Контрольно-следовая полоса
Это, наверное, не совсем точно - в устном обиходе сочетания "Клуб студенческой песни", "Клуб самодеятельной песни" вполне существовали давным давно. Но в большой прессе - что и зафиксировалм лексикографы - эти три буквы вполне могла прописать старая "Комсомолка". Про бардов же и менестрелей, как следует из традиции, впервые применительно к авторской песне середины ХХ века впервые заговорила в журнале "Юность" Алла Гербер.
Как бы то ни было, судьба песенного движения Студии небезразлична.
Непоющих Коммунаров в природе не встречается. Хвар однажды посчитал, что в его старой башке всё еще зачем-то крутится около семи тысяч песен. "Второй канал", кто знает, родился как коммунарский проект - после жарких дискуссий на ланцберговской кухне - о том, во что окончательно превратилась Грушинка в процессе "митяевизации" и опьянения.
Хвар, изнутри знающий историю кровавой подковёрной борьбы за спасение слётов, и к Грушинке, и к Митяеву относится спокойно, и когда, скажем, Михаил Петрович Щетинин кроет последним словами бардов - "пузочёсов", пьяниц и пустомель - просто отходит в сторонку и закрывает уши блокнотом. Сильно не любил бардов и другой герой Хвара - Валентин Фёдорович Карманов, директор легендарной "Чайки", ну и что...Крапивин в своё время терпеть не мог коммунаров, что несколько осложняло общение с ним, когда он приезжал на практику в "Комсомолку" и даже оставил в анналах Школьного отдела запомнившийся заголовок "Хмурое утро продлённого дня". Ну так у Крапивина с массой людей - Лукьяненко, Устиновым - были непростые отношения, а Толстой терпеть не мог Шекспира и посмеивался над Пушкиным - что, мол, за бред такой "Крестьянин, торжествуя...плетётся...рысью...как-нибудь".
Что было, то было. Мариничева называла великую тройку "Чумаченко-Каримов-Гербовицкий" ребятами с иконописными лицами, а сейчас этих людей рядом за один стол без скандала не усадишь, что, конечно, странно, потому как Ольга, имеющая, как и все мы, право путаться в несущественных деталях, в главном никогда ещё не ошибалась - такого права свыше не дали, ей, может, на беду, но нам на просветленье.
Всё это требует осмысления. С учётом новых вех и без старых пугалок и стереотипов.
Где лежит демаркационная линия между авторской песней и коммунарством?
Умер ли КСП? Однажды Хвар спросил Городницкого, какой прогноз на распространение авторской песни он даёт на 21-й век. Не сто процентов - это явно, но ведь и не ноль же? Автор "Атлантов" сказал в том смысле, что самолёт еще не то, что не приземлился, а, может еще только-только выруливает на взлёт...На том и разошлись.
Незадолго до смерти Струве Хвар с Георгий Александровичем замышлял и провести междунаррдный "всепесенный" слёт - чтобы и классические хоры, и барды, и коммунары, и религиозные группы - уже и место присмотрели в Финляндии, понимая, что в России масса ненужных проблем возникнет, а народ Суоми Г.А.Струве числит кем-то вроде национального героя - это ведь он всего за несколько десятилетий кропотливейшей работы помог соседям превратиться в едва ли не самую поющую нацию, тут теперь при найме на работу спрашивают, каким голосом будешь в корпоративном хоре - эх, Россия, без пророков в Отечестве жившая, живущая - а вот про будущее это мы еще будем посмотреть...Кабалевский и Струве умерли, но "струвный принтер" в лице Хвара и его Студии признаков смерти пока не подают.
Так что, леса и воды дальних северов, готовьтесь к бою. В том смысле, что одним из рабочих названий того международного песневаля было "Душа народа - песня, танец, бой".
Письмо авторам
|