Страсть=страдание?
Современная цивилизация и культура особенно ценят свободу, в том числе и свободу страсти. Допустим, женатый человек влюбился в красивую женщину и решил ради нее оставить давно надоевшую ему жену. А почему бы и нет? Ведь это же по любви, думает он, / стараясь не замечать,что эта его свобода за чужой счет/. Или другой человек, охваченный справедливым /как ему кажется/ гневом, хочет сказать кому-то, что тот- негодяй или "жалкая ничтожная личность". И правда, почему я не свободен следовать своим желаниям? В них я, как принято сейчас говорить, реализую себя, живу наполненной и не навязанной мне откуда-то свыше или со стороны жизнью. Кто-то любит поесть, кто-то пофлиртовать, кто-то- отомстить за испытанные унижения и страдания. Ну а кто-то- "всего лишь" постоянно жалеть себя из-за каких-то жизненных невзгод и хотя бы так "зажигать в себе огонь страсти". Однако, в святоотеческой литературе под словом "страсти" всегда предпологалось то, что, напротив, лишает человека свободы,делает его неспособным действовать в соответствии с собственной природой.
В русском языке слово "страсть" является однокоренным со словом "страдание". Дело в том,что человек, охваченный какой-либо страстью /и даже неважно какой- к противоположному полу, бутылке или славе/ перестает в итоге себя контролировать и поэтому становится объектом воздействия, игрушкой в руках безрассудно властвующей над ним силы. Он теперь страдает, то есть, становится пассивным, и лишь претерпевает воздействия, но сам уже не волен в своих желаниях и поступках. Как говорится, мячик в руках судьбы. НЕ он живет-"его живут " страсти. Как говорил поэт, теперь он знает "одну, но пламенную страсть". Хотя чаще всего-вовсе не одну. Ведь каждая страсть влечет за собой другую.
Христианская аскетика еще в древности выработала учение о "лестнице страстей". Это классическая восьмерица: "Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый-помысл ЧРЕВОУГОДИЯ, и после него-БЛУДА, третий-СРЕБРОЛЮБИЯ, четвертый- ПЕЧАЛИ, пятый -ГНЕВА, шестой-УНЫНИЯ, седьмой-ТЩЕСЛАВИЯ, осьмой-ГОРДОСТИ /Евагрий Понтик/. А самое главное,что вместо обещанной свободы и полноты жизни сильная страсть ведет человека к погибели. Один западный философ сказал,что "слишком сильная привязанность к вещи ведет к гибели своего владельца". Так, например, герой знаменитой повести Гоголя Тарас Бульба попадает в плен к врагам после того, как решает вернуться за оброненной люлькой, чтобы та не досталась полякам. Или еще пример оттуда же. На помощь осажденным врагам мимо всех караулов ночью в крепость пробралось войско, потому что все казаки перепились до беспамятства. Они, конечно, положительные персонажи, поскольку сражаются за веру и Отечество. Однако, и Тараса Бульбу, и других казаков в повести губит, как говорит Гоголь, "ОТСУТСТВИЕ ПОСТА И ВОЗДЕРЖАНИЯ" - и духовного, и физического. А пост/воздержание/, как и молитва, -главные способы борьбы со страстями .
Подготовил Юрий Пущаев журнал "Фома" апрель 2012года
Обсудить на форуме |
Письмо авторам
|