Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Новости > Кому билет до Стратегайдпарка?


Кому билет до Стратегайдпарка?

   # 290509      
VIPERSON.RU 

Основы идеологии возрождения России
1. Созидание российской цивилизации
Россия участвует в жесточайшей внешней конкуренции, все больше ведущейся не только за рынки сбыта и ресурсы развития, но и за само право и возможность существования. Приобретая цивилизационный характер, эта конкуренция становится "войной на уничтожение", развязанной сильными против слабых.
Осознанное и целенаправленное уничтожение Югославии США и другими членами НАТО, волны международного терроризма, поощрение афганской наркомафии после уничтожения режима талибов, агрессия США против Ирака и многие другие события при всей своей разнородности доказывают: единственное право, действующее в современном мире, - это право силы.
Это не только военно-политическая и экономическая, но и информационно-пропагандистская мощь, способная не просто навязать другим свои интересы, но и убедить их в том, что следование им является единственно разумным и возможным образом их действий.
Чтобы стать сильным, способным осознавать и реализовывать свои собственные интересы, а не интересы своих конкурентов, российское общество должно осознать свои особенности не как слабость, но как силу и научиться использовать их как ресурс в глобальной конкуренции.
Запад, даже если и захочет, не способен помочь России - и не только из-за эгоизма и стремления к наживе, лежащих в основе его современной цивилизации. Это связано и с его цивилизационным упадком, скрываемым накопленными ресурсами и позитивной инерцией. Этот упадок проявляется в омертвлении общественных процессов, распространении апатии и скуки, во всеобщей формальной и неформальной регламентации, останавливающей прогресс. При всех трудностях и недостатках, биение жизни в полной мере ощущается сегодня только в России.
Что бы ни утверждали наши корыстные конкуренты и их хорошо оплачиваемые подголоски, Россия - не ничтожный нефтяной придаток фешенебельных стран, обреченный, как о несбыточном счастье, грезить о судьбе Португалии. Россия - самоценный мир, самостоятельная, хотя еще далеко не полностью проявившаяся цивилизация, отнюдь не обязанная следовать чужим правилам. Ее постепенное самовыражение, выявление собственной идентичности, выпавшее на долю нынешнего поколения граждан России - самый важный процесс мирового развития во всем обозримом будущем.
Важность этого процесса обусловлена еще не полностью осознаваемой нашим обществом трагичностью современного положения России. Обладая целой группой уникальных ресурсов (территория для евроазиатского транзита, природные кладовые Сибири и Дальнего Востока, навыки создания новых технологий), наша страна является объектом всех идущих сейчас цивилизационных экспансий: финансово-экономической - Запада, социально-религиозной - ислама (после поражения коммунизма он стал единственной глобальной силой, обещающей удовлетворение тяги к социальной справедливости), преимущественно этнической - Китая.
Из-за ослабленности, дурного управления и незавершенности самоидентификации Россия в ближайшие годы не может остановить ни одну из этих экспансий. Именно на территории России конкуренция цивилизаций примет форму непосредственного столкновения. "Фронт" цивилизационного единоборства пройдет не по географическим рубежам, но внутри самого российского общества, сделав его одним из ключевых факторов развития человечества.
Перед нами стоит задача гармонизации интересов различных цивилизаций, сдерживании их разрушительной энергии и обеспечении баланса между ними, работающего на интересы России. Этого баланса можно достичь лишь на основе возрожденной, а во многом и заново созданной нами российской цивилизации, опирающейся на синтез неотъемлемых ценностей нашего общества. Это социальная справедливость, ответственность, патриотизм, права личности и, наконец, конструктивная, позитивно ориентированная терпимость, уважение различий ценностей и образа жизни представителей различных народов и культур, неутомимое и изобретательное использование этих различий для выработки и достижения общих целей.
Вне зависимости от нашего желания, внутренняя российская политика, оставаясь внутренней, станет в обозримом будущем инструментом решения глобальных, цивилизационных проблем.
Внутренняя политика должна обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность и успешное устойчивое развитие российского общества за счет его модернизации на основе преодоления массовой бедности и превращения солидарности, взаимопомощи и сотрудничества в образ жизни большинства его членов и формирования на этой основе новой российской цивилизации.
Чтобы быть устойчиво конкурентоспособной, Россия должна эффективно управляться и специализироваться в мировом разделении труда на наиболее выгодном и обеспечивающем наибольшую влиятельность виде деятельности - разработке новых технологий на основе новых технологических принципов.
Для концентрации на этом интеллектуальном виде деятельности, силы российского общества должны быть направлены на обеспечение устойчивого благосостояния, так как только высокий уровень жизни высвобождает силы людей для массового творчества.
При этом необходима систематическая забота государства о социальном развитии человека как главной производительной силы и о развитии его ответственности и самостоятельности как условии и предпосылки его творческой деятельности.
Определяющее воздействие на общественные отношения должны оказывать доверие и солидарность, свобода, основанная на личной и взаимной ответственности. Российское общество должно стать настолько конкурентоспособным, чтобы быть открытым, привлекать массы готовых воспринять его культуру людей из других стран, распространять идеологию устойчивого развития, ориентированную на достижение максимального благосостояния не произвольно малой части человечества при пренебрежении интересами развития его большинства, как это имеет место сейчас, но всего человечества как единого, неразделимого целого.

2. Реализация базовых ценностей российского общества
Оздоровление, модернизация и достижение успешного развития России требует воплощения в жизнь базовых ценностей российского общества и их синтеза, объединения в единую непротиворечивую, четко осознаваемую и ясно выражаемую идеологию.

2.1. Социальная справедливость
Социальная справедливость - прежде всего исправление чудовищного обмана и ограбления народа от имени государства в последние 15 лет, но не разрушением по принципу "грабь награбленное", а прививкой бизнесу ответственности перед обществом. Предприниматели должны сознавать, что собственность обязывает поддерживать общество, исправлять его несовершенства и ошибки государства. Так, восполняя истощение доставшихся ему природных ресурсов и износ основных фондов, бизнес обязан поддерживать долгосрочную конкурентоспособность своего производства и своей страны, даже если ему выгоднее эксплуатировать их "на износ", до разрушения. Не желающий понимать это бизнес объективно ставит себя вне общества, превращает себя в его врага и подлежит наказанию вплоть до национализации.
В последние 15 лет идеология эффективности была превращена в культ, доведена до абсурда и обернулась своей противоположностью, отрицанием собственных ценностей. Это довело страну сначала до системного экономического, политического и социального кризиса, а затем до органической неспособности осознанно использовать на собственное благо баснословно благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и колоссальный, невиданный со времен позднего СССР приток "нефтедолларов".
В результате сегодня всякое продвижение вперед, к разуму в политическом плане означает для российского общества продвижение влево, к большей социальной справедливости.
Главная задача современного российского общества - обеспечение социальной справедливости на основе значительного повышения уровня жизни людей, в первую очередь мало- и среднеобеспеченных, гарантирующего им самим удовлетворение хотя бы основных физических и социальных потребностей, включая воспитание детей полноценными и адаптированными членами общества, а обществу - большую внутреннюю однородность и стабильность, преодоление демографического кризиса, возобновление массового технологического прогресса.
Достижение этих целей - неотъемлемое условие конкурентоспособности общества в современном мире.
Общество с высокой социальной дифференциацией генерирует внутреннюю напряженность, преодоление которой отвлекает его ресурсы от задач развития и ведет к отставанию от конкурентов.
Продолжение вымирания населения России свидетельствует о сохранении серьезных внутренних проблем, ограничивает масштаб и разнообразие человеческого потенциала страны, снижает ее конкурентные возможности и не позволяет защищать свои ресурсы.
Наконец, сейчас конкуренция непосредственно ведется между господствующими технологиями производства и управления, что делает ее ключевым фактором технологический прогресс, а главным ресурсом - организованный и при этом раскрепощенный интеллект. Между тем в современной России - в бедности и опасности - интеллект (не говоря уже об его организованности и раскрепощенности) если и сохраняется то, во всяком случае, не воспроизводится.

2.2. Социальная ответственность
Демонстрируемое многими руководителями страны пренебрежение идеалами ответственности, длительное насаждение самого разрушительного эгоизма привели к столь страшным последствиям, что российское общество осознало значимость ответственности как ключевой общественной ценности. Именно всеобщая ответственность друг перед другом и перед обществом за судьбу своей Родины, часто не осознаваемая, но лишь ощущаемая, соединяет отдельных людей в общество, отдельные фирмы - в бизнес, чиновников - в государство, а всех вместе - в Россию.
У нашей Родины нет надежно защищаемых границ, последовательно исполняемых законов и общих обычаев, общей идеологии и даже осознаваемых общих интересов. Россия сегодня - не столько территория, сколько сообщество отличающихся друг от друга людей, объединенных общими ценностями и взаимной ответственностью за свою судьбу. Даже когда мы решим нынешние проблемы, научимся защищать границы, вырабатывать разумные законы и выполнять их и определим свои общие интересы, Россия будет более широким понятием, чем территория, на которой платят рублями, смотрят федеральное телевидение и ругают начальство.
Россия там, где живут русские, то есть люди русской культуры (которая прекрасно совмещается с другими культурами, обогащается ими и сама обогащает их) или искренне стремящиеся к своему обогащению ей, принадлежащие к разным народам (в том числе к русскому), но ощущающие общность своей судьбы, своих интересов и свою ответственность друг перед другом.
Это дает огромный шанс, позволяющий нам в исторически короткие сроки, уже в обозримом будущем расширить Россию почти на весь мир, превратив российское общество в незримую сеть взаимного доверия, уважения и ответственности, пронизывающую иные общества и делающие их дружественными и понятными нам вне зависимости от текущих интересов и желаний их правителей.
Однако это же порождает и значительную опасность, ибо отказ от самоидентификации, осознания взаимной ответственности и, главное, адекватности и привлекательности системы ценностей приведет к массовому отказу от нее даже населения Российской Федерации. В результате Россия без всяких оккупаций и аннексий съежится до незначительной части формально еще российской территории и будет объединять лишь малую часть формально еще российских граждан. В этом случае распад страны будет лишь оформлением уже сложившегося к тому времени положения.
Мы не имеем права допустить этого.
Возрождение России начнется, - а точнее, уже начинается - не с "удвоения ВВП в семь раз" или очередного сокращения инфляции, но с самоосознания и самоидентификации, то есть в первую очередь с достижения нами четкого понимания своей взаимной ответственности, которая сегодня лишь неявно ощущается, и превращения этого понимания в доминанту общественной жизни.

2.3. Избавление ото лжи
Развитие нашего общества возможно только после того, как оно вырвется из пучины тотальной лжи и взаимного недоверия, в которое оно погружено 15 годами национального предательства, разврата и коррупции. Возрождение России начнется, когда в ней можно будет жить и зарабатывать на достойную жизнь честно и открыто, не боясь ни государственного, ни частного насилия.
Для превращения честности в норму жизни необходимо гарантирование прав собственности, исключающее возможность отчуждения имущества, кроме приобретения его за счет преступлений против личности, наркоторговли и контрабанды оружия.
За это бизнес обязан будет в разумный срок - ориентировочно в течение года - представить государству полную информацию о своей собственности в России и вне ее, включая находящуюся в непрямом владении и спрятанную через оффшоры. Бизнесмен, сообщивший неверные данные, будет наказан за обман государства, а скрытые им имущество и активы - конфискованы.
Гарантия права собственности при прозрачности ее структуры позволит бизнесу отказаться от дорогостоящих схем, скрывающих незащищенное сейчас имущество, снизить связанные с этим значительные издержки, оптимизировать структуру компаний и повысить их капитализацию, упростить управление и повысить его качество.
Правящая бюрократия лишится главной возможности вымогания взяток, что подорвет ее материальное положение и создаст предпосылки для оздоровления политической системы страны.
Общество получит оздоровление морального климата, резкое ускорение развития и неискаженное представление о действительной структуре экономики, необходимое для прогнозирования ее развития и планирования своих действий.

2.4. Патриотизм и позитивный реваншизм
В "холодной войне" СССР потерпел даже более разрушительное поражение, чем Германия, Япония и Италия - во Второй мировой. Несмотря на огромные жертвы и разрушения, фашистские страны сохранили суверенитет (хотя в первое время после поражения он и был ограничен), основную часть территории и идентичность. Уже через 10 лет после поражения все они были эффективными, справедливыми и динамично развивающимися обществами, обеспечившими своим гражданам высокий уровень жизни и успешно восстанавливающими позиции на мировой арене.
Советский же Союз разрушился как территориально, так и внутренне: советский народ, действительно бывший "новой исторической общностью", перестал существовать. Все части бывшего СССР испытали чудовищную деградацию, падение уровня жизни, утрату современных технологий и архаизацию общественных институтов, войдя в подлинные социальные и национальные катастрофы, которые в большинстве постсоветских обществ, включая российское, еще не закончены. Демографическая цена (численность преждевременно умерших и не родившихся) реформ только в России превышает 12 млн.чел. - и составляет более 8% населения.
За прошедшие годы Россия, объявившая себя наследницей СССР, утратила практически все унаследованное от него влияние за пределами своей территории (в том числе и в СНГ), что лишило ее многих рынков и необходимых ресурсов, ограничило возможности развития и, соответственно, способствовало деградации.
Более того: она стала объектом безудержного разграбления не только своей собственной компрадорской буржуазии, но и транснациональных корпораций, в интересах, а порой и под прямым контролем которых эта буржуазия действовала.
Граждане России ощущают, что живут в не просто потерпевшей глобальное поражение, но и ограбленной, униженной и преданной собственными руководителями стране, сам факт существования которой по-прежнему вызывает у многих представителей наиболее влиятельных стран мира животную ненависть и раздражение.
Любая попытка расширения российского бизнеса даже не на глобальном, а лишь в постсоветском пространстве вызывает жесточайшее и откровенно враждебное противодействие. Простое присутствие российских компаний на рынках третьих стран возводится в ранг серьезной внешнеполитической проблемы. Дискриминация российского бизнеса стала нормой поведения развитых стран.
Это следствие не столько осознанной ненависти именно к России (которая также имеет место, так как не до конца изжитый ужас времен "холодной войны" заставляет победителей стремиться ко все новому и новому унижению и подавлению побежденного), сколько общего ужесточения глобальной конкуренции, не оставляющего относительно слабым ее участникам возможностей выживания.
Российское общество отвечает на нарастающее национальное унижение ростом самосознания, пробуждением национальной гордости и укреплением внутренней солидарности.
Это проявляется не только в понимании того, что страны, отменившие крепостное право лишь на 13 лет раньше России (Германия, Австрия) или даже позже ее (США), а также признавшие избирательное право женщин лишь в 1928 году (Великобритания), просто не имеют права "учить нас демократии" - да еще и с видимыми корыстными целями. Даже бизнесмены, недавно занимавшие космополитичные позиции, осознают невозможность долгосрочной реализации своих коммерческих интересов без становления России как глобальной силы, способной защищать национальный бизнес и прокладывать ему дорогу для внешней экспансии.
Самые отъявленные либералы начинают признавать приоритет общих интересов перед интересами отдельной личности, так как интересы последней просто не могут реализоваться в ущербном и угнетенном обществе. Массовая готовность жертвовать личными интересами ради общественных является практическим доказательством высокого уровня патриотизма российского общества.
Этот патриотизм будет переведен в плоскость практической повседневной политики и дополнен позитивным реваншизмом, направленным не на разрушение конкурентов ради самого разрушения, не на потакание худшим инстинктам наиболее развращенных членов общества, но на "возвращение своего" - неотъемлемых рынков и ресурсов, необходимых для успешного и устойчивого развития российского общества.
После распада СССР большинство бывших советских граждан оказалось в положении разделенной нации. И точно так же, как немцы через 40 лет тщательной кропотливой работы обеспечили воссоединение своего народа, и так же, как обеспечат его корейцы, воссоединение наших народов в рамках единой многонациональной культуры, поверх границ и корыстных интересов развращенных национальных бюрократий обеспечим и мы - современные русские.
Трудности, которые предстоит преодолеть в ходе воссоединения, наглядно видны на примере Германии. Длительная жизнь порознь создает не просто взаимную неприязнь, но и глубокие фундаментальные различия, изживать которые придется поколениями. Но пример этой же Германии показывает, что воссоединение разделенного народа высвобождает колоссальную позитивную энергию, придающую огромный импульс общему развитию и позволяющему постепенно изживать самые глубокие и болезненные разногласия.
Исторический, геополитический и экономический реванш - категорическое условие нормального развития России, категорический императив всей современной российской политики.
Непосредственная причина этого - объективная неспособность многих из оставленных без внимания территорий, в том числе и граничащих с Россией, к самостоятельному развитию. Большинство из них не нужно Западу и, соответственно, не будет им развиваться. В результате они превращаются в "генератор неблагополучия, а то и хаоса, который будет постоянно дестабилизировать наше общество. Возобновление развития этих территорий возможно только за счет экономической и политической экспансии России (в том числе при сохранении их политической независимости), что требует выработки ее четкой внешнеполитической стратегии.
Но главная причина необходимости восстановления глобального влияния России заключается в необходимости обеспечения ее внутренней социально-политической стабильности и устойчивого экономического развития.
Общий принцип гармонизации интересов бизнеса и населения заключается в том, что во внешнем мире государство должно реализовывать интересы бизнеса как более активного и творческого элемента общества, поддерживая и частично направляя его экспансию, рассматривая ее как один из ключевых инструментов развития национальной экономики и повышения благосостояния. Внутри же общества оно должно поддерживать в первую очередь население с его стремлением к справедливости и более равномерному распределению ресурсов, - не столько из-за его преобладающего политического влияния, сколько потому, что внутренне нестабильное, расколотое общество не может быть конкурентоспособным.
Поощрение государством внешней экспансии бизнеса в обмен на его согласие с приоритетностью интересов населения внутри страны - единственный эффективный способ гармонизации интересов бизнеса и населения, единственный инструмент не просто поддержания долгосрочного социального мира, но и достижения общности интересов, цементирующих внутреннее единство общества.
К сожалению, подобное гармоничное развитие доступно лишь немногим странам. Ведь необходимую для него внешнюю экспансию не могут вести все: кто-то будет ее субъектом, а кто-то - неминуемо - объектом. Страна, являющаяся преимущественно объектом экспансии (классический пример - современная Россия), не только лишена возможности быстрой гармонизации интересов бизнеса и населения описанным способом, но и сталкивается с качественно новыми проблемами, порождаемыми этой внешней экспансией.
Доступный для нее способ гармонизации интересов населения и бизнеса - объединение их усилий в противостоянии внешней экспансии ради сохранения в стране большей доли производимых ресурсов и направления их на нужды собственного развития, то есть в развязывании своего рода "национально-освободительной" войны в области экономики. Необходимость этой "войны" и победы в ней не только не отменяет, но и подчеркивает необходимость одновременной организации внешней экспансии национального бизнеса.

2.5. Права личности
Наряду с обеспечением социальной справедливости, ответственностью и патриотизмом условием гармоничного, эффективного развития общества является соблюдение прав личности и других неотъемлемых ценностей (например, справедливой конкуренции и недопущения злоупотребления монопольным положением), неправомерно присвоенных в России либеральными фундаменталистами.
Развращенность и деструктивность этих людей, их доказанная делом враждебность своей Родине вызывают закономерное отвращение, которое, однако, не должно переноситься на позитивную часть пропагандируемых (а на деле отвергаемых) ими ценностей.
Права личности должны безусловно соблюдаться в той мере, в которой они не противоречат интересам общества и правам других личностей. Более того: современные технологии требуют массового творчества и раскрепощения человека, что делает неотъемлемым условием конкурентоспособности расширение реальных личных свобод (и, соответственно, усложняет процесс управления).
Вместе с тем следует учитывать принципиальное отличие понятия "прав личности" от традиционного термина "права человека", являющегося результатом механического (и, отчасти, осознанно деструктивного) переноса западных стандартов демократии на отечественную почву. Эти стандарты были выработаны на основе предположения о безусловной способности большинства общества самостоятельно защищать свои права и жизненно важные интересы.
Соответственно, западное понимание "прав человека" и демократии исходит из необходимости защиты исключительно прав меньшинства, ограничиваемых большинством. В ситуации, когда интересы большинства защищаются автоматически, это соответствует интересам общества в целом.
Однако в России большинство в силу объективных причин не способно в полной мере защищать свои интересы. В этих условиях энергичная и эффективная защита прав меньшинств объективно превращается в ущемление и в конечном счете в отрицание прав большинства, - по сути дела, в антиобщественную, деструктивную деятельность (так как общество в целом - это в первую очередь его большинство, а не меньшинства).
Интересы большинства российского общества требуют защиты не разрушительных для него "прав человека", но жизненно необходимых для его нормального развития неотъемлемых прав личности - на жизнь, жилье, образование, здравоохранение, труд, доступ к информации, участие в управлении, самовыражение и т.д..

2.6. Справедливость в межнациональных
и межконфессиональных отношениях
Представители различных народов, различных культур в силу различия национальной психологии по-разному реагируют на одни и те же управляющие воздействия. Игнорирование этого самоочевидного факта резко снижает эффективность государственного и корпоративного управления, подрывая конкурентоспособность общества.
Признание же этого факта не имеет отношения к расизму и фашизму, которые исходят из априорно устанавливаемого превосходства одного народа (или культуры) над другими.
Любое утверждение, что один народ, культура или религия "лучше" или "хуже" других является абсолютно неприемлемым, а допустивший его должен подлежать показательному наказанию. Причина этого носит не только моральный или культурно-исторический, но и прагматический характер: подобные заявления создают внутренний раскол в обществе, превращая в его иррациональных, не способных к долгосрочному компромиссу врагов целые группы людей, которые при терпимом отношении и эффективном управлении были бы его союзниками и работали на общее благо.
Отторгая от соответствующего общества потенциальных союзников (или нейтралов) в глобальной конкуренции, расистские и ксенофобские подходы подрывают его конкурентоспособность, кардинально сужая его человеческий и социальный потенциал.
По этой же причине объединение общества должно происходить на основе не этнических и религиозных признаков, которые отдельно взятый человек в большинстве не имеет возможности изменить, но на базе универсальных ценностей, наиболее полно выражаемых понятием "образа жизни". В этом случае общество отторгает от себя только заведомо асоциальные, несовместимые с ним элементы. Отторжение потенциального союзника по формальным критериям становится невозможным именно в силу применения содержательного критерия - готовности и способности человека или социальной группы стать частью соответствующего общества.
Однако формирование общества на основе принципа открытости не только не отменяет, но и многократно повышает значимость национальной политики, полномасштабного и скрупулезного анализа особенностей национальных, культурных и религиозных групп и их полного учета в практике государственного управления.
Отсутствие внятной национальной политики в многонациональном государстве и стремление закрыть глаза на ее необходимость (выразившееся, например, в передаче межнациональной политики в ведение Минпечати) порождает все более болезненные проблемы межнациональных отношений и провоцирует наиболее варварские и разрушительные для общества способы их решения.
Здоровые политические силы России должны заставить государство учитывать в своей политике различия в восприятии одних и тех же управленческих сигналов представителями различных народов и культур. Это исключительно деликатная задача, и политические представители общества обязаны в полной мере сознавать свою ответственность за обеспечение межнационального мира в стране.
В то же время предъявление соответствующих требований к государству в недостаточно деликатной форме является неизмеримо меньшим злом, чем соучастие нынешним властям в замалчивании обостряющихся проблем межнациональных отношений.
Россия пережила подлинный геноцид невайнахского, прежде всего русского населения Чечни в 1991-1994 годах, переживает расцвет этнической преступности (в том числе связанной с распространением наркотиков) и многочисленные этнические погромы. Межнациональное и межконфессиональное сотрудничество - единственный способ гармонизации внутренней жизни России и единственный способ урегулирования гражданских конфликтов в некоторых национальных обществах.
Многонациональная по своей сути русская культура, вбирающая в себя достижения отдельных национальных культур и, в свою очередь, не ассимилирующая, но обогащающая их, - конституирующий, созидающий элемент российского общества и формирующейся российской цивилизации. В этом качестве она нуждается в особом внимании со стороны государства, в защите ее от опошления и размывания, в поддержке и развитии (но ни в коем случае не в музейной консервации) ее основополагающих элементов, в том числе механизмами, применяемыми во Франции и Германии (в последней даже введен специальный термин "Landkulture", означающий традиционно доминирующую, контитуирующую общество немецкую культуру), а также в жестком структурировании по культурному признаку миграционной политики.
Наш идеал - конструктивная, позитивно ориентированная терпимость, уважение неантагонистических и не разрушительных для общества в целом различий ценностей и образа жизни образующих его представителей различных народов и культур, неутомимое и изобретательное использование этих различий для выработки и достижения общих целей.

3. Ключевые вопросы идеологии

3.1. Крупный бизнес - основа конкурентоспособности общества,
олигархия - смертельная, но излечимая болезнь
Крупные корпорации - основа конкурентоспособности современного общества. Они технологически и коммерчески необходимы, их успех - категорическое, хотя и далеко не достаточное условие успешности общества.
Олигархия - круг бизнесменов, получающих значимую часть своих доходов за счет контроля за частью системы госуправления. Неотъемлемая часть олигархии - формально не являющиеся бизнесменами коррумпированные чиновники, рассматривающие свою службу в госаппарате как специфический бизнес, как способ личного обогащения. Олигархия - абсолютное зло.
Уничтожение олигархии возможно только политическим путем - устранением "теневых" механизмов сращивания государства и крупного бизнеса, перевода их взаимодействия в открытый и прозрачный режим, регулируемый на основе интересов общества.
Так как именно неэффективное и коррумпированное, антиобщественное по своему духу государство превращает бизнесменов в олигархов, искоренение олигархии требует оздоровления прежде всего органов государственного управления. Так, борьба с коррупцией (неотделимой как от оргпреступности, так и от олигархии) требует воздействия прежде всего на чиновников. Именно они создают условия, толкающие бизнес к даче взятки, а предприниматель как "экономическое животное" просто следует (хотя иногда и с нездоровым энтузиазмом) предложенным ему условиям.
Коррумпированная бюрократия должна быть "раскулачена", а присваиваемые ею потоки взяток перенаправлены в бюджет в качестве налогов.
Стратегическая задача государства - укрепление и развитие национального бизнеса, содействие его выводу на все новые уровни: с местного на региональный, с регионального - на общенациональный и далее на глобальный уровень с тем, чтобы он служил интересам общества наиболее эффективно. При этом государство должно решать сложнейшую задачу выработки отсутствующего сегодня механизма своего взаимодействия с частной корпорацией, вышедшей на глобальный уровень, обеспечивающего гармонизацию интересов общества и данной корпорации. При решении коммерческих вопросов за пределами России государство должно быть готово к тому, чтобы стать "младшим партнером" вышедшего на глобальную арену национального бизнеса при безусловном сохранении своего положения как "старшего партнера" во всех остальных вопросах, включая внешнеполитические и внутренние экономические.
Государство не имеет права ни рассматривать бизнес - и даже крупный - как "дойную корову" для своих недобросовестных чиновников, ни - в силу объективного несовпадения интересов бизнеса с интересами общества - позволять ему определять свою экономическую "повестку дня". В противном случае подчинение государственной политики узким интересам бизнеса превращает государство в неадекватную и разрушительную силу.
Государство должно исходить из того, что "собственность обязывает", и бизнес должен брать на себя целый ряд обязательств, сознавая свою ответственность перед обществом и частично компенсируя недостаточность развития последнего. В случае отрицания бизнесом своей социальной ответственности государство должно принуждать его к ней.
Сотрудничество государства и бизнеса на благо общества должно предусматривать разработку государством крупномасштабных проектов общественного развития, участие в которых выгодно для бизнеса.
Если он будет эффективным и разумным партнером государства, ориентированным не на превращение его в орудие эксплуатации общества ради личного обогащения, а в достижении общественного блага, какие-либо жесткие действия в отношении него будут избыточными. В частности, изъятие природной ренты в обычной ситуации должно происходить на основе простых механизмов взимания налогов и экспортных пошлин.
Сегодня экспортеры сырья занимаются хищнической эксплуатацией недр (а часть бизнеса, в том числе формально государственного, - унаследованных от СССР инфраструктуры и оборудования). Они концентрируют финансовые потоки в собственных карманах и приобретении непрофильных активов в ущерб восстановлению материально-сырьевой и производственной базы и, соответственно, долгосрочной конкурентоспособности не только своих производств, но и России в целом.
Нувориши, получившие лучшие советские предприятия в подарок от реформаторской бюрократии, не развивают эти предприятия и отрицают неразрывно связанную с владением ими социальную ответственность. Тем самым они демонстрируют обществу, что сами не признают эти предприятия своей собственностью. Не только общество считает их собственность нелегитимной - они сами воспринимают ее так же! Если они не смогут изменить свое поведение, сделав его конструктивным и социально ответственным, государство обязано будет привести форму собственности на их предприятия в соответствии с их же собственными представлениями.
Однако прежде всего государство обязано не насиловать или уничтожать, а воспитывать бизнес, разумно корректируя и направляя его деятельность при помощи введения соответствующих норм и механизмов регулирования. Лишь при наличии сопротивления выработке либо реализации этих норм и механизмов оно может прибегать к более жестким воздействиям, среди которых могут быть:
введение монополии внешней торговли на экспорт сырья и продукции первого передела;
распространение государственной собственности на все добываемое в России сырье при переходе частных сырьевых корпораций на положение работающих с давальческим сырьем;
национализация, в том числе безвозмездная, на основе рассмотрения с юридической точки зрения итогов приватизации (это ограничит возможность глобальной экспансии России, которая легче осуществляется направляемым государством инициативным бизнесом, чем самими государственными структурами).
Следует понимать, что, так как указанные меры возлагают на государство значимые функции оперативного регулирования, они требуют в качестве непременного предварительного шага кардинального повышения эффективности госуправления. До наведения порядка хотя бы в сфере управления госсобственностью (и особенно госкорпорациями, имуществом за рубежом и государственными унитарными предприятиями) и подчинению этого управления интересам общества, а не отдельных чиновников и их групп, реализация описанных мер опасна. Она может привести не к повышению, а к радикальному снижению эффективности общественного использования имеющихся ресурсов (так, эффективность государственного упра

Добавлена 27.04.2024 в 06:39:25

Обсудить на форуме | Письмо авторам



Последние новости:
 

  Новости после долгого перерыва

  Калмыки приглашают на Тибет

  77-й (!!!) слёт куста "РЕКС"

  Фонд Кудрина взывает к журналистам


  Все новости >



Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру УЗ. Подбираем носителей значимых концептов. Аналогично нижепрлагаемому. За каждую принятую контрибуцию  1.5 т.ч. ДПМ



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript