекарем П. Шереметевским – 1883 NLR Шифр 91/1338(алл. 9) NLR Шифр 641/П33(1).

Пирогов Н.И., Вопросы жизни. Дневник старого врача, писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что может быть когда-нибудь прочтет и кто другой. Нояб. 1879-нояб. 1881 г. Сельцо Вишня, Винниц. уезда, Подол. губ. – 1885 Имеется в фонде микроформ
NLR Шифр 18.217.4.19 NLR Шифр 131/246 NLR Шифр Мф К1/5586.

Острогорский В.П., Русские педагогические деятели - 1914
NLR Шифр Пр10/Б-4/1.

Острогорский А.Н., Н.И. Пирогов и его педагогические заветы. (Очерки по истории рус. пед. мысли) – 1914 NLR Шифр 131/135 NLR Шифр 37.45.4.62.

Бакст Н.И., Памяти Николая Ивановича Пирогова. Речь, произнес. в общ. собр. "О-ва распространения просвещения между евреями в России" 27 дек. 1881 г. Н.И. Бакстом – 1882 NLR Шифр 18.161.3.59 NLR Шифр 91/1338.

Ковалевский Н.О., Н.И. Пирогов. Речь ректора Ун-та Н.О. Ковалевского – 1881 NLR Шифр 18.157.3.422.

Пирогов Н.И., Речь Н.И. Пирогова, произнесенная на юбилейном празднестве его 24-го мая 1881 года – 1881 NLR Шифр 18.159.3.464 NLR Шифр 91/1338.

Малис Ю.Г., Н.И. Пирогов. Его жизнь и научно-обществ. деятельность. Биогр. очерк Ю.Г. Малиса. С портр. Пирогова, грав. в Петербурге К. Адтом - 1893 (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова) NLR Шифр 18.16.8.66 NLR Шифр 128/2302.

пятидесятилетней ученой деятельности Николая Ивановича Пирогова в заседании Общества ярославских врачей 24 мая сего 1881 года доктором медицины Н.В. Пирожковым - 1881
NLR Шифр 18.240.6.119.

Волынцев Г.И., О Н.И. Пирогове, как профессоре и педагоге - ценз. 1897
NLR Шифр 18.275.6.485.

Делицин С.Н., Памяти Н.И. Пирогова - ценз. 1897
NLR Шифр 18.180.1.786.

Каптерев П.Ф., Пирогов, как общественный деятель и педагог. Речь, произнес. при открытии Музея Пирогова в Спб., 26 окт. 1897 г. - ценз. 1897
NLR Шифр 18.268.4.793.

Памяти Н.И. Пирогова. Торжество открытия памятника Н.И. Пирогову в Москве 3 авг. 1897 г. – 1897 NLR Шифр 20.93.7.23.

Грейц В.М., Н.И. Пирогов. Биогр. очерк - 1899 (Вся Россия. Энцикл. б-ка. Под общ. ред. В.И. Марова) NLR Шифр 20.60.3.118.

Основные вопросы воспитания по сочинениям Пирогова. С портр. Н.И. Пирогова – 1907 Имеется в фонде микроформ NLR Шифр 34.84.3.650 NLR Шифр Мф К1/9366.

Будде Е.Ф., Памяти Н.И. Пирогова. (По поводу 20-ти летия со дня смерти) – 1901 NLR Шифр 34.52.3.1421.

Малис Ю.Г., Пирогов и Булгарин. (Страница из биогр. Пирогова). Сообщ. Ю.Г. Малиса – 1902 NLR Шифр 18.333.1.537.

Рождествин А.С., Николай Иванович Пирогов как педагог - 1902
NLR Шифр 18.334.2.30.

Бушуев В.Ф., I. Врачи и освободительное движение. II. Взгляд Н.И. Пирогова на крамолу. III. Довольно крови! – 1907 NLR Шифр 34.84.5.558.

Вагнер В.А., Чем должен быть университет. (Памяти великого гуманиста Н.И. Пирогова) – 1907 NLR Шифр 34.84.5.395.

Грунский Н.К., ... Н.И. Пирогов, его педагогическая деятельность и взгляды. (Реф., чит. в Студ. пед. кружке) - 1907
NLR Шифр 34.84.5.1468 NLR Шифр 132/2601 NLR Шифр 132/4673.

Державин Н.С., ... Педагогические идеалы Н.И. Пирогова - 1907
NLR Шифр 34.52.5.800.

Пирогов Н.И., ...Речи к студентам и евреям - 1906
NLR Шифр 34.50.6.1109.

Неезе Э.Н., Годы учения Н.И. Пирогова. В Москве, в Дерпте и в Германии. Речь, произнес. в соедин. заседании мед. о-в 26 нояб. д-ром Э.Н. Неезе – 1907 NLR Шифр 34.84.4.1137.

Петров Г.С., ... Учитель человечности. [Русский гуманист]. [Н.И. Пирогов] – 1907 NLR Шифр 34.84.7.1480.

Старосивильский С.С., Николай Иванович Пирогов - великий целитель тела и воспитатель души. Его жизнь, гос.-обществ. деятельность и пед. взгляды - 1907 (Из истории русской педагогики). NLR Шифр 34.84.8.1513.

Пирогов Н.И., ... О еврейском образовании. Неизд. зап. - 1907
NLR Шифр 34.84.5.954.

Разумовский В.И., ... Николай Иванович Пирогов. Его жизнь, научно-обществ. деятельность и мировоззрение. (Публич. лекция, чит. в Казани 29 нояб. 1906 г.) – 1907 Имеется в фонде микроформ
NLR Шифр 18.229.9.70 NLR Шифр Мф К-1/3554.

Смирнов А.В., ... Н.И. Пирогов. (К 25-летию со дня его смерти) - 1907
NLR Шифр 34.53.6.379.

Бурденко Н.Н., О Н.И. Пирогове с исторической точки зрения. Сообщ. в заседании 5 нояб. 1908 г. - [1908] NLR Шифр Мд40/Б-8/7.

Завьялов Н.Н., Педагогическая хрестоматия. [Биографии, характеристики, избранные места] – 1916 NLR Шифр 38.70.1.190 NLR Шифр 133/4903.

Пирогов Н.И., Извлечение из разных педагогических статей - 1861]
NLR Шифр 18.154.3.360.

Пирогов Н.И., ... Университетский вопрос - 1863
NLR Шифр 18.92.7.4 NLR Шифр 18.78.2.479 NLR Шифр К р 1/1409.

Пирогов Н.И., Чего мы желаем?. [Отр. из ст.: "Школа и жизнь"] - 1859
NLR Шифр 18.004.31.

Пирогов Н.И., Извлечение из письма Н.И. Пирогова из Гейдельберга [5-го апр. (24-го марта) 1863 г.] - ценз. 1863 NLR Шифр 91/1338.

Пирогов Н.И., О воскресных школах. [По поводу офиц. зап. А.П. Ширинского-Шихматова "Воскресные школы в России" - 1863]
NLR Шифр ВП 7367.

Современное значение педагогических идей Н.И. Пирогова - 1911
NLR Шифр 18.329.2.81 NLR Шифр 133/1041.

Сакулин П.Н., Н.И. Пирогов, как педагог. [Речь, произнесенная... 26 ноября 1906 г. в торжественном заседании О-ва русских врачей в память Н.И. Пирогова] – 1907 NLR Шифр 34.50.8.973 NLR Шифр Пр10/Б-4/2.

Авенариус В.П., Молодость славного русского хирурга и педагога Н.И. Пирогова. Биогр. рассказ для юношества. С портр. и рис. - [1909]
NLR Шифр 38.79.7.92.

Волкович В.А., Друг человечества Н.И. Пирогов. К столетию со дня рождения, 13 нояб. 1810-1910 - 1910 (Философско-педагогическая библиотека. Вып. 2) NLR Шифр 38.77.8.84 NLR Шифр 129/1152. С библ. 123 н.

Петухов Е.В., Из переписки Н.И. Пирогова с баронессой Э.Ф. Раден. Сообщ. с заседании 23 нояб. 1909 г. - [1911] NLR Шифр 37.62.7.217.

Богословский Е.А., Дорогое наследие. Мысли Н.И. Пирогова о шк. Чит. в Бакин. Мариин. жен. гимназии на годич. акте 28 нояб. 1910 г. - 1910
NLR Шифр 18.285.8.188.

Кенигсберг М.М., Николай Иванович Пирогов. Его заветы, идеалы и мировоззрение. Речь, произнес. в акт. зале Ин-та, в присутствии ст. воспитанниц, учащего и служащего персонала Ин-та по случаю 100-летия со дня рождения Пирогова – 1910 NLR Шифр 37.62.5.440.

Красновский А.А., Н.И. Пирогов. (К столетию со дня рождения) - 1910
NLR Шифр 18.329.1.311.

[Луч света в темном царстве ("Гроза", драма А. Островского). Забитые люди (сочинение Ф.М. Достоевского, два тома. Униженные и оскорбленные, роман Ф.М. Достоевского). Любопытный пассаж в истории русской словесности. О значении авторитета в воспитании. Собрание литературных статей Н.И. Пирогова. Речи и отчет, читанные в торжественном собрании Московской практической академии коммерческих наук. Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами. От дождя да в воду] Собрание сочинений Н.А. Добролюбова Т. 6 - [1911] NLR Шифр 112/54. Входит в: Добролюбов Н. А., Собрание сочинений Н.А. Добролюбова. Критико-биогр. очерк, вступ. ст., примеч., библиогр. указ., 2 портр. и автогр. - [1911]
NLR Шифр 112/54.

Добролюбов Н.А., ... По поводу педагогической деятельности Пирогова. О значении авторитета в воспитании - [1911] (Общедоступная библиотека. № 7)
NLR Шифр 37.31.10.1(№ 7) NLR Шифр 128/2889.

Румянцев Н.Е., Н.И. Пирогов, его взгляды на природу детей и задачи воспитания. К столетию со дня рождения 13 нояб. 1810-1910 г. - 1910
NLR Шифр 18.339.2.1173 NLR Шифр Пр10/Б-6/1.

Рюмшин Н.А., Памяти Н.И. Пирогова. Речь и.о. инспектора Киево-Печер. гимназии Н.А. Рюмшина, произнес. на годич. акте Гимназии 10 окт. 1910 г. – 1910 NLR Шифр 20.80.8.287.

Сикорский И.А., Н.И. Пирогов, как мыслитель и человек. [Речь, сказанная проф. Ун-та св. Владимира И.А. Сикорским 13 ноября 1910 г. в день празднования столетия рождения Пирогова] – 1911 NLR Шифр 20.107.8.234.

Тезяков Н.И., ...Николай Иванович Пирогов, как врач и общественный деятель. Речь в Сарат. физ.-мед. о-ве в день 100-летия со дня рождения Н.И. Пирогова – 1910 NLR Шифр 18.329.1.242.

Тимошенко И.Е., Н.И. Пирогов, как педагог. К столетнему юбилею (1810-1910 г.) – 1910 NLR Шифр 34.87.5.551.

Шингарев А.И., Николай Иванович Пирогов, как общественный деятель, педагог и мыслитель. Речь, произнес. на 1 общ. собр. при открытии 11 Пирог. съезда 21 апр. 1910 г. – 1910 NLR Шифр 66-7/1911.

Штрайх С.Я., ... "Вопросы жизни" Н.И. Пирогова. Ист.-лит. справка. К предстоящему 100-летию со дня его рождения - 1910]
NLR Шифр 18.337.1.152.

Штрайх С.Я., ... Из биографии Н.И. Пирогова. К 100-летию со дня рождения – 1910 NLR Шифр 18.329.3.193.

Штрайх С.Я., Материалы к биографии Н.И. Пирогова. [1-2] - [1910]-[1913]
NLR Шифр Шифры разные.

Штрайх С.Я., ... Примечания к педагогическим и публицистическим статьям Н.И. Пирогова – 1914 NLR Шифр 37.54.3.443.

Афонский А.П., Николай Иванович Пирогов, его жизнь и педагогическая проповедь – 1911 NLR Шифр 18.329.3.215 NLR Шифр 129/2287.

Вилинский С.Г., ... Литературные беседы в Пироговское время. Докл., чит. в заседании Ист.-филол. о-ва при Имп. Новорос. ун-те 11 дек. 1910 г., посвящ. памяти Н.И. Пирогова – 1911 NLR Шифр 20.91.8.153.

Вилинский С.Г., ... Н.И. Пирогов в Одессе. (Речь) - 1911
NLR Шифр 20.81.8.53.

Галахов И.И., ...Николай Иванович Пирогов и его религиозно-философские взгляды – 1911 NLR Шифр 18.329.2.428.

Кожин В., Николай Иванович Пирогов, как религиозный мыслитель - 1914
NLR Шифр 37.54.3.162.

Пирогов Н.И., Письма Н.И. Пирогова о дуализме, сомнении и пр. [к А.А. Бистром] – 1915 NLR Шифр 37.58.5.32.

Пирогов Н.И., Религиозно-философские письма Н.И. Пирогова [к А.А. Бистром] – 1916 NLR Шифр 37.62.7.66.

Мишенькин А.С., Н.И. Пирогов, как мыслитель. Речь, произнес. на торжеств. заседании Общества врачей в Н. Новгороде в память столетия со дня рождения (13 нояб. 1810 - 13 нояб. 1910) Николая Ивановича Пирогова, А.С. Мишенькиным - [1911] NLR Шифр 20.98.8.56.

Памяти Н.И. Пирогова. Приветствия и речи, произнес. на торжеств. праздновании Имп. Ун-том св. Владимира столетия рождения Н.И. Пирогова 13 нояб. 1910 г. – 1911 NLR Шифр 103/468 NLR Шифр 37.31.2.36.

Памяти Николая Ивановича Пирогова. (1810-1910). Сб. ст.: Г.А. Фальборка, А.Ф. Кони, А.В. Васильева, В.А. Вагнера и А.Г. Фомина - [1911]
Имеется в фонде микроформ NLR Шифр 33-4/1279 NLR Шифр Пр10/Б-5/1 NLR Шифр Мф К1/7822.

Н.И. Пирогов. (К 100-летию со дня рождения). 1810-13/XI-1910. [Юбил. чествование] - 1910 (обл. 1911) NLR Шифр 18.142.4.46 NLR Шифр 68-6/4129.

Н[иколай] И[ванович] Пирогов [1810-1881]. Хирург, педагог и общественный деятель. [Речи, произнесен. на соединен. заседании Урал. мед. о-ва и Семейно-пед. кружка в г. Екатеринбурге 13-го ноября 1910 г. по поводу 100-летия со дня рождения Н.И. Пирогова] - 1911
NLR Шифр 20.94.8.216 NLR Шифр 132/4672.

Николай Иванович Пирогов и его наследие пироговские съезды. Юбил. изд. под ред. М.М. Гран, З.Г. Френкеля и А.И. Шингарева. 1810-1910 - 1911
Имеется в фонде микроформ NLR Шифр 38.78.1.96 NLR Шифр Мф К1/10050.

Празднование столетия со дня рождения Н.И. Пирогова в Киевской I-й гимназии. [Сборник] – 1911 NLR Шифр 18.142.4.63.

Преображенский А.Ф., Речь пред панихидой по Н.И. Пирогове в день столетнего юбилея со дня рождения. (1810-1910). Произнесено в торжеств. публ. собр. Имп. Николаев. ун-та 13 нояб. 1910 г. - 1911
NLR Шифр 66-7/1342.

Разумовский В.И., ... Николай Иванович Пирогов, его жизнь и деятельность. Речь, произнес. в торжеств. публич. собр. Николаев. ун-та 13 нояб. 1910 г., по случаю 100-летия со дня рождения Н.И. Пирогова - 1911
NLR Шифр 20.107.8.328.

Родников В.П., ... Как выработать убеждения. (Памяти Н.И. Пирогова) – 1911 NLR Шифр 18.267.8.582.

Флеров В.А., Человек лучших достоинств. Речь, произнес. на торжеств. заседании Киев. коммерч. уч-щ и торговых шк., посвящ. памяти Н.И. Пирогова по случаю исполнившегося столетия со дня его рождения - 1911
NLR Шифр 20.92.8.271.

Чернышев В.И., ... Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова - 1911
NLR Шифр 20.37.9.324 NLR Шифр 132/4674.

Афанасьев В.А., Из дерптской жизни Н.И. Пирогова. Сообщ. в заседании 13 нояб. 1910 г. - [1912] NLR Шифр 20.92.8.93.

Григоревский М.С., Педагогические заветы Н.И. Пирогова. (1810-1881). Чтение, предлож. воспитанникам [Глух. учит.] Ин-та по поводу исполнившегося 13 нояб. 1910 г. столетия со дня рождения Пирогова - [1912]
NLR Шифр 20.93.9.89.

Дампель Е.Х., Пирогов как мыслитель. (Речь, произнес. 14 нояб. 1910 г. в открытом общ. собр. Перн. пед. о-ва, посвящ. памяти Н.И. Пирогова, по случаю 100-летия со дня рождения) – 1912 NLR Шифр 43.15.9.84.

Казанский М.В., Николай Иванович Пирогов. Его жизнь и деятельность. (13 нояб. 1810 г. - 13 нояб. 1910 г.) - 1912
NLR Шифр 20.37.9.29.

Сборник в честь Н.И. Пирогова – 1912 NLR Шифр 37.34.4.12 NLR Шифр 127/3285.

Штрайх С.Я., ... Н.И. Пирогов и еврейский вопрос. [Ист.-биогр. справка] – 1912 NLR Шифр 37.57.3.100.

Сикорский И.А., Н.И. Пирогов, как мыслитель и человек. [Речь, сказанная проф. Ун-та св. Владимира И.А. Сикорским 13 ноября 1910 г. в день празднования столетия рождения Пирогова] – 1910 NLR Шифр 18.337.3.517.

Флеров В.А., Впечатления детства. По воспоминаниям Л.Н. Толстого и Н.И. Пирогова - [1912] Имеется в фонде микроформ NLR Шифр 20.97.8.68 NLR Шифр Мф К1/15141.

Захаров И. С., Николай Иванович Пирогов: реформы и бессмертие - 2008
NLR Шифр 2008-5/5940.

Кудринский Ф. А., Н.И. Пирогов - как личность и как педагог - [1911]
NLR Шифр 20.102.8.480.

Пирогов Н.И., Письма Н.И. Пирогова к невесте [А.А. Бистром] - 1915
NLR Шифр 37.58.4.53.

Пирогов Н.И., Письма Н.И. Пирогова о любви, о призвании женщины и пр. [к А.А. Бистром] – 1915 NLR Шифр 37.57.3.103.

Штрайх С.Я., ... Вторая любовь Н.И. Пирогова. (Неизд. письмо) - 1915
NLR Шифр 37.62.7.19.

Гольцева Н.А., Н.И. Пирогов. [Очерк жизни и деятельности] - 1916 (Библиотека для школ и народа. Под редакцией Ф.П. Борисова и Н.И. Лаврова. № 53) Имеется в фонде микроформ
NLR Шифр 37.38.11.12 NLR Шифр Мф К1/9219.

Пирогов Н.И., Н.И. Пирогов о своей любви. [Письма к А.А. Бистром. Март 1850 г.] – 1916 NLR Шифр 34.104.1.90.

Штрайх С.Я., ... Задачи матери-воспитательницы по Н.И. Пирогову - 1916 (Задушевное воспитание. Собрание популярных очерков, лекций и статей по педагогическим вопросам/Под ред. Виктора Русакова. 43)
NLR Шифр 37.60.2.111.

Штрайх С.Я., ... Литературное воспитание Н.И. Пирогова. С прил. неизд. материалов – 1916 NLR Шифр 34.102.5.132.

Штрайх С.Я., Н.И. Пирогов в борьбе за свою научную свободу. (С неизд. письмами) – 1916 NLR Шифр 34.104.3.383.

Штрайх С.Я., Н.И. Пирогов накануне профессуры. (С неизд. письмами) – 1916 NLR Шифр 34.104.3.285.

Пирогов Н.И., Письма к сыну - 1917 (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. 95, № 4)
NLR Шифр П34/278.

Пирогов Н.И., ... Письма к сыну. С родным портр. Н.И. Пирогова - 1917
NLR Шифр 37.76.8.273 NLR Шифр 131/410.

Штрайх С.Я., ... Заслуги Н.И. Пирогова по учреждению университета в Одессе. (По неизд. материалам) – 1917 NLR Шифр 34.104.8.5.

Штрайх С.Я., Н.И. Пирогов в Berlin'e в 1833-1835 гг.. (С неизд. письмами) - [1917] NLR Шифр 34.104.8.118.

Штрайх С.Я., ... Просветительная деятельность Н.И. Пирогова - 1917
NLR Шифр 37.56.7.389.

Мусин-Пушкин А.А., Н.И. Пирогов, как педагог - 1917
NLR Шифр 17.148.2.31.

Пирогов Н. И., Вопросы жизни. дневник старого врача - 2009
NLR Шифр 2009-7/2484.

---

Байков Н. <Вопросы жизн.и> и проблемы современной школы. (К 40-летию со дня смерти Н. И. Пирогова). <Вестник. Народного Комиссариата просвещения ССРБ>, Минск, 1922, № 1. стр. 7-10.

Фрумов С. А. <Вопросы жизни> Н. И. Пирогова и их общественно-педагогическое значение. (К 100-летию <Вопросов жизни>). <Советская педагогика>, 1956, № 7, стр. 76-92.

Федорук К. Р., Педагогические идеи Н. И. Пирогова как средство гуманистического воспитания учащихся юношеского возраста. . автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. специальность 13.00.01 <Общ. педагогика, история педагогики и образования> - 2007 NLR Шифр 2007-А/16304.

Пед сб РНБ П28/560 1865 март и последующие №№. Дельная статья Вадима Плаксина - как бы против идеи Н.И. Пирогова в "Вопр жизни".

Геселевич Анат. Мих. 1900- (военная хирургия и пр.) Летопись жизни Н.И. Пирогова М.1976.100 РНБ 76-4/20371 / Он же: Научное, литературное и эпистолярное наследие Николая Ивановича Пирогова: [Библиогр.]. - М.: Медгиз, 1956.263 [... там и] .. Циркуляры Н. И. Пирогова по управлению Киевским учебным округом .. РНБ ЦСБ 641/П-33.

Жураковский Евг. Генн. 1894-1952 В его архиве недоконченное о Пирогове.

Фомин А.Г. Материалы для изучения Пирогова // Памяти Ник Ив Пирогова. Сб. СПб 1911. С.55-105. Ок 500 н.

Сихарулидзе Ш.К. Общественно-пед деятельность Н.И. Пирогова. Тбилиси 1955. Библ 97 н.

--

[ Из архива Н.А. Лялина ] Ник. Григор. Казанский в лекции марта 1953 о Пирогове Ник. Ив. 1810-81. В тех правилах, которые были им изданы в Киевском учебном округе, в вводной записке к этим правилам, он (Пирогов) пишет, что в отношении к воспитанию может существовать три начала. Первое начало, вытекающее из призвания. Это удел, говорит он, небольшого количества родителей и только избранных педагогов. Редко можно наблюдать, чтобы воспитатель по призванию вел свою воспитательскую работу. В большинстве случаев и почти всегда в школе существует другое начало - административное. Это административное начало определяется тем, что воспитатель действует не по каким-то внутренним глубоким убеждениям, а он действует по предписанию и постановлению начальства. Есть еще третье, говорит Пирогов, начало - это начало спекулятивное, когда воспитатель действует, руководствуясь не внутренними убеждениями, не точным выполнением предначертаний или постановлений начальства, а когда воспитатель руководствуется своей выгодой, действует так, как ему в данном случае выгоднее. Ни первое, ни последнее начало, говорит Пирогов, не может быть положено в основу системы воспитательной работы. Остается одно - именно административное начало, т.е. предписание и постановление начальства. Не входя в рассмотрение, худо ли, хорошо ли, что административное начало преобладает в большинстве наших учебных заведений, и принимая это как факт, я, - продолжал Пирогов, - полагаю, что при таком состоянии дела нужно, по крайней мере, извлечь все хорошее из этого начала и приспособить его как можно лучше к воспитанию вверенного нам юношества.

Соколовник Ив. Науки развивают ли ум? М.1895.78. РНБ 18.199.4.513. (ZT. не смотрел).
Пирогов Ник. Ив. 1810-81, т.1 К.1914. БАН 3в/14381. Пирогов - помещик об аграрном вопросе накануне 1861. Вся земля их? - Правда, и такие мысли бродят в народе, но не у всех. В иных местах крестьяне твердят, что отцы и деды их на определенном участке земли сидели и их "заробили", но нигде я не слышал от них, что земля есть собственность всего народа, т.е. ничья (с.802). Невозможно, говорят крестьяне, чтобы царь нас оставил без земли (с.834). Личная собственность так близка сердцу человека, что и теперь у крестьян проглядывает сильное желание иметь положительно ч/н свое .. Почти везде у крестьян проявляется желание видеть себя собственником той земли, кою он столько времени орошал своим потом (с.803), - желание, доходящее у многих до убеждения, что эта земля уже "зароблена" их отцами ..

----

ZT. Сориентироваться на местные и локальные потребности и _лишь потом_ вспомнить и об общем - вот задача! И это задача не в духе дурацких "Вопросов жизни" H.И. Пирогова 1810-81, а в духе взглядов повествования о Бельтове в "Кто виноват?" А.И. Герцена 1812-70, в духе иных взглядов М.А. Бакунина 1814-76 и П.А. Кропоткина 1842-1921.

Из "Кто виноват?" А.И. Герцена, ч.2, гл.1 ближе к ее концу .. Счастлив тот человек, который продолжает начатое, которому преемственно передано дело: он рано приучается к нему, он не тратит полжизни на выбор, он сосредоточивается, ограничивается для того, чтоб не расплыться, - и производит. Мы [же] чаще всего начинаем вновь, мы от отцов своих наследуем только движимое и недвижимое имение, да и то плохо храним; оттого по большей части мы ничего не хотим делать, а если хотим, то выходим на необозримую степь - иди, куда хочешь, во все стороны - воля вольная, только никуда не дойдешь: это наше многостороннее бездействие, наша деятельная лень ..

Ст. Вас. Порфирьевича Вахтерова статья "Тяжба между общим и профессиональным образованием" (1906 г.). (ZT. не смотрел).

ZT. Идиллия есть средство воспитания в детстве, однако в применении этого средства воспитания существует опасность законсервирования сказочно-идеального в субъектике, что обращает этого субъектика в ущербного, то есть обращает его в беспомощного и несостоятельного инфантильника.

Антология пед. мысли России первой пол 19 в. М.1987 РНБ 88-5:498. Пирогов Ник. Ив. P> (1810-1881), "русский Руссо". Из его: "Вопросы жизни" (1856, точнее и полнее в Избр. М.1953).

P> - К чему вы готовите вашего сына? - кто-то спросил меня. - Быть человеком, - отвечал я.

P> - Разве вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианцы, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди. Правда ли это?

> Гоголь Ник Вас 1809-52 7 сент. 1847 Анненкову П.В. .. Вы напрасно чуждаетесь специального труда. К/н специальный труд должен быть непременно у каждого .. Без .. специального труда не образуется характер индивидуала, из которых слагается общество, идущее вперед. Без этих своеобразно работающих единиц не быть общему прогрессу.

ZT. Дальше у Пирогова несколько страниц воды на киселе.

P> ...Приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой... Приготовить нас с юных лет к этой (ZT. какой-то туманной) борьбе значит именно сделать нас людьми. То есть тем, чего не достигнет ни одна реальная школа (ZT. реальная школа, видите ли, ему не нравится!) в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов.

(ZT. а Пирогову хотелось бы, чтобы выходили одни Владимиры Бельтовы из "Кто виноват?" А.И. Герцена, см. ниже).

P> Но человеку не суждено и не дано столько нравственной силы, чтобы сосредотачивать всё внимание и всю волю в одно и то же время на занятиях, требующих напряжения совершенно различных свойств духа.

ZT. Пирогов, братцы, йог, он хочет нравственной медитации. По нему - так всех подростков надо бы отправить в Гималаи к какому-нибудь замшелому ГУРУ...

P> Погнавшись за двумя зайцами...

ZT. Эти зайцы Пирогова по порядку. -

1) - подготовка к какой-то невнятной "духовной борьбе", - тоже себе "профессия"!

2) - подготовка к тому, чем будешь себе и семье на хлеб зарабатывать.

ZT. Но Пирогов забыл третьего зайца (3) - ПОЕСТЬ. Я бы на его месте объявил бы именно КОРМЕЖКУ (еду) не совместимой с моральным воспитанием. Пусть не едят, а то когда едят - отвлекаются от буддийского морального усовершенствования.

ZT. Те

Добавлена 18.11.2009 в 20:18:36

Письмо авторам



Последние статьи:
  Старый новый год

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру Как обычно. Редакция оставляет за собой право иметь отличное от  зиновьевского   мнение по поводу нижеизложенного.  Д П М



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript