Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Новости > С падением Сперанского первоначальные планы Лицея (?) были отброшены


С падением Сперанского первоначальные планы Лицея (?) были отброшены

Собираем и ВНИМАТЕЛЬНО изучаем всё о Лицее и биографиях, взглядах преподавателей и выпускников.=УЗ.

Для продвинутых
- нумерологический факультатив (129 лет как плечо монадного синуса).УЗ..
- что за планы были у Сперанского, которому Николай Первый уже после 1825-го говорил: "Я знаю, что ты из-за шторки глядел на Сенатскую, кто кого...Но у меня тут грамотных нехватка - будешь канцлером...но под строгим приглядом".=УЗ.

ВИКИ.
Цели учебного заведения. Программа[править | править вики-текст]
Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены.[источник не указан 711 дней] Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед»[2]. Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству.

Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года — 4 класса по полтора года). За это время изучали следующие дисциплины:

нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 годах при лицее действовал Благородный пансион.

Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.
Среди первых профессоров и преподавателей Лицея, оказавших непосредственное влияние на А. С. Пушкина и поколение декабристов, были

А. П. Куницын, 1782—1840 (нравственные и политические науки);
Н. Ф. Кошанский, 1781—1831 (эстетика, российская и латинская словесность);
Я. И. Карцов, 1785—1836 (физические и математические науки);
Л.-В. Теппер де Фергюсон, 1768 — после 1824 (музыка и хоровое пение)
А. И. Галич, 1783—1848 (русская словесность);
Ф. Б. Эльснер, 1771—1832 (военные науки);
Д. И. де Будри, 1756—1821 (французская словесность);
С. Г. Чириков, 1776—1853 (изящные искусства).
Первые воспитанники[править | править вики-текст]

Комната № 14, где жил Пушкин
В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали:

Бакунин, Александр Павлович (1799—1862)
Броглио, Сильверий Францевич (1799 — между 1822 и 1825 годами)
Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798—1841)
Горчаков, Александр Михайлович (1798—1883)
Гревениц, Павел Фёдорович (1798—1847)
Гурьев, Константин Васильевич (1800—1833), исключён из Лицея в 1813 году
Данзас, Константин Карлович (1801—1870)
Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831)
Есаков, Семён Семёнович (1798—1831)
Илличевский, Алексей Демьянович (1798—1837)
Комовский, Сергей Дмитриевич (1798—1880)
Корнилов, Александр Алексеевич (1801—1856)
Корсаков, Николай Александрович (1800—1820)
Корф, Модест Андреевич (1800—1876)
Костенский, Константин Дмитриевич (1797—1830)
Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846
Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799—1857)
Малиновский, Иван Васильевич (1796—1873)
Мартынов, Аркадий Иванович (1801—1850)
Маслов, Дмитрий Николаевич (1799—1856)
Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872)
Мясоедов, Павел Николаевич (1799—1868)[4]
Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)
Пущин, Иван Иванович (1798—1859)
Ржевский, Николай Григорьевич (1800—1817)
Саврасов, Пётр Фёдорович (1799—1830)
Стевен, Фёдор Христианович (1797—1851)
Тырков, Александр Дмитриевич (1799—1843)
Юдин, Павел Михайлович (1798—1852)
Яковлев, Михаил Лукьянович (1798—1868)
Из этих 30-ти человек 18 были православными, остальные — лютеранами или католиками.



https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EC%EF%E5%F0%E0%F2%EE%F0%F1%EA%E8%E9_%D6%E0%F0%F1%EA%EE%F1%E5%EB%FC%F1%EA%E8%E9_%EB%E8%F6%E5%E9


Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии (сейчас в Собинском районе Владимирской области). Отец его, Михаил Васильев[2]1739—1801), был причетником церкви в поместье Екатерининского вельможи Салтыкова. Все заботы по быту целиком и полностью лежали на матери — Прасковье Фёдоровой, дочери местного дьякона.

Из всех детей до совершеннолетия доросли только 2 сына и 2 дочери. Михаил был старшим ребёнком. Он был мальчиком слабого здоровья, склонным к задумчивости, рано выучился читать. Почти всё своё время Михаил проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте человека в нём. Мальчик регулярно ходил со своим слепым дедом в церковь и там читал «Апостол» и «Часослов» вместо пономаря.

Сперанский впоследствии никогда не забывал о своем происхождении и гордился им. Его биограф М. А. Корф рассказывал историю, как однажды вечером он заглянул к Сперанскому, тогда уже видному чиновнику. Михаил Михайлович собственноручно устраивал себе постель на лавке: клал овчинный тулуп, грязную подушку.

Мальчику было шесть лет, когда в его жизни произошло событие, оказавшее огромное влияние на дальнейшую жизнь: летом в Черкутино приехали владелец поместья Николай Иванович и протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский, который был тогда гофмейстером двора наследника престола Павла Петровича, а позже (с 1784 года) стал духовником великих князей Александра и Константина Павловичей. Самборскому мальчик очень полюбился, он познакомился с его родителями, играл с ним, носил на руках, в шутку приглашал в Петербург...Сперанский сделался домашним секретарем князя Алексея Борисовича Куракина и поселился в его доме, где сблизился с гувернером пруссаком Брюкнером, ревностным последователем взглядов Вольтера и энциклопедистов и либеральных взглядов того времени (еще в семинарии один учитель Сперанского «проповедовал» ученикам Вольтера и Дидро).

По вступлении на престол императора Павла, князь Куракин был сделан генерал-прокурором; в 1797 г. Михаил Сперанский поступил на службу в его канцелярию и продолжал служить там и при трех его преемниках. Вскоре по восшествии на престол императора Александра I Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 г. перешел на службу в министерство внутренних дел.

Как составитель разных докладов и отчетов по министерству, Михаил Сперанский скоро обратил на себя внимание государя, который в следующем году через министра князя Кочубея поручил ему составить план устройства судебных и правительственных мест в империи. Этот неизданный и, по-видимому, неоконченный труд Сперанского известен в черновой редакции. «В правильном монархическом государстве» «государственный закон», определяющий права и отношения всех классов между собой, представляется Сперанским в следующих чертах:

1) «Все состояния государства» свободны и участвуют в законодательной власти.

2) «Власть исполнительная принадлежит одному лицу, участвующему в законодательстве и утверждающему «всякое законодательное действие».

3) «Есть общее мнение, оберегающее закон в исполнении его».

4) «Есть независимое сословие народа» (т. е. законодательное учреждение, основанное на народном избрании), перед которым «исполнители» ответственны.

5) «Существует система законов гражданских и уголовных, принятая народом».

6) «Суд не лицом государя отправляется, но избранными от народа и им утвержденными исполнителями, кои сами суду подвержены быть могут».

7) «Все действия правительства публичны, кроме некоторых определенных случаев».

8) Существует свобода печати в известных, точно определенных границах.

Нужно заметить, впрочем, что все это место зачеркнуто или по требованию Кочубея, или самим Михаилом Сперанским, несмотря на то, что он считал осуществление изложенного плана возможным лишь с известной постепенностью. В числе подготовительных мер Сперанский предлагал учреждение Сената законодательного из сенаторов по назначению государя, в котором министры присутствуют только с совещательным голосом, и Сената исполнительного, разделяющегося на две части — судную и управления, все действия которого должны быть гласными. Со временем Сенат законодательный необходимо было бы составить, по мнению Сперанского, по другой, «лучшей системе», основанной на представительстве или первородстве. Это последнее место (впрочем, зачеркнутое) показывает, что Сперанский еще колебался, какой системе отдать предпочтение: более демократической французской системе представительства или английской — с верхней палатой из наследственных пэров.

Император Александр впервые лично познакомился со Сперанским в 1806 г., когда Кочубей во время своих частых болезней начал посылать его с докладами вместо себя; государь немедленно оценил выдающиеся способности Сперанского. В следующем году, отправляясь в Витебск для осмотра 1-й армии, император Александр взял его с собой, что повело к еще большему сближению, и тогда же Михаил Сперанский был уволен из министерства внутренних дел с оставлением в звании статс-секретаря. В 1808 г. он находился в свите государя во время его эрфуртского свидания с Наполеоном. Осенью того же года император Александр вручил Сперанскому разные прежние проекты государственных преобразований и нередко проводил с ним целые вечера в беседах и чтении сочинений, относящихся к этому предмету.

Главные черты преобразования должны были состоять в следующем:

1) Законодательное собрание не будет иметь власти санкционировать свои собственные постановления, но его мнения, совершенно свободные, должны быть точным выражением народных желаний.

2) Члены судебного сословия будут свободно выбираться народом, но надзор за соблюдением судебных форм и охранение общественной безопасности будут лежать на правительстве.

3) Исполнительная власть должна принадлежать правительству, но, чтобы оно не могло исказить или уничтожить закон, необходимо сделать правительство ответственным перед законодательным собранием.

Эти общие принципы были развиты и обоснованы во «Введении к уложению государственных законов», составленном Сперанским к осени 1809 г. По его проекту, политические права принадлежат, под условием владения собственностью, дворянству и среднему состоянию; к последнему принадлежат купцы, мещане, однодворцы и все крестьяне, владеющие недвижимой собственностью в известном количестве. Низшее состояние, в котором числятся помещичьи крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги, должны иметь общие гражданские права, но не имеют прав политических. Переход из низшего класса в средний открыт всем, кто приобрел недвижимую собственность в известном количестве. Законодательное собрание носит название «государственной думы», которая составляется следующим образом. Каждые три года в волости из всех владельцев недвижимой собственности составляется собрание, — волостная дума, в которую казенные селения посылают одного старшину от 500 душ. Эта волостная дума выбирает депутатов в окружную думу (губерния делится на 2 — 5 округов). Окружная дума, кроме выборов членов окружного совета и окружного суда, выбирает депутатов в губернскую думу, а эта последняя, кроме членов губернского совета и губернского суда, выбирает депутатов в государственную думу из обоих состояний, имеющих политические права. Государственная дума собирается ежегодно без всякого созыва. Предложение и утверждение закона должно принадлежать одной державной власти, но ни один закон не может иметь силы без рассмотрения в государственной думе. Участие государственной думы требовалось также для издания постановлений о налогах и общих повинностях и для продажи и залога государственных имуществ.

Дела предлагались государственной думе от имени державной власти одним из министров или членов государственного совета; но думе дозволялось возбуждать представления о государственных нуждах, об ответственности министров и о мерах правительства, нарушающих коренные законы. Судебная власть была предоставлена в первых трех инстанциях лицам выборным. Даже в высшей инстанции, в Сенате, державная власть должна была назначать членов не иначе, как из числа лиц, внесенных по выборам губернских дум в государственный избирательный список. Державная власть наблюдает за исполнением форм и обрядов через председателей, которые в двух низших инстанциях были выборные, но утверждались в первой — министром юстиции, а во второй — государственным советом, в Сенате же назначались державной властью из кандидатов, выбранных самим Сенатом. Закон должен был определить, какие дела подлежат суду присяжных.

Что касается власти исполнительной, то Михаил Сперанский устанавливает ответственность министров перед государственной думой. Предание суду министра могло состояться только с утверждения державной властью постановления о том государственной думы. В государственном совете рассматриваются проекты законов, уставов и учреждений. Предполагалось осуществить этот план в следующей постепенности: 1 января 1810 г. открыть государственный совет в новом виде, указав как предлог к его преобразованию приготовленный новый проект гражданского уложения и стесненное положение финансов. 1 мая манифестом назначить выбор депутатов в Государственную думу и открыть ее 1 сентября. Начать действия ее с рассмотрения гражданского уложения, испытать и подготовить известным образом депутатов, и если не встретится каких-либо непреоборимых препятствий, предложить им государственное уложение, признание которого и утвердить общей присягой, а затем приступить и к устройству судебной части. 1 января 1810 г. был открыт в преобразованном виде Государственный совет, но далее не пошло исполнение вышеуказанной программы.

При преобразовании министерств в 1811 г. не были осуществлены предположения Сперанского об ответственности министров. Что касается Сената, то Михаил Сперанский предполагал образовать Сенат правительствующий, один для всей империи (из министров, их товарищей и главных начальников отдельных управлений) и Сенат судебный (состоящий из сенаторов, назначаемых государем или непосредственно, или из кандидатов, выбранных дворянством), который должен был разместиться по четырем судебным округам. При рассмотрении этого проекта в Государственном совете слышались возражения, что назначение сенаторов по выбору противоречит духу самодержавия, и хотя проект этот был принят большинством и утвержден государем, но осуществлен не был. Планы М. Сперанского встретили со стороны многих энергическое противодействие, и выразителем мнений его противников явился Карамзин: в своей «записке о древней и новой России», врученной государю 18 марта 1811 г., он утверждал, что государь не имеет даже права ограничить свою власть, потому что Россия вручила его предку самодержавие нераздельное.


ДА, СУДЯ ПО ВСЕМУ, НАДО СПЕРАНСКОГО И ЕГО СПОРЫ С КАРАМЗИНЫМ ПОИЗУЧАТЬ ПОПОДРОБНЕЕ. ДПМ.

Добавлена 26.04.2024 в 01:29:27

Обсудить на форуме | Письмо авторам



Последние новости:
 

  Новости после долгого перерыва

  Калмыки приглашают на Тибет

  77-й (!!!) слёт куста "РЕКС"

  Фонд Кудрина взывает к журналистам


  Все новости >



Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру Собираем и ВНИМАТЕЛЬНО изучаем всё о Лицее и биографиях, взглядах преподавателей и выпускников.=УЗ. 
 
 Для продвинутых
  - нумерологический факультатив (129 лет как плечо монадного синуса).УЗ..
 - что за планы были у Сперанского, которому Николай Пе



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript