Лютеранская инквизиция...
В сверхъестественные способности саамских шаманов верили с давних времен. Люди не сомневались, что лапландские чародеи имели власть над ветрами. Во времена Средневековья считалось общепризнанным, что духи Лапландии весьма могущественны и могут поднимать ветер или обрушивать ураган по условному знаку нойды, когда тот развязывает магические узелки. Как писали в то время, «нойды, завязывая один за другим три волшебных узелка, вызывал появление начала умеренного ветра, затем сильного и, наконец, урагана с громом и молниями от одного края неба до другого». Адам Бременский летописец XI в., упоминал, что лапландские шаманы могли узнать, чем занимаются люди в отдаленных местах, и силой заклинаний выбрасывать на берег китов. Мистическую славу шаманов перенесли на весь народ саамов.
Лапландия Конец колдовству и язычеству коренных жителей Финляндии положили шведы, в конце XVII в. разрушившие культовые постройки саамов. Шаманство запретили, а всех, кто осмеливался взяться за колдовской бубен, жестоко наказывали. Традиционные саамские песни «ёйку», которые шаманы пели во время камлания (магического обряда), тоже оказались под запретом. Шаманские бубны — вспомогательное средство шамана — было велено сжечь все до одного. В сохранившихся до наших дней документах XVII в. описываются процессы над шаманами, занимавшимися «вредоносной» магией. С 1593 до 1695 г. в одной только северной Норвегии было осуждено «за колдовство» 175 человек. Но маленький, затерянный в тундре народ сумел сохранить свои древние традиции. Сберегли саамы до наших дней и технологию изготовления бубнов из оленьей кожи. Пожалуй, бубен — это единственный музыкальный инструмент в мире, который настраивают, нагревая над костром. К нему у шаманов особое, трепетное отношение. «Бубен, как и все вещи, живой. Послушайте, как он поет! Я чуть-чуть дотрагиваюсь до него, и он уже звучит, — рассказывает современный шаман, эстонец Тийт Терас, счастливый обладатель настоящего бубна из Лапландии. — Но только тогда, когда я о нем забочусь, когда с ним общаюсь. Мой прежний бубен обиделся, когда у меня появился новый. С тех пор старый бубен уже не звучит так красиво, когда я в него бью. Но я отдал его другу, и голос вернулся. Нужно уметь бить в бубен. У меня для этого есть две палочки. Важна частота ударов: 4—7 ударов в секунду. Иначе говоря, это помогает остановить деятельность левого полушария мозга и активизировать работу правого полушария, перейти в состояние измененного сознания. Не случайно, что бубен круглый. Этот круг включает восток, юг, запад и север, это модель, символ мира».
Кроме бубнов у саамских шаманов были и другие могущественные приспособления — «чуэрвь-гарты». Эти «приборы» представляли собой выкладки из оленьих рогов и камней. Двигая рога, шаман мог управлять погодой, охотой и ловлей рыбы. Одна из таких конструкций находится на горе Нинчурт — несколько старинных полуистлевших рогов аккуратно разложены на большом камне.
http://tayni.ru/2009/03/19/saamskie-shamany-tajny-shamanskix-bubnov.html
Письмо авторам
|