Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Новости > Игры Балды


Игры Балды



Посвящаю храбрым девочкам из Pussy Riot, брошенным в тюрьму режимом Путина-Гундяева

Первоклассники обсуждают начало известной сказки Пушкина.

У. Кто такой Балда?

Вова. Он вежливый, но крутой.

Алина. Он мужик.

Антон Черных. Он глупый.

Настя Симагина. Это имя.

Рома. Это не имя. Это может быть кличка, потому что с детства он ударился, и теперь у него голова плохая.

У. Что делает Балда?

Сережа. Он идет сам не знает куда. Он не видит, что у него перед глазами. Ему важно просто идти.

(Сережа выходит к доске и демонстрирует, как идет Балда. Сережа немного похож на клоуна в этой роли. Дети смеются.)

У. А что делает поп?

Вова. Про него сказано, что он жил-был. Он знает, что делает.

У. А Балда такой человек или нет?

Рома. Балда вообще не человек... Не совсем человек.

У (Очень удивившись) Кто считает, что Балда человек?

(Так считает десять первоклассников)

У. А кто думает, что Балда не совсем человек?

(Примерно столько же)

Антон Черных. Он родился умным, а стал Балдой.

Настя Симагина. У него волшебное имя.

Андрей Хаит. Он такой же человек, как все. У него есть голова, сердце...

У. А в чем же он не человек?

Алина. Он человеческий зверь. Потому что он не знает, куда идти.

Виталик. А, может, он просто хитрый.

Рома. Он в детстве упал. Ударился головой, вот он уже и не думает.

Антон Задерихин. Он может любой товар взять без денег.

Вова. Он просто крутой клоун.

(На осенних каникулах дети прочли самостоятельно все сказки Пушкина и нарисовали к ним рисунки. На рисунках Володи Балда изображен в виде клоуна. Рисунки были выполнены до обсуждения сказки в классе)

Настя Симагина. Он - хороший обыкновенный человек.

Рита. Просто его так назвали - Балда.

Рома. Это волшебное имя, потому что никто не может просто такое имя придумать.

Сережа. Он притворяется.

Коля Служаев. Он хитрый.

У. Притворяется... Хорошее слово... Творчество... Сотворить...

Д.(подхватывают игру)... Калитку можно притворить...

Алина. Он притворяется. Как клоун в маске.

У(подхватывает) Клоун в маске... Затворить калитку... Закрыться маской - творчеством от людей...

Вова. Он притворяется тем, что идет сам не знаю куда.

Сережа. Все он знает. Но он притворяется. Он так делает, что кажется, что он не знает.

Андрей Хаит. И у моря он так себя ведет. Вертит веревкой, а зачем не знает. Так просто. Вертит и все. Это и есть его маска.

Вова. Он смотрится как клоун, а сам не клоун, Балда, почему-то.

У. Давайте напишем на доске кто такой Балда?

(Дети диктуют по очереди, учитель пишет)

БАЛДА: идет, сам не знает куда, растяпа, возможно, пьяный, в детстве сильно ударился головой, хитрый клоун, притворяется, непонятный в маске...

У. Чем больше пишем слов, тем меньше понимаем Балду. Потому что все это: и больная голова, и то, что он идет сам не знает куда, это все его маски. И не узнаем мы никогда, кто же он...

Вова. Он похож на Золотую рыбку. Та тоже была в маске. Балда - это что-то вроде Золотой рыбки...

На следующем уроке учитель попросил ребят нарисовать Балду таким, каким каждый его видит, а потом письменно ответить на вопрос: Кто такой Балда?

Дело в том, что учитель и несколько первоклассников на предыдущем уроке могли своими яркими версиями сказки создать впечатление, что все дети видят в Балде некоторое подобие Золотой рыбки, а в сказке Пушкина - некий вариант "Пиковой дамы" или "Каменного гостя", повествующий о столкновении героя (Попа) с тайной силой, Судьбой, с тем, что выше героя и с тем, что испытывает героя. (Аналогично может быть понята и Золотая рыбка).

Как мы увидим из детских сочинений, большинство детей даже после такого яркого диалога не воспринимают Балду как волшебника или клоуна. Так уже с первых уроков намечается два возможных прочтения сказки Пушкина: как трагедии и как шутливой, балаганной истории.

Заметим, что вторая версия является общеупотребительной в школьном литературоведении. Автором первой является Роман Якобсон, сближавший сказку "Золотой петушок" с трагическими произведениями "Медный всадник" и "Каменный гость".

Денис Шаталюк. Он хитрый мужик.

Никита Холопов. Балда смешной, хитрый и простой человек. Хотя и напоминает клоуна.

Антон Черных. Я думаю, что Балда - простой мужик. Он работник.

Работает за семерых. Балда хитрый мужик. Он перехитрил чертей. Балда - справедливый. Он наказал жадного попа.

Виталик Калиниченко. Балда это простой мужик, который в детстве ударился головой. Балда притворяется, как будто в маске. Он хитрый. Он перехитрил старого Беса и Попа. Конечно, Балда - это человек. На золотую рыбку он не похож. Мне Балда понятный. Я уверен, что Балда - не волшебное существо, а когда-то жил в деревне.

(Очень важно, что Виталик и другие дети, которые не смогли или не захотели возражать учителю и детям-сторонникам версии о Балде клоуне, не вполне человеке, волшебном существе, подобном Золотой рыбке,- на следующий день смогли в свои сочинениях построить иные, близкие к традиционным, прочтения этой сказки. В этих интерпретация Балда выступает как простой мужик, может быть. живущий в деревне вместе с другими героями сказки. Да и сама сказка здесь приближается к деревенской истории, народной комедии. Балда выступает как некий шут, скоморох, Петрушка. Поэтому принимается идея маски и идея притворства. Все сочинения ребят читались в классе. Точка зрения Виталика Калиниченко очень своеобразно отразится в реплике Насти Симагиной на самом последнем уроке изучения сказки).

Матвей Ларионов. Балда - это человек, потому что он все делает так, как мы, и он все знает, как надо делать.

Настя Симагина. Балда - мужик, человек, умный работник, сильный, храбрый, добрый, потому что любит все, хитрый, потому что обхитрил всех: попа и чертей.

Антон Колесов. Балда - это работник попа. Он притворяется, что он хитрый клоун. Он не человек, он очень бедный, простой мужик, с маской на лице, которая была у все бедняков.

Андрей Дерябкин. Балда - лукавый и умный, он прикидывается дурачком.

Рита Иващенко. Балда - это простой человек, его просто так назвали.

Толя Стригун. Я думаю, что Балда - хитрый, работящий, ловкий. Простой мужик. Балда похож на Золотую рыбку. Балда выполнил попа условия.

Юля Щербонос. Его семья покинула. Был он сначала нормальным человеком. Он упал на стул. Он ударился головой. У него рана не очень зажила, поэтому он назвал сам себя Балдой. Больной он человек.

Антон Задерихин. Балда работает за деньги, это нормальный человек. Балда - это нормальный человек. Он хороший, добрый, веселый, бедный, ищет себе работу. А поп оказался злой!

Вероника Верлока. Он был простой человек. Балда ходил по базару, ничем не занимаясь. Поп предложил Балде работу. Балда пошел к попу на работу. Балда всю работу выполнил очень хорошо. Балда был простым мужиком и хорошим работником.

Коля Служаев. Балда сильно хитрый и чуть-чуть не умный.

Женя Бабенко. Балда хитрый человек, потому что он не боится чертей, и он взял оброк и не побоялся.

Андрей Хаит. Балда - это хитрый холостяк, он, Балда, сам по себе, как жулик, но безопасен никому как сам себе. Еще он трудолюбивый, как хозяин дома.

Рома Колесников. Балда - он волшебник. Потому что он перехитрил чертей.

Вова Марченко. Балда это только страшный клоун.

Сережа Переверзев. Балда русский мужик. Он умелый, сильный, умный, он просто притворяется глупцом. Он хочет наказать за жадность.

Дети по очереди читают фрагмент сказки, который потом называют "Игры Балды с чертями".

Ребята выделяют четыре таких игры:

1. Игра Балды с веревкой. которая морщит море.

2. Игра чертей в бег около моря.

3. Игра чертей в метание палки.

4. Игра Балды с подниманием сивой кобылы.

Обсуждая первую игру, лети и учитель выполняют на доске коллективный рисунок, фиксирующий резуль-тат обсуждения. Затем дети рисуют в тетрадях свой вариант "конспекта" урока-диалога, рисуя и записывая то, что им показалось наиболее интересным. При этом обязательно фиксируется авторство реплик (Методика А.Н. Юшкова, впервые предложившего использовать такие рисунки на уроках-диалогах по природоведению)

Матвей. А почему черти морские?

Антон Черных. Черти ведь не могут жить в воде.

Женя. Пушкин просто выдумал морских чертей.

У. Выдумал?

Женя. Да. Морские черти - это придуманные морские крысы. Ондатры. Пушкин только добавил им рога.

Денис. А какой такой оброк они могут платить попу? (Следует отметить, что дети по заданию учителя выписывали из текста сказки трудные слова и узнавали их значения у родителей и учителей разных предметов).

Рома. Они живут на земле попа. И поэтому Балда требует от них оброк.

Максим. И они, черти, начинают игру с Балдой.

А.И. Якубов (учитель мифологии). А почему черти начинают с Балдой эту игру?

Максим. Балда начинает эту игру, а не черти. Он приносит веревку. И начинает море морщить.

Матвей. Морщится море. Сердится.

Вова. Балду, наверно, море уже знает. И оно слушается. Он может приказывать морю: Морщься! Как бы хлестать это море... Как бы казнить это море!

(Вова вводит в урок свой образ Балды как волшебного существа. Вспоминается персидский царь, бичевавший море)

Сережа. Море мутится.

Андрей Хаит. И по нему морщины, как в бурю, проходят. Море сердится. А черти в этом море живут. И им страшно!

Максим. А что такое - корчить?

У. Выкорчевывать. Как деревья. А черти - корчатся, корячатся, извиваются... А он их изводит...

А.И.Якубов... Чтобы и корней не осталось!

Настя Симагина. Балда чувствует этих чертей. Щекочет. Веревкой своей до них достает.

Алина. Он входит в этот пунктир.

У. Какой пунктир?

Алина. Ну вы на доске нарисовали пунктир. Это - мир чертей. И Балда с помощью своей веревки входит в мир чертей. И он вызывает чертей.

(Учитель, в самом деле, вначале нарисовал черта, а потом стер и на этом месте нарисовал пунктирную линию, окружающую пустое место. Предполагалось, что дети в свои тетрадях нарисуют таких чертей, каких вообразят. Рисунки ребят оказались очень интересными, разными. А Алина смело преобразила этот "пунктир" в границу мира чертей!)

Настя Симагина (принимая на время игру Вовы) Он, как Золотая рыбка, может туче приказывать! И бурю делать! Я нашла там, в сказке, такое место, где есть про эту тучку (Берет книгу, находит и читает это место)

...Чего ты ждешь?" - "Да жду вон этой тучки:

Зашвырну туда твою палку,

Да и начну с вами, чертями, свалку".

(Настя едва ли не впервые вводит в работу класса важную форму - цитирование текста по книге. В дальнейшем и другие ребята будут прибегать к этому способу доказательства своей правоты. Правда, в данном конкретном случае Настя трактует Пушкина скорее в духе Вовы и Ромы, наделяя Балду способностями волшебного существа.)

Рита (не выдерживая того, что даже трезвомыслящая Настя поддалась волшебному ритму речи Вовы и Ромы) Это дурит всех Балда!!!

У. Он ведь клоун!

Рита. Да. И дурит всех. Это не как у Золотой рыбки! Это не по-настоящему! Он никогда ничего по-настоящему не делает! Вот Золотая рыбка - она ведь действительно сделала старуху царицей! А Балда только всех пугает и обманывает, дурит!

(Превращением Балды в Хлестакова заканчивается этот урок)

Следующий урок начинается с вопроса учителя.

У. Почему Бес посылает бесенка, а не идет сам?

Рита. Бес все знает, его нельзя перехитрить. Он старый и умный. А бесенка можно перехитрить.

Д. Бес не мог ходить. Он только в море может жить.

Настя. Бесенок прыткий, быстрый, резвый.

Антон Черных. Бес все уже забывает, плохо соображает. А бесенок соображает быстро. Он сможет Балду победить - думает старый Бес.

У. Как вы по-разному говорите! Рита говорит, что Бес не хочет связываться с Балдой. Балде лучше проиграть! Пусть Балда быстренько выиграет, получит оброк и отвяжется... А другие дети говорят, что Бес хочет выиграть у Балды и потому посылает бесенка.

Д. Потом Балда идет в лес. Там ловит двух зайцев.

Рита. Как это он так легко и поймал?

Алина. Принес мешок с капустой или морковкой. Зайцы голодные...

Миша. Это были его братья. Они сами захотели. Он их попросил, а не ловил.

Д. Нет, он их перехитрил. Как и бесенка.

У. Хорошо. Или - перехитрил. Или - странное дело! - у Балды брат -заяц! Кто же тогда их мама?

Вова. Балда - он один такой на свете! Он может управлять и тучкой, и морем. У него все лесные звери - братья и друзья.

Д. Он, Балда, положил двух зайков в мешок.

Рита. Вот! В мешок. Значит, сами они не захотели.

У. А что было бы, если бы он их привел, обоих, за лапки к бесенку?

Д. Бесенок бы догадался, что его обманывают.

У. И что было дальше?

Д. Они начали бегать около моря.

У. Давайте это нарисуем.

(Рисуя, дети приходят к выводу, что соревнующимся приходится бежать вокруг моря)

Виталик. А бесенок бежал и все время купался в море. Оттого он мокрый.

Рита. Нет. От пота.

Андрей Хаит. Бесенок хитрил. Он потому мокрый, что часть пути срезал и проплыл морем.

Алина. Это не море. Это река такая, с водоскатом, где черти живут.

Д. Для Балды и для чертей - это легко оббежать около моря. А для нас - нет. Это море. Огромное.

(Дети рассматривают иллюстрации к этому эпизоду в своих книгах. Выясняется, что одни художники рисуют огромное море, вокруг которого бежит бесенок, а другие небольшое озеро, в котором живут черти.)

Никита. Бесенок как бы исчезает. А потом появляется.

Д. Когда бесенок прибежал, он понял, что проиграл... Зайчик побежал в лес... Зайчик не хотел бегать с бесенком. Понимал, что проиграет... И вот бесенок, мокрый, прибегает и видит, что проиграл.

Максим. Он не проиграл! Балда его обманул.

Д. Но это же нечестно!!!

А.И.Якубов. Можно ли быть честным с чертями?

Вова. Это же Балда! Он не может быть честным! Он не жалеет других! Он сам такой как черти!

Учитель предлагает продолжить обсуждение игр Балды с чертями.

Андрей. Балда говорит, что сможет зашвырнуть палку в тучку. Я думаю, что Балда хвастается.

Вова. Сможет. Он командует всем.

Женя. Тучка ведь может и пониже опуститься...

Максим. Этой игры ведь не было! Никто палку никуда не зашвырнул! Но Балда победил. Как же так?

Рита. А Балда опять обманул!

У. Что происходит в последней игре Балды с чертями?

Максим. Эту игру предлагает сам Балда.

У. И первую игру тоже предложил Балда (С веревкой и морем). А потом - две игры чертей (Бег около моря и метание палки)

Андрей Дерябкин. Чертенок не смог поднять кобылу...

Рита. Балда обманул чертенка.

Максим. Нет, не обманул! Он пронес кобылу промеж ног!

Алина. Я согласна с Максимом. Чертенок ведь сильнее, чем Балда. Вряд ли Балда мог поднять кобылу. А чертенок - смог.

Максим. А чертенок ведь не знал, что можно скакать... Ведь эти черти - морские животные...

У. Ну да. Ондатры с рогами.

Рита. Значит, это был обман. Балда снова обманул.

Антон Черных. Бесенок глупый. А Балда хитрый.

Максим. Оба хитрые.

Д. Может, Балда тоже мог бы поднять кобылу по-настоящему.

Рома. Чертенок - не человек. Но и Балда ведь не совсем человек...

Максим. Балда переодевается в маску беса. Становится как бесы.

У.Становится бесноватым?

Настя Симагина (весело, игриво) Это простая деревенская сказка! (Настя говорит таким тоном, будто хочет сказать - чего вы из сказки греческую трагедию делаете?) Волшебства в ней нет. В ней играют актеры. Как на деньги на вокзале вас могут обмануть. Или на базаре. Так и здесь.

У. Деревенская сказка-игра... Комедия... Не такая страшная... Это может быть деревенский праздник...

Настя Симагина. И оброк не настоящий - бумажки...

Никита. И костюмы понадевали. И переодеваются. И Балда сначала надевает костюм Балды, а потом может и Бесом переодеться...

Антон Колесов. Это похоже на цирк. На цирковое представление.

Женя. Может, это куклы? Кукольный спектакль, из которого кто-то сделал сказку...

Вова. Может кто-то с блокнотом на народной деревенской игре записывал.

У. Кто?

Д. Пушкин! Не в Лукоморьи, не в волшебном мире побывал, а на деревенской игре и эту игру-сказку записал!

Д. А Балда - простой дядя. И он живет в этой деревне... А Бес - просто старый дедушка. Чуть-чуть голос изменил и сам себя играет... А Балда - клоун. Веселый клоун. Он приходит в деревню и начинает всю эту сказку... Может быть, даже с настоящим деревенским попом и попадьей!

У. Тогда не море. А река с водоскатом. Где свои черти живут. Нестрашные. Домашние.

Андрей Хаит. По-моему, мы переборщили! Если б это было так, такая игра, то там было бы так и написано, у Пушкина...

Рома. Все-таки в этой сказке есть волшебство...

У. Давайте прочитаем финал сказки. Историю о трех щелках.

Вова. Что значит - лишился поп языка?

(Работает весь класс. Впервые очень активен Коля. С ним спорит Антон Колесов. Часто говорит обычно молчащий Антон Задерихин) Антон Черных. Лишился поп языка - это значит, что он так сильно ударил попа, что язык попа вылетел, и он лишился языка!

Антон Колесов. Нет, Балда очень больно его ударил... У него язык нарвал, очень болел, и он не мог говорить.

Настя Симагина. Лишился поп языка - это значит, что поп стал добрым, умным. Ведь Балда попа учит...

Вова. Лишился поп языка - это значит, что поп глупости перестал говорить.

Д. Поумнел... Умнее стал... Балда его учит быть хорошим, умным... И он становится хорошим, добрым, умным...

Антон Колесов. Я не согласен со всеми. Ему так больно, так болит голова, что он не может думать... И первый раз, после первого щелчка, он подпрыгнул до потолка, наверно, больно ударился головой...

Коля. Я не согласен с Антоном. Поп стал добрым от щелчка. Настя правильно говорит.

(Между сидящими рядом Колей и Антоном Колесовым завязывается спор "на двоих").

Антон Задерихин. Это у него волшебная рука. Ей он море морщил. Ей он работал...

Д. ...за семерых!

Антон Задерихин. И этой волшебной рукой он учит попа.

Рома. Это волшебство...

Д. Помните, в самом начале мы говорили, что Балда ударился головой, и тогда и стал Балдой. И теперь поп тоже станет Балдой. Таким же как Балда.

Вова. Вот мы говорили - Балда - он один такой на свете. И он поэтому учит попа...

У.А я думал ты скажешь, что теперь и будет двое...

Вова (улыбаясь) Да.

Антон Черных. Там сказано - вышибло ум у старика. Это третий щелчок. Это значит, что мозги попа вы-летели. А мозги Балды не вылетели. И теперь у Балды два ума - свой и ум попа.

Д. Нет, не так. Они обменялись мозгами. Теперь у Балды ум попа. А у попа - ум Балды.

Вова. Балда не изменился. Он остался таким, как был. А у попа стал ум Балды. Он стал такой как Балда. Он научился у Балды.

Антон Задерихин. От волшебной руки все это произошло.

Настя Симагина. И поп не мог сказать - не делай эти щелков! Потому что был такой уговор.

Максим. Но за что попу такое наказание? За что попу щелки?

Настя. Такой уговор.

Антон Колесов. А он похож на Старика. А Балда - на Золотую рыбку. Только Старик помогал своей старухе и не обманывал Рыбку. А поп не помогал своей старухе - попадье, а нанял работника. Работник рабо-тает за семерых.

У. Интересно.

Антон Колесов. И поэтому поп получает шелчки. А Старик - нет.

Максим. Если бы я был за попа, я бы не дал ему лоб для щелчков. Я бы сказал: ты мне лучше дай деньги за работу...

Рома. Это все волшебство...

У. А почему Балда такой договор придумывает? Что ему в этих щелках?

Настя Симагина. Балда - он ведь необычный человек. Он упал когда-то, головой ударился. Вот и договор у него необычный, не как у всех.

Женя. Это для рифмы. Щелки. Они красиво щелкают. И рифмы красивые получаются.

У. Ну да. Полба - по лбу.

Антон Колесов. Поп наказан за жадность. Он хотел дешевого работника. Чтобы работал за семерых, а платить мало. Ну щелки...

Д. Поп ведь не знал, какие это будут щелки. Может просто, легкие такие, лучше такие, чем деньги платить.

Антон Черных. Поп был бедный... У него не было денег...И он не мог заплатить Балде за работу...

Рита. Это же сказка... И зачем нам знать, почему Балда захотел работать за щелчки... Захотел - и все. Это - сказка!

Рома. Это - ТАКОЕ волшебство.

Матвей. Пушкин ТАК написал. И не нужно знать, почему. Это его обязанность - ТАК написать. Он же писатель. А почему... - неизвестно.

Рома. Может быть, мы никогда и не узнаем, почему Балда так поступил с попом. И в сказке должна остаться эта загадка..."




--

Добавлена 25.04.2024 в 22:32:42

Обсудить на форуме | Письмо авторам



Последние новости:
 

  Новости после долгого перерыва

  Калмыки приглашают на Тибет

  77-й (!!!) слёт куста "РЕКС"

  Фонд Кудрина взывает к журналистам


  Все новости >



Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру Сергей Курганов, верный последователь Библера из Украины, прислал вот что. Решили свободу слова не душить, хотя, не скроем,  произошли достаточно бурные разногласия в оценках текста и посвящения. Выносим на хваРеал, нужны грамотные комменты. Заодно хотелось бы всё-таки разобраться хотя бы с названием этого ансамбля. Прогоняли по компьютеру - выскакивало в переводе с английского много всего - от



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript