Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Студия > Виперсон - ру-ли!


160.

22 января 2008 1646
Валерий Хилтунен: Новогодняя пиротехника
Валерий Хилтунен: Из событий, как это ни странно, я бы отметил рождение предметного разговора на телеканале "Звезда". Найден формат, который, возможно, станет дискретом всей мозговой деятельности, это очень грамотно и умно. Я туда вовлекся, и мне это интересно. Телешоу называется "Предметный разговор с Иваном Кононовым" и бывает по субботам и воскресеньям в 2.15 по телеканалу "Звезда". Неожиданно оказалось, что именно на военном канале нашло себе площадку все самое разумное и светлое, что в России "болталось беспризорно". Идет удивительно серьезный и грамотный разговор, причем на разные темы. Я просто воспрянул духом, потому что на российском, да и на советском телевидении такого еще не видел.

РЖ: А какие разговоры там ведутся, что обсуждается?

В.Х.: Обсуждается все "от" и "до". Тема передачи очень грамотно проблематизируется: берутся два самых умных человека, которые имеют полярные точки зрения на предмет, будь то религиозные проблемы, нанотехнологии или будущее России, энциклопедическая работа происходит. И поскольку все это открыто для предложений, то, возможно, в следующем году из этого может родиться некий народный ликбез. Потому что соучастником разговора может быть любой человек.

РЖ: А вам лично какой разговор запомнился?

В.Х.: Мне запомнился разговор про империю, когда поругались вдребезги Кургинян и Фоменко. Запомнился разговор по поводу цыган, когда они рассказывали, как были в гостях у Мадонны, и это было не про светскую тусовку, а про то, что Мадонна зачем-то сейчас строит табор около Стоунхенджа в своем доме. Очень интересным для меня был разговор по поводу усыновления, высказывались все точки "за" и "против", говорилось и о вреде усыновления в том числе. Запомнились мне передачи про нанотехнологии, про революцию в интернете и целый ряд других.

РЖ: А книжки?

В.Х.: Я сейчас дописываю свою многострадальную книжку "Искусство жить без денег", которая, надеюсь, все-таки выйдет. А вторая называется "Человек с другой планеты". Это описание путешествий по пострыночному пространству. Это смешно, но когда я иногда выплескиваю все это на страницы прессы, то меня почему-то начинают приглашать на съезды фантастов. Я говорю, что ничего не сочиняю, а описываю жизнь людей после рынка, когда они начали строить другое пространство. Сейчас на Земле 42 тысячи коммун, общин разного рода, неких поселений, которые живут уже в другой парадигме. И поскольку примерно около полумиллиона людей в этом процессе участвуют, это доля процента, пока еще не так много, но, в принципе, процесс лавинообразный, и в России он скоро тоже начнется в тех или иных формах. Поэтому эта книжка пригодится для тех, кто будет натыкаться на проблемы становления раннего пострынка. Когда люди уезжают из городов, они обязательно натыкаются на противоречия между сектантством и бизнесом нового типа, когда меняется "шило на мыло": ушли вроде бы от проблем города и индивидуализма, а там повелись на большие деньги другого типа, экологического туризма. А сектантство обязательно возникает, если не сделать вовремя инъекции против замыкания, капсулирования. На Западе этот процесс уже давно идет, в странах, где рынок построен, я изучаю Исландию, Скандинавию, Германию, Бенилюкс. Недавно был в Индии, смотрел, как протекают там эти процессы. Мне понравилась книжка Маши Арбатовой, где она предлагает очень интересную концепцию о том, что спасение России придет из Индии. Я об этом тоже думаю и даже, более того, нашел в архивах одну бумажку Аурабинды, написавшего, что мир спасет Россия, которая научится у Индии жить. Этот тезис сейчас мне кажется ключевым для дальнейших наших движений. Потому что Индия сама учить никого не будет, эта страна "сама в себе", а Россия немного недоученная. Кто-то из древних писал про Россию, что ее будет толкать несколько десятилетий в обе стороны - либо в сторону западной свободы, либо в сторону восточного равенства, но ни то, ни другое не правильно. Потому что Россия - страна братства, у нее есть ферменты, которых нет в другом мире. Напихавшись в разные стороны, как маятник Фуко, она найдет точку сборки, но это будет точка сцепки "Россия - Индия", именно так. Поэтому из всех проектов, которые мне интересны, я прокладываю всякого рода маршруты бесплатных путешествий в Индию, смотрю все дороги, которые туда ведут. Есть люди, которые могут завязываться на дальнейшее сотрудничество, пойти по местам Афанасия Никитина.

РЖ: А какие книги вы оставите на полке?

В.Х.: Из русских, к сожалению, почти ничего. Я сейчас внимательно прочитал исследования Стокгольмской высшей школы экономики, они неожиданно, изучая эффективность работы разных суперфирм, добрели до идей Макаренко. Поскольку эта школа считается одной из ведущих в мире, я думаю, что эта проблема будет и в кругу моих интересов тоже. Вторая идея: я сейчас читаю все, что выпускает Ганфилик в Германии. Он публикует текстуально идентичные тексты Макаренко, потому что после смерти на страницах было до ста правок, сделанных уже не его рукой. И мы его знаем совершенно не так, как он писал. Я оставляю на полке также исследования Дайнела, где заново прочитываются все древние тексты и ищутся ошибки в переводах. Например, мир молится: "хлеб наш насущный", а в оригинале было "надсущный" написано, это уже другая история. Мир говорит: "блаженны нищие духом", а в этой фразе было сделано восемь ошибок в процессе перевода с арамейского. Вначале фраза сказана была так: "лишь тот живой, кто хочет чуда", и она запуталась до состояния: "блаженны нищие духом". Или, скажем, слово "прелюбодеяние" означало на самом деле то, что делается без любви. Когда человек идет на работу, не желая ее делать, - вот прелюбодеяние. Когда он делает что-то за деньги, когда есть внешний мотив только, а не внутренний, - это прелюбодеяние. Потом силами разных людей, которые недопоняли, оно стало значить другое. То есть люди, живущие в прелюбодеянии, - это люди, которые живут несчастливо, когда они делают то, чего не хотят делать. Вышло сто томов по этому поводу, но, к сожалению, на финском языке. На английском есть только двадцать томов из этого, и на русском языке есть одна тоненькая книжечка. Я хочу перевести все эти сто томов на русский, когда буду старенький. Буду сидеть и аккуратно переводить. Эта работа делается уже в течение ста двадцати лет, поэтому это так интересно.

Но самое интересное бродит по интернету. Я применил такую фишку, "Русские полки" называется. В каждой библиотеке мира есть русские полки, а там собирается всякое случайное дерьмо. И я хочу, чтобы туда попадали книжки, того стоящие. Поэтому мы с января объявляем акцию, когда люди, которые считают, что они написали или пишут то, что надо бы, чтобы было везде, получат такой шанс. Я все равно мотаюсь по миру и могу договориться о том, чтобы на этих полках было лучшее, не из того, что у нас с древности написано, а из того, что действительно Россия отвечает на вопросы, которые миру сейчас важны. Я на своей дочери проверил, когда она была молодая, пошла в депутаты финского местного совета. Сейчас можно любому человеку, который живет в любой стране развитой демократии, не будучи гражданином, идти в депутаты. Она объехала всех "диаспорных людей", их было 500 человек, а ей нужно было набрать 108 голосов, чтобы попасть в муниципальный совет. Ей было лет семнадцать тогда, может быть, восемнадцать, все сказали: конечно, мы тебе поможем, мы тебя очень любим, ты такая активная, будешь депутатом, будешь наши интересы представлять. Но никто не пришел на голосование, они очень ленивые, вся диаспора российская. Поэтому во время голосования едут в то место, где живут эти ленивые люди, на машине, берут их за шкирку, тащат на избирательный участок или какой-нибудь концерт устраивают. И можно устроить так, что во всех городах мира будут русские лобби в советах, потому что это реально, весь шенген про это. Там строго следят, чтобы никто из эмигрантов не был ущемлен в правах. Хочешь быть депутатом - будь депутатом.

Недавно, неожиданно для себя, участвовал в проекте перевода книжки Кости Дзю на русский язык, вокруг этой книги будет вестись некая деятельность. Я думаю, книжки только тогда хороши, когда вокруг них можно раскручивать некоторую работу. Как это было вокруг книжки "Тимур и его команда" Гайдара или после книги Макаренко. Потому что книжка сама по себе, то, что пописывают и почитывают, - это уже неинтересно, потому что сейчас пишут очень много всего. В Японии сейчас все книжки стали писаться на sms-ках. У нас примерно такая же ситуация, поэтому сегодня писателем может стать любой человек, у которого есть сотовый телефон. Поэтому эпоха поиска каких-то интеллектуальных прорывов, книжек заканчивается. Сегодня, скорее, нужно делать то, что делает "Алый парус", когда из десяти тысяч писем, приходящих в редакцию, собирали одну большую статью, подписанную всем этим народом, это была адова работа, с пинцетом, но она была разумной. Там возникала масса неожиданных проходов, детских особенно. А искать от одной головы сегодня ответ на все вопросы уже не надо, эта эпоха уходит. Ей на смену приходит эпоха коллективного созидания. И правильно задавать ход процессу - это задача тех, кто хочет сам находить ответы на какие-то свои вопросы.

РЖ: А в следующем году вы собираетесь участвовать в каких-то проектах, конференциях?

В.Х.: У меня весь год расписан. Сейчас идет возрождение контекста 60-х годов, который оказался неожиданно востребованным. В Архангельске будет проходить 50-й "коммунарский" сбор и 30-й "карагодский" сбор. Оказалось, что все работает "тютелька в тютельку", даже современные детишки, совсем московские, продвинутые, в конце этой коммунарской трехдневки говорят ровно те же слова и на вопрос, вы здесь родились или нет, все как один отвечают "да", как и в 1963 году. То есть психология развития лидерских программ, технология становления гражданского общества в России есть, она была запакована и долгие годы существовала только в головах жрецов, которые это делали, сохраняли, как капли воды. То, что происходило в "Орленке" в 1963-1966 годах и в "Алом парусе" в это же время, опередило время на очень много лет вперед. Все технологии и завязки есть, я об этом говорю с полной ответственностью. Потому что смотрю и по миру, и по России: все то, что делается сейчас, - это все крошки с того стола. Это оптимистическая идея, потому что это становление гражданского общества и всяких лидерских моделей. Эта модель уникальна тем, что она дает стопроцентный выход лидерский. Это не просто 7%, некоторые могут управлять чем-то, а был настоящий конвейер по формированию из каждого человека созидательного лидера. В мире такого нет, собственно, мир никогда целиком на всех не рассчитывал, там 7% лидеров достаточно. А в России это есть. Потому что это брызги очень мощного с 20-х годов "синхрофазотрона", разрушенного Сталиным попутно, но все-таки сохранившегося в виде каких-то осколков. И сейчас грядет время собирать некое полотно из кусочков. Люди, которые сейчас из "Одноклассников" выскакивают, многим из них уже за 70 лет, но они такие живые и активные, они выходят, как привет августа 63-го года, что приятно. Значит, все-таки это не кучка сумасшедших стариков.

http://www.russ.ru/culture/teksty/novogodnyaya_pirotehnika
Персоны (1)

Добавлена 31.05.2016 в 18:00:53

Письмо авторам



Последние статьи:
  Сербия как модель

 

  Вводка

  Образец серии конкурсных заданий

 

  73. Вместе с "Нильсом" летим в Хогвартс

  72. Аукцион наследия Атлантиды

  71. БРИКСторан как старт-ап БРИКСовета

  70. Я не пью и не курю

  69. Импресариат


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript