Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Новости > 1959-1986-2013?


1959-1986-2013?

    
 

 


Школьная активность для общества
Первыми в Хабаровском крае они стали на тропу демократизации, добровольчества и партнерства.

В подшефной хабаровской школе N 68 Краснознаменного Дальневосточного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны было принято решение о реализации программы эксперимента по заявленной теме: "Модель общественно-активной школы в режиме всего дня".

- На первый взгляд может показаться, что школа будет готовить молодежь только для того, чтобы принимать участие в шествиях и демонстрациях организованных, например, городской администрацией, скажу сразу, ничего подобного,- рассуждает директор школы N 68 Светлана Валентиновна Филатова.- Если рассматривать суть новой деятельности в ракурсе от общего к частному, то реализация данной цели предполагает развитие у школьников таких качеств, как конкурентоспособность, социальная активность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. И придти в итоге мы должны к сформированной творческой компетентности, развитой способности человека отвечать на вызовы времени, быть готовыми к активному преобразованию действительности. Чтобы успешно решать практические задачи, по принципу уже от частного к общему, необходимо в совершенствовании строительства уклада школьной жизни и образовательного процесса опираться на принципы, подходы и технологии открытого образования и демократической педагогики. Возможно ли это? Да, возможно, если выстраивать деятельность школьной активности для общества. Опыт реализации модели общественно-активной школы уже существует в тридцати регионах России, где он себя прекрасно зарекомендовал и дал хорошие результаты по развитию у детей вышеперечисленных качеств. В Хабаровском крае мы первые стали на эту тропу демократизации, добровольчества и партнерства.

Хотя, на первый взгляд, кажется, что в современных условиях для России демократия и школа представляют собой два несовместимых направления деятельности.

И возникает вполне логичное альтернативное предложение, а почему бы школе не взять за основу принцип военного строительства, где основной вектор направленности единоначалие, а вспомогательный что-то вроде Военного Совета, который можно обозначить, например, как Школьный Совет.

Как-никак, а идея то с общественно-активной школой принадлежит не российским умам, а заокеанским.

И свежий пример датируется 2005 годом, когда Фонд "Новая Евразия" при поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта приступил к осуществлению серии проектов, направленных на развитие общественно-активных школ в России.

Для справки: педагогическая общественность России познакомилась с феноменом общественно-активной школы, имеющей широкое международное распространение и вариативно реализуемой более чем в 80 странах мира в середине девяностых годов.

Идеологию общественно-активных школ представили в 1996 году Альберт Диси и Сара Линдеман-Комарова из Соединенных Штатов Америки, которые проводили семинары для учителей и директоров школ Сибири. Идея общественно-активных школ вызвала огромный интерес, и это действительно так. Тогда, в условиях огромного бюджетного дефицита и недостаточного финансирования образования общественно-активные школы возникали как образовательные учреждения, ориентированные на поиск и привлечение внебюджетных средств и дополнительных ресурсов, необходимых для их выживания. В настоящее время цели и возможности общественно-активных школ изменились - от идеологии выживания перешли к идеям развития и становления школы как центра образовательной, общественной и культурной жизни.

- Сразу скажу, что ни с какими зарубежными Фондами реализация в нашем учебном учреждении идеи общественно-активной школы связи не имеет,- продолжает директор школы Светлана Филатова.- Наша школа ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие у них коммуникабельных и лидерских качеств, основанных на знаниях, умениях и навыках, и развитых уже в выбранной профессии. В армии есть прекрасный лозунг: "Командовать - значит быть компетентным". Мы же хотим реализовать комплексную программу от знаний, умений и навыков, полученных в общественно-активной школе, к профессионалу-лидеру, будь-то хирург, учитель, водитель, токарь или военнослужащий. Для этого в нашей школе есть все условия, также разработаны структура и алгоритм практических действий.
Структура действительно по наполняемости имеет явный демократический уклон, но с элементами единоначалия. Первая линия включает в себя взаимно дополняемые элементы, такие как "Педагогический совет" - "Собрание трудового коллектива школы" - "Директор школы" - "Управляющий Совет от родительских комитетов классов".

Принцип единоначалия явно просматривается во второй линии, которая полностью замыкается на директора школы. В нее вошли заместители директора школы по направлениям деятельности.

Третью линию также составили школьные структуры, всего десять, и с ними во взаимодействии "Родительские комитеты классов", находящиеся в прямом подчинении "Управляющего Совета".

А вот четвертая линия отделов в этой структуре и будет представлять практическое и постоянно изменяющееся наполнение направлений деятельности, подкрепленных конкретными мероприятиями. Здесь демократия от "Самоуправления школьников" и единоначалие от школьной директорской структуры работают как одна команда.

Возьмем, к примеру, отдел "Профессиональной ориентации школьников". Наполняемость конкретными мероприятиями не имеет границ, и в шестых классах уже прошли встречи с Заслуженным военным летчиком Российской Федерации полковником запаса Валерием Бурштын о выборе профессии военного летчика. Также можно пригласить и токаря, и слесаря товарищества собственников жилья, и банковского работника. Тут же, для большей наглядности, можно организовать экскурсию на "Хабаровский радиотехнический завод" или в другие организации и учреждения Хабаровского края.

Не помешает школьникам побывать и в профессиональных училищах, где готовят специалистов рабочих профессий, и в высших учебных заведениях. А почему бы не провести общешкольные соревнования по столярному делу, например, изготовить табуретки, ведь в итоге, будет польза для школы. Вершиной, конечно же, может быть, например, участие в ежегодной выставке производителей товаров народного потребления в легкоатлетическом манеже. Можно продолжать и дальше, и как итог, дети уже полученные знания еще находясь на обучении в школе, смогут применить на практике. Когда это делать, конечно же, после уроков.

А чем будет заниматься отдел "Жилищного коммунального хозяйства"? Без работы не останутся: дежурства по школе, ремонтные бригады, генеральные уборки помещений, освоение таких специальностей, как слесарь-сантехник, электрогазосварщик, столяр, стекольщик, ремонтник пластиковых окон, электрик.

Но когда добавим еще и другие отделы, то получится настоящая "картина маслом"!

Если продолжить кратко, то никак не пройти стороной отдел "Военно-патриотической работы". Здесь мероприятия на любой цвет и вкус: свои доморощенные "Пионеры милосердия", ветераны Второй мировой войны, музей истории школы, проведение мероприятий в честь Дней воинской славы и начальной военной подготовки. А вот посещение радиотехнической воинской части объединения ВВС и ПВО и прямое непосредственное участие с солдатами даст детям моральную и психологическую уверенность в предстоящей военной службе по призыву, ведь в наше время в ближайшие годы никому не удастся избежать военной службы по призыву.

Отдел "Социальной защиты" предлагает школьникам принимать участие в практической работе с трудными подростками, также профилактика алкоголизма, курения и наркотиков, пропаганда здорового образа жизни личным примером.

Следующий "Отдел спорта и туризма" подмял под себя, не поверите двадцать практических мероприятий!

И это еще не все, можно перечислять до бесконечности с практическими нашими российскими мероприятиями, и не лить никакой "заморской воды".

Одним словом, продолжим перечисление отделов - "Культуры и искусства", "Охраны окружающей среды", "Мер безопасности в повседневной жизнедеятельности", "Ликвидация юридической безграмотности", "Сельскохозяйственный", "Семейный", "Идеологический", остановиться тяжело, но вот главным среди всех перечисленных отделов всегда будет стоять "Образовательный"!

В отделе "Образовательный" на первый момент можно обойтись и стандартным набором мероприятий, включая и компьютерный учет показателей в учебе каждого учащегося школы, а заканчивая подведением итогов.

Итогом всей деятельности лет так через шесть после окончания школы должен получиться человек, лучший среди таких же представителей, например, в такой профессии, как хирург или инженер, слесарь или токарь, бухгалтер или доярка, не суть важно. Но обязательно семья, дети и справедливая жизненная позиция.
Также, впервые в истории школы был избран "Управляющий Совет".

- В его состав вошли пять человек, это родители учащихся от первого по шестой классы, двое мужчин и три женщины, среди них в обязательном порядке есть юрист,- рассказывает Светлана Филатова.- Мы уверены в своих силах, и совместно сможем подготовить из учащихся нашей школы настоящих граждан Российской Федерации, для которых ЧЕСТЬ, МУЖЕСТВО, ДОСТОИНСТВО, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ во славу Отечества будут смыслом всей их жизни.

Для справки: с развалом Советского Союза в нашей стране начался переход от "самой передовой в мире", советской "единой трудовой политехнической школы" к вариативному образованию. Этот процесс был закреплен в 1992 году в Законе Российской Федерации "Об образовании", который провозгласил свободу педагогического творчества. На протяжении двух последних десятилетий в России происходит интенсивное освоение созданных ранее и разработка новых педагогических систем, моделей школ, образовательных технологий, методик воспитания и обучения.
Получили распространение отечественные системы развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и уникальный метод проектов Л.В. Занкова. После определенного перерыва возродилась коммунарская методика И.П. Иванова, уже внедряются элементы вальдорфской педагогики. С недавних пор апробируются модели школы диалога культур В.С. Библера и С.Ю. Курганова, школы самоопределения А.Н. Тубельского, адаптивной школы Е.А. Ямбург, школы авторизованного образования Н.Н. Халаджан и М.Н. Халаджан, русской школы И.Ф Гончарова и другие.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и Премьер-министр Владимир Путин постоянно вникают в проблемы школьного образования, и уже не единожды ими был заслушан Министр образования и науки Андрей Фурсенко.

И после таких встреч в таком контексте, как общественно-активные школы уже явно прослеживается вектор российской направленности по наполняемости практических мероприятий.

Даже губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт недавно посвятил отдельное заседание Правительства края по вопросу соответствия уровня школьного образования для региона.

Сегодня общеобразовательная школа N 68 по составу и уровню подготовки преподавательского состава одна из лучших не только в Хабаровском крае, но и на Дальнем Востоке.

Среди учеников нет четкой однополярной градации, здесь учатся дети из разных семей, как по профессиям, так и материального достатка, а также и из детского дома.

И для всех двери школы открыты, и знания денег не стоят, было бы только желание учиться, чтобы стать хорошим человеком, и не обязательно лидером.

23 ноября 2010 года.


 
http://www.viperson.ru/wind.php?ID=632115&soch=1

Добавлена 26.04.2024 в 08:25:48

Обсудить на форуме | Письмо авторам



Последние новости:
 

  Новости после долгого перерыва

  Калмыки приглашают на Тибет

  77-й (!!!) слёт куста "РЕКС"

  Фонд Кудрина взывает к журналистам


  Все новости >



Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript