Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Виперсон - ру-ли!


227.

31 января 1999 2473
Валерий Хилтунен: Зачем нам наши дети?
Сегодня над читательской почтой размышляет глава самого, пожалуй, известного российского семейства - Борис Павлович НИКИТИН и наш педагогический обозреватель Валерий ХИЛТУНЕН.
Читательская почта - лучший из общественных барометров. Если пишут ТОЛЬКО о том, что вот уже который месяц не выдается зарплата, что начальство погрязло в коррупции - дела наши, стало быть, швах. К счастью, все чаще попадаются в почте и "Письма из детства" - родители спрашивают о том, о чем, собственно, и должен думать всякий нормальный человек - о завтрашнем дне, о Малыше, ради которого, собственно, и стоит жить на этом свете.
Все возвращается на круги своя...
ЭТИМ письмам мы рады. Обещаем, что будем показывать их САМЫМ знающим людям - педагогам, ученым (кстати, будем рады и читательской подсказке - с кем, на Ваш взгляд, стоило бы поговорить на самую сложную из тем?)
- Борис Павлович! Сколько я вас помню, Вы всегда выступали ПРОТИВ гипотезы о том, что именно наследственность определяет судьбу человека. С годами - не переоценили своих взглядов?
-Да нет, лишь укрепился в уверенности, что кузнец своего счастья - сам человек, а в раннем детстве - его родители.
- И это несмотря на то, что уже в первом классе мы видим какое-то трагическое
- Действительно, уже к семи годам "разброс" способностей может достигать умопомрачительной величины - ДВАДЦАТИКРАТНОЙ. То есть бедная Марь-Иванна из шкуры вон вылезти, но найти общий язык и со смышленым Ваней, решающим двадцать задачек за урок, и с Машей, которая и одну задачу с диким трудом может осилить. Что остается Марь-Иванне делать - она всеми правдами и неправдами "усредняет" ребятишек - и к классу шестому - седьмому ей это, увы, удается... Школа наша большей частью выдает на-гора сереньких мышек. Можно, конечно, отбирать "интеллектуальную элиту" в специальные классы и школы, отлучая всех прочих от науки, творчества... Чуть меньший, но тоже большой разброс способностей наблюдается и в шесть лет, и в пять... Но в САМОМ раннем детстве этой чудовищной разницы нет. Судьба человека закладывается в самые первые месяцы - в это время практически в каждом малыше (за самым редким исключением) бурлят те самые соки, которые питали и Леонардо, и Моцарта. Но с КАЖДЫМ днем источник этот скудеет, невостребованный Моцарт засыпает, убаюканный либо самодовольным родительским хрюканьем, либо бестолковыми попытками пап и мам ДЕРГАТЬ, заставлять, ускорять. Выживают немногие - лишь они и остаются в истории...
- Ну, собственно, весь мир и идет по этой дороге. Раз именно так устроено в подлунном мире, что не всем дан от Бога талант, чего же рыпаться. Пусть дураки будут счастливы своим простым дурацким счастьем - ходят на нетворческую, но хорошо оплачиваемую работу, вечерами смотрят по телевизору Киркорова и мексиканские сериалы, сытно едят, занимаются сексом, ездят на Багамы - что в этом дурного?
- Ну, считайте меня Дон-Кихотом. Я всю жизнь воевал за ДРУГОЕ счастье. Я не верю, что человеческая жизнь может быть полноценной и по-настоящему радостной ВНЕ творчества, и я убежден, что от рождения КАЖДЫЙ ребенок талантлив и лишь проклятый НУВЭРС делает нас калеками. НУВЭРС - это, говоря научным языком "необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей". А если попроще - не зевай, родитель, не проспи тот единственный час, когда малыш твой САМ, без напряга и надрыва, без бонн и репетиторов - освоит и чтение, и канат гимнастический, и химию, и географию - сделай все, что бы именно в этот момент рядом с сыном твоим оказалась

1. и хорошая книга,
2. и карта мира,
3. и химические реактивы.

Долгие годы мы на опыте доказывали одну не очень-то и сложную, в общем, мысль. Если вы хотите, чтобы сын Ваш и дочь выросли бледной немочью, то делайте так, как Вас учат прокисшие от дряхлости "семейная педагогика" и "медицина раннего детства" - сажайте ребенка в "инкубатор", в манеж со стерильными игрушками, создавайте ему температурный комфорт, кутайте, прячьте от него острые предметы... Только потом пеняйте на себя - все то, чем малыш Ваш был щедро награжден от природы, все способности его будут медленно, но верно угасать, засыпать - и никакие самые гениальные учителя уже не помогут, никакие английские школы...
- Президент Рейган как-то сказал, что он именно потому считает СССР "империей зла", что мы возомнили себя богами, провозгласили нелепую идею ВСЕСТОРОННЕГО развития для всех, взбаламутили массу людей несбыточными обещаниями, что все они смогут жить столь же полноценной ТВОРЧЕСКОЙ жизнью, что и немногочисленные представители элиты человеческого рода... Стало быть, Вы с Рейганом не согласны самым категорическим образом? Впрочем, я тоже. Ну, да Бог с ним, а с кем вы еще нынче боретесь.
- Не "с кем", а "за что". Сейчас в прессе идет очередной накат на идею раннего развития. Появилась целая обойма статей, авторы которых вновь затянули свою унылую песню - нечего, мол, РАЗВИВАТЬ малышей, насиловать их природу - пусть растут добрыми и веселыми...
- А разве не так? Я думаю, что статьи эти - закономерная реакция на "педагогику новых русских". Те родители, что заимели деньжата, начали нанимать для своих чад сорок тысяч бонн, репетиторов, приглашать в дом хороших музыкантов, которые играют Моцарта над колыбелью. Бассейн, массаж, кони, горные лыжи в Альпах - а на выходе чаще всего почему-то получается нелепое существо с пустыми глазами, надутое, эгоистичное. Вот вам и "раннее развитие"...
- Ну, да, откуда "новым русским" знать, КАК надо. Они торопятся дать своим детям то, что сами недополучили. Первое, что приходит в голову - нанять за очень большие деньги очень хороших педагогов-профессионалов, а сами устраниться от процесса воспитания и образования. Кстати, ссылаются на убедительный опыт Пушкина - его сформировали не папа с мамой, а Арина Родионовна и Лицей - закрытое учебное заведение на манер тех элитарных английских школ, куда именитые или обеспеченные россияне стараются сегодня устроить своих чад.
Педагогика - великое таинство. Тут прямое копирование бесполезно. Иначе бы чего проще было. Известно ведь, что
Арина Родионовна попивала изрядно,
а дядька, который смотрел за маленьким Сашей Пушкиным, был вообще, как выяснилось потом, весьма крутым уголовником. И что из этого следует? А ничего ровным счетом. Те, кто пытаются СКОПИРОВАТЬ Никитиных, понастроив в квартирах спортивных комплексов и, заставляя малышей бегать босиком по снегу, часто лишь компрометируют ВЕЛИКУЮ идею раннего развития. Нельзя НАСИЛЬНО ускорять процессы, торопить природу. Если все время дергать за ботву, даже редиска может спятить, не то, что детеныш человеческий. Раньше, между прочим, богатые люди посмышленее были. Например, батюшка Монтеня, удачливый средневековый французский бизнесмен, мечтавший попасть в историю хотя бы как ОТЕЦ гения, нанял ему НЕМЕЦКОГО воспитателя, который ни слова не понимал по-французски, зато говорил на чистейшей латыни, так что маленький Мишель детство свое провел в компании Цицерона, Овидия и Цезаря. А легендарный Бартини, которого многие наши авиаконструкторы называют своим наставником, рос в своем Триесте (папа был очень большой шишкой) так, как и не снилось ни детям Ельцина, ни юным родственникам Брынцалова. У него был персональный зоопарк, личная астрономическая обсерватория, ну и все такое прочее - обычно из ТАКИХ детей вырастают о-о-очень большие сволочи-эгоисты и почти никогда - творцы, потому как Гете вряд ли ошибался, говоря, что комфорт убивает фантазию... А из маленького Бартини почему-то вырос революционер и гениальный конструктор. Папа НЕ МЕШАЛ ему смотреть в небо и дарил сыну лишь то, что заставляло его шевелить извилинами, а не топило в роскоши.
- Кстати, а не учредит ли нам какой-нибудь "Клуб имени Монтеня-пэра", в котором УМНЫЕ отцы и деды - независимо от достатка - делились бы секретами НАСТОЯЩЕЙ семейной педагогики? А может, и легендарный эликсир молодости мы найдем все вместе где-нибудь в детских комнатах? Долгожители редко бывают одинокими - вокруг них все время вьется и звенит молодая человеческая поросль...
- Я - за, прошу записать меня первым.
- Полки Вашего дома заставлены ДЕСЯТКАМИ книг, которые Вы - когда один, когда в соавторстве с Леной Алексеевной - написали в назидание российским, японским, немецким родителям... И все-таки Вы считаете, что ГЛАВНАЯ книга пока еще не написана?
- Сорок шесть сундуков с рукописями... Корплю над Гегелем. Снова и снова перечитываю Макаренко - жду, когда же придет наконец его время. Одно я понял - нет ничего сложнее, диалектичнее в этом мире, чем педагогика.
- Борис Павлович, напоминаю наш уговор - как только очередная рукопись будет готова к печати, вы первым делом набираете мой номер телефона. Тем более, что Вы теперь не просто самый известный из всех российских отцов-дедов, почетный академик и все такое прочее, но и вполне действительный член нашего новорожденного газетного клуба!

От редакции: В январе Борису Павловичу Никитину исполнилось 83 года.
Вечерами в его кабинете по-прежнему горит свет, и четырнадцать внуков прижимают пальчики ко рту: "Тише, дедушка работает!" Он по-прежнему ходит по земле босиком - упрямо верит, что долго и счастливо можно жить лишь так... Под пенье птиц, под детский смех.

1999 г.

Добавлена 31.05.2016 в 19:08:39

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript