Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Вольный мастер


Александр САРУХАНЯН

… ЖИЗНЬ ЭТО ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ НЕЗАВИСИМО ОТ НАШИХ ПЛАНОВ.

Я никогда не верил в случайности, так как каждая случайность это хорошо подготовленная закономерность… Кем? Наверно Богом…

Так или иначе «Дважды Рожденные» (книга Д.Морозова, основателя общины Китеж), однажды купленная моим отцом, стала началом моей новой жизни…

Мы с родителями жили в южном районе Москвы. Дом, школа, друзья. И наверно со стороны можно было бы сказать, что я с родителями и сестрой являюсь благополучной семьёй…по крайней мере под самые стандартные стереотипы мы подходили. У нас было все атрибуты, так сказать, здравой семьи – квартира, машина, остальной стандартный набор, который полагается иметь в квартире, но проблема была в другом.

Суть проблемы достаточно тяжело сформулировать, так как она находится вне сферы материальной атрибутики. Формально у меня и у сестры были и есть родители, которые должно выполняли свои формальные обязанности – одежда, еда, дом и т.д. Но так получилось, что самого главного не было, не было ощущения родительского покровительства, не было душевности, если так можно сказать, не было дружеских разговоров о том как мои дела, не было и рассказав о том как дела родителей. Я даже долгое время не знал кем и где работают мои родителе. Я не хочу осуждать своих родителей, я их люблю и очень уважаю, но следствие такого подхода были не самые приятные. Для меня в первую очередь и как выяснилось и для них тоже.

Хождение в школу для меня было испытанием! Было ли тяжело учиться? Нет, так вопрос вообще не ставился. Выживание в среде сверстников, вот что было важно. Процесс моей социализации проистекал вне контроля родителей, но благодаря школе и я пожалуй воздержусь от комментариев на счет качества воспитания в школах…

Впервые отец осознал, что я его сын, и он меня любит, когда мне было уже лет двенадцать. Мы с ним строили дом в деревне и жили в течение месяца вдвоем. В течении этого месячного совместного творчества, он смог разглядеть во мне человечка, притом не самого плохого. Но он не знал, что его человечек испытывает массу проблем, в школе из-за того, что он самый маленький в классе, даже по возрасту, что учителя видят в нем только двоечника, а никак не талантливую личность хоть в чем-то. Что ж наверно неудачи мои были не самым важным, но не приспособленность становилась привычкой, а в следствии характером.

Единственное что у меня получалось – это строить отношения со сверстниками, пусть по принципу взаимно выгоды, но все же. По этому в какой-то момент мне просто стало не интересно дома. Я все больше и больше проводил время с друзьями или другими словами бежал от дома. Родители видели как их ребенок все дальше и дальше отдаляется от них, что он возвращается домой все с большей не охотой и т.д. Мне действительно не хотелось возвращается домой. Дома были, требования, обязанности, придирки, а друзьям этого не нужно.

Сейчас я уже не хочу вдаваться в подробности, но случилось так, что неделя каникул, которую я провел в Китеже превратилась в образ жизни. Я стал китежаненом, кстати и родители тоже.

Поначалу такая жизнь мне казалась забавной. Легкий бытовой аскетизм, наличие ответственности, учеба, ежедневный час работы. Было здорово вдохнуть аромат столь экзотической, по представлениям москвича, жизни. Но потом я осознал, что это не пикник и не экскурсия, что я здесь надолго, и что Китеж, уже есть часть меня, и что бы там кто не думал, я люблю тех, кто меня окружает, что это моя жизнь.

Развивающая среда Китежа состоит из трех уровней, трех взаимопроникающих миров, вложенных друг в друга, как матрешки. Условно их можно обозначить так:
МИР ПРИРОДЫ. Окружающая природа и архитектура развивают душу ребенка, направляют личность на поиск красоты и гармонии, снимают психологическое напряжение, создают благоприятный фон для терапевтической работы.
МИР СЕМЬИ. Приемная семья дает обездоленному ребенку самое главное - ощущение любви, защищенности, помогает приобрести навыки, необходимые для нормальной жизни в человеческом обществе. Это - основа в формирования полноценной личности.
МИР СООБЩЕСТВА. Сообщество взрослых и детей позволяет в безопасных для ребенка условиях выработать умение жить и трудиться в коллективе и, при этом, признавать право любого человека на индивидуальность.
Педагоги Китежа исходят из убеждения, что ребенок, это "не чистый лист бумаги", а самореализующаяся личность, пришедшая в мир со своей программой развития. Нормальный ребенок - это способный к саморазвитию. Такие дети стремятся отстаивать свое право моделировать контуры будущей жизни, даже ценой конфликта с родителями.

Жизнь в Китеже оказалась не сахар, мой образ не вписывался в окружающею реальность. Я не умел учиться, а на том какие у тебя оценки выстраивалось мнение окружающих, я не умел строить отношения со сверстниками, ни то что бы я не мог найти с ними общий язык, просто так исторически сложилось, что я в дружбе искал лишь конкретную выгоду… к примеру так как это было в московской школе, я угощал старших ребят сигаретами, так как бабушка моя торговала ими, то я мог их брать просто так, бесплатно, а взамен получал как бы щит из чужого авторитета. Поскольку драться и защищать себя я не умел это было очень удобно. Моральный аспект таких своих действий я теперь не хочу рассматривать, потому что стыдно, стыдно так без церемонно пользовать людей. Но и родители для меня были лишь источником пиши, денег и других благ, я просто не знал, что люди умеют чувствовать. Сначала я пользовал родителей, а впоследствии перенес этот опыт на всех кто меня окружал.

Люди в Китеже, взрослые и сверстники считали меня актуальным и интересным лишь пару недель, а потом… Потом моё представление, рассказы и воззрения о Москве стали не интересны. Оно и понятно, новости должны быть свежими, а я не имел возможность быть свежей новостью, поскольку доступ к предмету своих рассказов я утратил. Если быть откровенным, то это страшно болезненное ощущение – быть не интересным окружающим, быть достойным лишь иронии, мол, ну как стоит Москва – то? Но надо признать, что мне повезло - окружение оказалось достаточно доброжелательное, что позволило
мне стереть все, что было накалякано на моем листочке с заглавием «жизнь» и начать с начала.

В Китеже, что немаловажно, воспитывает среда, а не родители или преподаватели. Этот, так скажем новаторский, способ воспитания, заключается в том, что педагоги, а они же и психологи, Китежа выстраивают за детей их систему ценностей, в основу, которой ложатся достаточно банальные веши – учится надо на отлично, окружающие достояны твоей любви и т.д. Банальные, но самые главные понятия. Результаты такого подхода не заставляют себя ждать – в кругу детей становится престижно хорошо учится, находить общей язык с окружающими и т.д. Так же немаловажно, что такая система носит не догоняющий характер, как это происходит в большинстве случаев, когда проблема на лицо и надо ее исправить, а упреждающий. Ребенка воспитывает миллион случайностей, которые и составляют его среду обитания и не поддаются рациональному учету. успеха можно добиться, только выстраивая вокруг ребенка ЦЕЛОСТНЫЙ МИР, способный стимулировать свободное развитие детей в соответствии с заложенными в них задатками, обеспечивающий эффективную реабилитацию, адаптацию и, в конечном счете, "догоняющее" или ускоренное развитие детей- сирот.

Разумеется, эта работа не под силу отдельно взятой семье, необходима координация усилий семьи, учителей, врачей-специалистов и просто всех окружающих, так как информацию, подтверждающую или опровергающую новый опыт, дети черпают из всех возможных источников. Поэтому наилучшим способом решения проблемы устройства, воспитания и развития детей-сирот принято считаем терапевтическое сообщество.

Но это я сейчас могу так небрежно рассуждать об этой системе воспитания, когда вырос в ней и имею возможность посмотреть на нее со стороны. Но в то время я и сам стал пленником этого подхода. Вряд ли я что-то понимал, мне просто хотелось, хотелось быть в потоке всех происходящих событий. Хочу, вот что было первым камнем моего фундамента; что бы, где бы ни происходило – я хочу продолжать начатое, пусть даже каждый раз начиная сначала.

Однажды отец прочитал мне рассказ про какого-то целителя, который взялся помочь одному калеке, у которого от рождения не правильно срослись ноги. Подробности истории я сейчас уже не вспомню, но суть заключалась в том, что целитель ломал молотком калеке ноги каждый раз, когда они пытались неправильно срастись. Цель была достигнута, калека смог ходить. Но в истории опущен один, как я сейчас понимаю, самый главный момент – калека должен был хотеть ходить, а значит давать ломать. И это
«Хотеть» не встает не в какое сравнение с тем хотеть, которое хочет мороженого, к примеру, если вы, конечно, понимаете о чем это я.

Как только появилось «Хочу», так сразу появился и костоправ, хотя в данном случаи лучше сказать душеправ. Для меня им стал Дима, хотя таковым он является лишь для узкого круга людей, а для остальных он Дмитрий Морозов, основатель Некоммерческого Партнерства Приемных Семей Китеж, кандидат исторических наук и еще много титулов. Нельзя сказать, что он так же жесток, как тот целитель из рассказа, но его можно сравнить с компасом, который лучше слушать, а то просто не прейдешь к назначенной цели.

Сейчас я испытываю странное, смешанное чувство по поводу того, как из меня сделали жизнеспособного человека, но доминирующее чувство - благодарность. Можно сказать, что меня обманывали когда, очень аккуратно и весьма косвенно ставили цели, но это делалось во имя моего же блага. Задача всегда ставилась вне рамок возможности, но именно наличие постоянно отдаляющейся цели, заставляло расти. Умение удержать ученика на границе, не дать угаснуть его желанию из-за того что, цель всегда чуть дальше чем можешь дотянутся, вот истинный талант педагога. Эта черта отличает преподавателей в Китеже от подавляющей массы тех, кто просто отсиживается в тени того, что зовется учитель, тех, кто просто швыряет информацию в воздух, не заинтересовывая, да и не интересуясь.

Вторым шагом в процессе моего становления и самоактуализации
была школа. Это такое место где чертовски скучно, да и вообще, само устройство больше напоминало тюремное заключение с десятиминутными прогулками… Это мнение пришлось в себе похоронить и я не жалею. Надо признаться, что сегодня, когда я уже учусь в университете, я себя считаю почти героем. Мне
удалось изменить себя за счет своих побед, именно школьных побед. В первом сочинении, которое я написал в Китеже, я умудрился сделать чуть ли не сорок ошибок на лист. Как я доучился до девятого класса ни разу не оставшись на
второй год, для всех осталось загадкой, а я и не очень жаждою вдаваться в подробности той страшной, в этом отношении, жизни.
Тогда меня удивило не то, что я сделал такое количество ошибок, а то, что преподаватель не придал этому никакого значения, наоборот меня хвалили, не за ошибки конечно, а за мысли, которые я вложил в это сочинение. На самом деле глубина этого открытия непостижима: -Вас интересуют мои мысли? Что правда, интересно? А то, что моя тетрадь похожа на красное знамя, истрепанное в боях, это вторично?

Это был переломный момент, я понял, что писать это то, что у меня получается то, что я могу, это то, что может стать моей профессией. Правда, впоследствии было нелегко сохранять эту мечту, совершая путешествия вдоль и поперек диалектики души Пьера Безухова, вникая в предпосылки исторических событий, выявляя цепочки причинно-следственных связей, тем более беспредел и ехидные усмешки пределов и уравнений, заставляли отвернутся от мечты и уткнутся в черно белую монотонность
угловатых учебников. Порой хотелось заняться чем угодно только не журналистикой, чем угодно, где бы не нужна была креативность, и структурированность развития мыслей. Но человек который чует небо сердце и хоть раз летал не раз еще вернется в его объятия, а для меня писать равнозначно полету.

Шаг третий.

В Китеже наши страсти кипели вокруг школы, но как только мое обучение перестало носить догоняющий характер, то сразу же появились другие интересы. Занятия кун-фу – были не просто тренировками направленные на отработку ударов и рост мускул, это была драка с собственными страхами. Выходя на спарринг я сражался не с противником, а с самим собой. С тем собой, который не верил, что может побеждать, быть уверенным в своих силах. Жажда быть хозяином самому себе, это заставляло заниматься этим видом единоборства. Победа – вот что важно, даже если ты получил во время спарринга и официально, ты потерпел поражение; это не важно – победа была в том, что ты ни чуть не испугался этого здоровяка, который выше тебя на полторы головы.
Однажды мня поставили против парня который был старше меня года на три, а это ощутимая разница в подростковом возрасте, он и был раза в два больше меня. Я не знаю что именно произошло, просто я его не боялся, а значит радостно бил, промахивался и получал, получал но был счастлив, что не боюсь. После этого случая мне стало неважно каких размеров мой противник, и воплощен - ли он в тело вообще. Ведь бывает так, что наши противники живут в самих нас. Бить, промахиваться и бить снова, до тех пор пока не попадешь.

Победы или поражения в кун-фу, пусть даже умозрительные, редко
до крови, никогда до нокаута, проецировались на остальную жизнь. Каждая прочитанная книга – победа, недопущения ошибка в сочинениях, да и в общении – победа. Мне даже удалось тогда стать главой малого совета (орган самоуправления в китежской средней школе) и главным редактором школьной газеты. Не бог весть, какие достижения, но определенно можно сказать то, что это тоже были победы. Тогда же мне удалось завязать отношения с девушкой, которую впоследствии полюбил и с которой и по
сегодняшний день поддерживаю отношения. Самым тяжелым испытанием в то время для меня стала утрата отца… Все же хорошо, когда есть люди на которых можно опереться, которые не ищут выгоды в общении с тобой, они просто рядом и рады помочь. Однако если отмахнутся от пасмурных мыслей и обратить внимание на позитив, который без сомнения присутствовал, то можно понять, что все, что не делается, то к лучшему. Фактически смерть отца позволила мне осознать, что у меня есть семья. Мама и сестра. Быть не сынишкой, а опорой для матери и не просто братом для сестры, не самый желательный, но без сомнения самый интересный вызов судьбы.

Взгляд со стороны.

Мои победы, они только на первый взгляд мои. Китеж и его главная составляющая люди, воспитатели, учителя, те кому принадлежат мои победы. Все то что у меня получалось и, то чего я добивался, осуществлялось во-первых благодаря тому, что они просто есть и во-вторых потому что они провоцировали мое желание. Эта провокация приобретала порой самые разные формы, но какими бы жестокими они мне не казались порой, они всегда были верными или лучше скакать направляющими. Доходило до достаточно экспрессивных ситуаций, когда я намучившись с каким либо заданием, будь то школьное задание или статья для газеты, приходил и признавался в своей не способности довести дело до конца. Реакции на чистосердечное признание были разнообразными, да и под каждого человека они свои, но меня больше всего раздражало равнодушие, нарочитое равнодушие как я понимаю теперь. Мол не можешь да и не надо, веет не все могут почему ты должен уметь это делать. Такое отношение рождало во мне бурю эмоций в которых доминировала злость, то ли на себя, то ли на хозяина фразы, то ли из-за недооцененности… Ведь я могу – горел разум. И в большинстве случаев дело доводилось до конца, а воспитатель достигал своей незримой цели.

А что если?
Мне страшно даже представить то, что со мной бы произошло, если б я не попал в Китеж. В лучшем случаи, если б я не спился или не стал наркоманом, я бы просто был человеком в потоке, который не ведает чего хочет и что нужно для достижения своей цели. Диалектика для меня было иностранным словами. Знание - врагом, а не соратником.

Сегодня, скользя в потоках людей в метро, сидя на лекциях в университете, придаваясь общению со знакомыми о тех или иных безделушках, я не задумываюсь о том, что могло бы быть. Нельзя утверждать, что со мной было бы что – то не потребное, но тот инструмент который мне дал Китеж, ту уверенность в себе и своих желания, нельзя расценить как бесполезный навык. Можно долго причислять все заслуги моего альмаматера, но они не так важны по сравнению с тем, что меня научили чувствовать и понимать.

В Китеже идет лечение детских душ, оно не всегда заметно для непрофессионалов. Но именно особые условия взрослых взаимоотношений необходимы для нормального воспитания детей, которые уже пережили однажды крах всей системы жизненных ценностей и нуждаются в целостном образе НАДЕЖНОГО. НЕПРОТИВОРЕЧИВОГО, БЕЗОПАСНОГО МИРА.
Десятилетний опыт Китежа показал, что в этой системе дети развиваются быстрее и выходят более подготовленными к жизни, чем в детском доме, к тому же у них появляется возможность выбора будущего - социальный психолог, школьный учитель, фермер. Большинство выпускников Китежа поступают в институты, но не разрывают своих отношений с "малой Родиной" и стремятся вернуться, чтобы продолжать дело своих родителей.

Добавлена 28.06.2005 в 07:18:09

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру Китежанин Саша попросил Хвара оценить свое эссе.  Когда он был маленьким,  то зацепил Хвара размышлением о том, что в



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript