Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Новости > Полвека - срок, чтобы подумать


Полвека - срок, чтобы подумать

От IGA
К И.Т.
Дата 28.04.2007 03:01:18
Рубрики Тексты;
Университет Молодого Марксиста

Цитируется Николай Митрохин. Русская партия: Движение русских националистов в СССР. 1953-1985 годы. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.

Русская партия. Роль аппарата ЦК ВЛКСМ в консолидации движения. Стр. 285-296

Университет молодого марксиста (УММ)

Идея создания УММ принадлежит В.И. Скурлатову, Ю.Г. Лунькову и И.К. Кольченко. Ю. Луньков являлся сотрудником отдела пропаганды МГК ВЛКСМ, В. Скурлатов и И. Кольченко входили в актив горкома и были дружны с детства. Оба они окончили физический факультет МГУ и учились затем в аспирантуре Института философии АН СССР. Сейчас В. Скурлатов утверждает, что со времени учебы в университете мечтал создать подпольную организацию, нацеленную на захват власти. Примечательно при этом то, что в интервью он затруднился ответить на вопрос о том, какова должна была быть идейная платформа подобной организации.

В. Скурлатов и И. Кольченко выдвинули идею, поддержанную Ю. Луньковым, о проведении под маркой горкома ВЛКСМ нескольких лекционных курсов для всех желающих (но преимущественно для молодежи). Они получили название "Университет молодого марксиста". Согласно идее В. Скурлатова и И. Кольченко, лекции должны были быть использованы для разработки общесоюзных пропагандистских курсов и пропаганды среди молодежи новейших достижений советских и зарубежных социальных наук - в первую очередь философии и социологии, входившей тогда в моду в СССР.

Идея получила поддержку в отделе пропаганды ЦК ВЛКСМ, особенно у заведующего сектором В. Скорупы, который был занят работой по обновлению учебных планов для молодежи и увеличению их разнообразия. Вот как он сам и его ближайший друг и соратник по работе в ЦК ВЛКСМ Г. Гусев вспоминают об этих событиях:

"Там были связаны очень талантливые ребята - Луньков, Скурлатов, Кольченко и наш любимец Альберт Роганов - подонок из подонков. Первые трое фонтанировали идеями со страшной силой, и мы тогда, создавая новый политпрос, по большому счету чуть не погорели. Мы тогда сделали то, что сейчас представить почти невозможно, - свободу слова и свободу дискуссий. Мы издали огромное количество различных учебных программ. Луньков и другие в горкоме написали программу, которая чуть ли не совпадала с "Майн кампф". Но их предали, Они писали, потому что считали, что им дают возможность высказаться откровенно. <...> Когда на этих трех началось давление в горкоме, то они, не получая зарплаты, примкнули к нам и работали вместе с нами, потому что видели, что мы развиваем свободу слова и хотим подойти к молодежи с учетом индивидуальности разных групп молодежи и их способностей. <...> В 1993 году я работал в Верховном Совете завсектором, и <...> Скурлатов стал лидером какого-то движения. Он во время обстрела танками был в Верховном Совете. Он же мне ночью принес телогрейку, когда я там был в рубашке и тоненьком плаще. А там такая была холодина, Так что это были ребята с большим потенциалом, но их надо было направлять. Что, Роганов их мог направить? Только стукнуть. Даже Камшалов боялся, несмотря на всю свою демократичность. Лен Карпинский не побоялся бы..."

Г. Гусев (присутствующий при разговоре): "Но он был прозападник и целиком проеврейски настроенный".

Скорупа; "Ты не можешь отрицать, что это была яркая личность..."

Гусев: "Не стану и добавлю, что вместо яркого Лена на смену пришел серый Камшалов. Университет молодого марксиста был лишь одной из структур, созданных для политической пропаганды. Это не была такая официальная структура, как Университет марксизма-ленинизма, где было обязательно учиться два-три года, вручали диплом, это была одна из высших форм овладения марксистско-ленинской теорией. Это была идея Виктора Казимировича".

Скорупа: "До нас вся политическая учеба комсомола строилась на двух брошюрах: "История ВЛКСМ" и биографий Ленин" - Сталина. Мы создали двадцать три программы для разных Категорий молодежи и разных политических интересов.

Система строилась так - "кружок" - маленькая группа, где главенствующую роль играет пропагандист, "беседа" - где разговор строился на равных, "политические школы", "политические университеты", последней формой были "политические клубы"" [Интервью с Г. Гусевым и В. Скорупой.]

Лекционный курс, предложенный В. Скурлатовым, И. Кольченко и Ю. Луньковым, был прочитан в 1964 - 1965 гг., причем для некоторых лекций снимался престижный Октябрьский зал Дома союзов. К чтению лекций привлекались молодые философы, в том числе ученики философа А.Ф. Лосева (П. Гайденко, Г. Батищев, Э. Ильенков). Кроме того, организаторы УММ участвовали в составлении различных документов и записок в ЦК ВЛКСМ по улучшению пропагандистской работы среди молодежи. Позднее, в 1966 г., эти документы были опубликованы под названием "Университет молодого марксиста. Примерный учебный план в системе политического просвещения молодежи" [Университет молодого марксиста: Примерный учебный план в системе политического просвещения молодежи. М.: Молодая гвардия, 1966]. Другим направлением деятельности руководителей УММ была разработка методик проведения социологических опросов среди молодежи. В связи с этим было проведено несколько опросов [В интервью И. Кольченко утверждал, что в его личном архиве сохранились результаты этих опросов. Однако он отказался предоставить их для нашего исследования].

Что касается создания подпольной организации, то на сей счет существуют противоречивые сведения. Ю. Луньков и В. Скорупа утверждают, что никакой организации не существовало, и не рассматривают деятельность УММ как попытку ее создания. В. Скурлатов и И. Кольченко утверждают обратное, говоря, что их деятельность была нацелена именно на создание организации и что им удавалось открыть ячейки УММ во многих областях РСФСР.

Не вызывает сомнения, что деятельность В. Скурлатова, И. Кольченко и Ю. Лунькова была тесно связана с "группой Павлова" и они являлись русскими националистами. Лидер группы В. Скурлатов с детства интересовался нацистской символикой, в университете "прочел всю нацистскую энциклопедию", был, правда недолгое время, одним из учеников А.Ф. Лосева, из окружения которого вышло немало русских националистов, и переводил для него выписки из сочинений гитлеровских идеологов [Интервью с В. Скурлатовым]. И. Кольченко пришел устраиваться в бригадмил Фрунзенского райкома ВЛКСМ (там он и познакомился с Ю. Луньковым) с желанием реализовать на практике идеи, которые он вычитал в черносотенной литературе [Интервью с И. Кольченко]. Ю. Луньков, который по своим взглядам, видимо, был самым умеренным из этой троицы, в начале 1960-х годов много общался с кругом русского националиста В. Кожинова. Его вкладом в деятельность движения была, в частности, попытка создать группу для выработки нового русского танцевального стиля, с помощью которого можно было бы бороться с проникновением западного твиста. В то же время Ю. Луньков входил в окружение художника И. Глазунова. Говоря об УММ, его организаторы упоминали о том, что привлекали к его деятельности не только учеников А. Лосева и людей из группы В. Кожинова (П. Палиевского, Ф. Кузнецова), но и таких антисемитских авторов, как Е. Евсеев и В. Емельянов.

В октябре 1965 г. В. Скурлатов, будучи уже инструктором отдела пропаганды МГК ВЛКСМ, написал документ, который положил конец существованию УММ и карьере членов группы в комсомоле. Именно этот документ, известный под названием "Устав нрава", на наш взгляд, в наибольшей степени выражает ту "внутреннюю" идеологию, которая была присуща членам "группы Павлова" в этот период. В. Скурлатов, будучи маргиналом в политике, тем не менее мог необычайно четко формулировать идеи, носящиеся в той среде, к которой он принадлежал. Это он продемонстрировал и в 1965 г., и позднее - в 1984-м.

Официальной причиной создания "Устава" было задание руководителя отдела пропаганды МГК ВЛКСМ сотрудникам подготовить тезисы к дискуссии о методах борьбы с буржуазной пропагандой. Однако для В. Скурлатова это стало поводом выразить свои взгляды. Хотя авторство документа приписывается только В. Скурлатову вероятнее всего, он создавался с участием гораздо большего количества людей. По свидетельству И. Кольченко, первый вариант "Устава нрава", еще не носивший этого названия, был многократно обсужден с участием руководства УММ и широкого круга сочувствующих, после чего переписан в редакции, ставшей широко известной [Достоверность словам И. Кольченко придает факт обнаружения автором в ЦАОДМе в фонде МГК ВЛКСМ двух вариантов текста "Устава" - более узких "Тезисов" (8 пунктов) и собственно "Устава", расширенного до 10 пунктов]. Документ аналогичного содержания, но с большим вниманием к экологическим проблемам, одновременно был написан Ю. Луньковым, однако известности он не получил, и, вероятно, все его варианты были впоследствии уничтожены [Интервью с Ю. Луньковым].

"Устав нрава" состоит из 10 тезисов:

1. При воспитании молодежи: "следует решительно отмежеваться от разумного эгоизма, а в центр поставить сердце, голос крови".

2. "Счастье жизни в смертельной борьбе. <...> Настраивать молодежь на перманентную смертельную борьбу не только на сегодня и завтра, но и на послезавтра. Связать эту борьбу с космической миссией своего народа".

3. "Первое место в истинном "моральном кодексе" должен занимать долг перед своими предками и потомками, долг перед своим народом. <...> Должен быть создан культ предков".

4. "Решительное общественное осуждение всевозможных нигилистических теорий <...> Провести длительную кампанию о родовой, моральной и физиологической ценности девичьей чистоты и чести, о преступности добрачных связей. Не останавливаться вплоть до рекламы старинных крестьянских обычаев <...> телесные наказания отдающихся иностранцам, клеймение и стерилизация их".

5. "Для страховки нравственной чистоты народа следует продумать поощрение различным видам стратификации, кастования".

6. Не заниматься так называемым "половым воспитанием". "Лучшее половое воспитание - воспитание любви к Родине".

7. "Ввести телесные наказания" (для молодежи). "Продумать комплекс военизации молодежи, начиная с начальной школы".

8. "Не будет порядка в народе, если за каждый проступок не последует яростное возмездие. <...> Поголовное истребление чужеродного начала - залог благородного конца".

9. "С ранних лет увлекать спортом".

10. "Нет более подлого занятия, чем быть "мыслителем", "интеллигентом", премудрым пескарем, и нет более благородного дела, чем быть солдатом. <...> Чтобы народу не выродиться <...> надо возродить и утвердить навеки единственно здоровый и ведущий к истинному бессмертию культ - культ солдата" [ЦАОДМ. Ф. 4. Оп. 136. Д 111. Л. 17 - 19].

При всей шокирующей жесткости формулировок, видимо, возникшей у В. Скурлатова вследствие чтения нацистской литературы и влияния аскета А. Лосева, лишь одно и малосущественное положение (№ 5) не было в тот момент открыто оглашено руководителями ЦК ВЛКСМ.

Военизация молодежи, прививание ей любви к Родине и спортивных навыков (пункты 2, 7, 9) были основной задачей кампании по военно-патриотическому воспитанию. Уважение к памяти предков и культ солдата (пункты 1, 3, 10) стали составной частью культа Великой Отечественной войны, который начал формироваться именно в 1965 г. Акценты в этом культе были несколько смещены и под предками понимались только люди, погибшие на войне, но смысл акции был именно тот, о котором писал В. Скурлатов. Борьба с моральным разложением молодежи, и в первую очередь с наступающим раскрепощением нравов в половой сфере (пункты 4, б, отчасти 8), также была одним из приоритетов в деятельности ЦК ВЛКСМ. До стерилизации женщин, вступавших в связь с иностранцами, дело не дошло, но издевательства и даже избиения со стороны сотрудников комсомольских оперотрядов были часты, достаточно вспомнить Московский фестиваль молодежи и студентов 1957 г., в котором В. Скурлатов принимал участие в качестве комсомольского дружинника [Интервью с В. Скурлатовым]. Для руководства ЦК ВЛКСМ было естественно увязывать антисоветизм и вредное влияние либералов с половой распущенностью. Вот достаточно типичная цитата из записки С. Павлова в 1962 г. в ЦК КПСС, в которой после обширной критики либеральных литературных произведений говорится: "Имеются также факты, когда школьники выступали с антисоветскими заявлениями, организовывали притоны, где предавались разврату" [РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 32.Д. 1101. Л. 52]. В той же записке предлагается принять меры и "не пропускать в печать произведений, смакующих интимные отношения женщин и мужчин", однако, в отличие от В. Скурлатова, С. Павлов считал необходимым введение в школе уроков полового воспитания, правда, раздельного, для предупреждения нарастающей волны ранних абортов и укрепления гигиенических знаний [Там же. Л. 68-69].

А вот цитаты из выступления первого секретаря МГК ВЛКСМ В. Трушина, сделанного им за месяц до составления "Устава нрава", 2 октября 1965 г., на совещании молодых творческих работников:

"И мы сегодня, к сожалению, в Москве имеем не очень малочисленную категорию и скептиков, и нытиков, и нигилистов. "ср. с "премудрыми пескарями" и "нигилистическими теориями" В. Скурлатова". Нас волнует и такая сложная проблема, как нравственное воспитание подрастающего поколения. <...>

Вторая проблема - проблема нравственного воспитания, проблемы и вопросы пола, роли брака. Нас тревожит, что в последнее время у нас наблюдаются многочисленные факты легкого, свободного отношения к созданию семьи, к браку, к половым отношениям. <...>

Вопрос военно-патриотического воспитания - это сегодня большой вопрос государственной важности, вопрос большой политики" [ЦАОДМ. Ф. 635. Оп. 15.Д 249.Л. 9 - 10].

И здесь трудно удержаться, чтобы не процитировать другое выступление, прозвучавшее на том же совещании, которое показало, с чем сталкивались комсомольские мечтатели при попытке провести свои теории в жизнь. Писатель К. Саранчик описывает свою поездку с девятиклассниками одной из московских школ в деревню Петрищево. Подростки не захотели пройти сто метров, чтобы посмотреть место гибели Зои Космодемьянской - одного из образов сопротивления нацистам в период ВОВ. Музей, посвященный этому событию, был закрыт, и руководитель группы полтора часа искал ключи, чтобы его открыть:

"Наконец нашли техничку. Я ей объясняю: мы воспитываем молодежь в духе подвига, любви к Родине и т.д. И вдруг мне эта техничка говорит:

- У меня собственные свиньи, и мне их надо кормить, а вы здесь ходите!" [Там же. Д. 248. Л. 38].

Перед профессиональной аудиторией писатель был вынужден с грустью признать: "У них <школьников> нет ни любопытства, ни желания узнать, посмотреть место подвига" [Там же].

Текст "Устава нрава" за подписью В. Скурлатова был отпечатан тиражом в 50 экземпляров на ротаторе в МГК ВЛКСМ 3 ноября 1965 г. Уже к 7 ноября он попал в либеральные круги и зачитывался на праздничных застольях как манифест русского фашизма [Интервью историка Б. Беленкина с либералами, поднявшими "шум" по поводу "Устава нрава", Ю. Самсоновым и Ю. Жевлюком. Москва, 1998 г. Личный архив Б. Беленкина]. К тому же на машинописных копиях этого текста стояло указание тиража в 500 экземпляров, что давало повод говорить о неонацистских листовках, которые распространяются из МГК ВЛКСМ. Надпечатка на тексте листовок "МГК ВЛКСМ", отсутствовавшая в оригинале, была внесена А. Вельшем, через которого листовки попали в либеральную среду [А. Вельш должен был стать инструктором отдела пропаганды МГК ВЛКСМ - занять место Ю. Лунькова, которого должны были назначить первым секретарем Краснопресненского райкома ВЛКСМ. Для подготовки к новой работе ему и дали почитать внутреннюю документацию, и в частности текст "Устава". Возмутившись прочитанным, он сделал копии, допечатав на них гриф МГК ВЛКСМ, и с помощью Ю. Самсонова и Ю. Жевлюка распространил их в кругах либеральной интеллигенции].

Хотя в зарубежных исследованиях "Устав нрава" характеризуется как первый известный документ русского фашизма, современниками он, видимо, воспринимался по-другому. Тенденция в идеологии, идущая от ЦК ВЛКСМ, была очевидна либералам по публикациям в "молодежной печати", и "Устав" был воспринят как закономерное проявление этих тенденций. Немногим ранее "старый большевик" И.М. Данишевский выступил в самиздате с письмом под характерным названием "К вопросу о воспитании советского интернационализма". Его возмущение вызвала статья "младшего павловца" В. Пескова "Отечество", опубликованная в "Комсомольской правде" 4 июня 1965 г. Накал полемики очевиден:

"Программа воспитания патриотизма, которую предлагает В. Песков, воспитания не умилении благолепием церквушек и малиновым звоном колоколов, на сохранении, а тем более на реставрации названий типа "Охотный ряд", на возвеличивании и восхвалении царских сатрапов и канонизированных царями предков - эта программа подходила бы для дореволюционного патриотизма господствующих классов или для "патриотических" вздохов современных выродков из "перемещенных лиц" и "невозвращенцев", из "власовцев", которые именно о такой антисоветской, а не о нашей Советской Социалистической Родине (куда им дорога заказана) мечтают" [Политический дневник. Т. 1. С. 70].

Отсутствие политической поддержки либералов в Политбюро в этот период не позволило им воспользоваться "Уставом нрава" и добиться политических санкций в отношении ЦК ВЛКСМ. Каре подверглись только непосредственные авторы текста. В. Скурлатов был исключен из партии, потерял надежду на политическую карьеру и был вынужден уйти работать в ИНИОН (а затем в журнал "старшего павловца" В. Захарченко "Техника - молодежи"), Ю. Луньков также потерял надежды на карьерный рост в ВЛКСМ и после личной беседы с С. Павловым был переведен на работу в КМО СССР (к другому руководителю группировки - П. Решетову). И. Кольченко не пострадал, поскольку в тот момент в структурах ВЛКСМ не работал. УММ прекратил свою деятельность и остался лишь в качестве названия смелой, по критериям того времени, общекомсомольской программы (в ней, в частности, рекомендовалось изучать таких философов, как Хайдеггер, Сартр, Ясперс и Ницше) [Университет молодого марксиста. С. 11].

Однако выраженная в "Уставе нрава" идеология (точнее, идейные положения) продолжала существовать в комсомольской печати. Вот цитата из статьи в "Комсомольской правде", опубликованной уже после разыгравшегося скандала:

"Занимаясь в кружках "Наш Ленинский комсомол", в молодежных политических клубах "Родина", "Прометей", юноши и девушки успешно учатся ленинской идейности, большевистской стойкости в борьбе за коммунизм, за укрепление могущества и обороноспособности нашей Отчизны. <...> Неотъемлемые черты политической работы с молодежью - воспитание ее в духе классовой непримиримости к миру капиталистической эксплуатации, к враждебной идеологии. В "Университете молодого марксиста", политических клубах и других формах политического просвещения молодые люди постигают ленинский принцип партийности, учатся распознавать и разоблачать прячущихся под маской аполитичности или пацифизма буржуазно-мещанские идеалы, интересы враждебной нам классовой идеологии" [Идейно закалять молодёжь // Комсомольская правда. 1965.21.11. Статья была перепечатана из "Правды", но при этом, вероятно, была подготовлена в ЦК ВЛКСМ].
От IGA
К IGA (28.04.2007 03:01:18)
Дата 28.04.2007 03:14:33
"Розга - лучший учитель"

Более полный текст устава - http://www.anticompromat.ru/skurlatov/ustav.html
<<<
[Валерий СКУРЛАТОВ]

[УСТАВ НРАВА]
[Наш нрав - прав]

1. Нравы или общественное поведение определяются ответом на такие вопросы, как "в чем смысл жизни?", "в чем долг перед отечеством, мое место в судьбе своего народа?" Только после ответа на эти вопросы можно говорить о воспитании настоящей убежденности в правоте своего дела, своего поведения. Надо начинать воспитание молодежи с обсуждения этих вопросов, привлекая материалы из жизни великих людей, великих революционеров. При этом следует решительно отмежеваться от головы, от разумного эгоизма, а в центр поставить сердце, голос крови.

Самоотверженная любовь к Родине, к товарищам, к своему делу, подвиг солдата, закрывающего своим телом амбразуру - все это не объясняется "разумным эгоизмом". Напротив, всякий скепсис, нигилизм и предательство - от головы, от эгоизма всяких мастей, а революционное сознание всегда отличается прежде всего страстностью, сердцем. Поэтому надо постоянно воспитывать молодежь в атмосфере революционной романтики, устремленности к революционному идеалу - в атмосфере самопожертвования "я" ради любимого "мы".

2. Общественно-политический идеал нельзя представлять как мещанское сытое благополучие, как жизнь без потрясений, без стремительной борьбы. Лишь перед лицом смертельной опасности раскрывается сущность человека, самобытная неповторимость его личности, лишь в горизонте смерти выявляется радость и гордость господина жизни, тридцать лет пьющего свежую кровь; страх смерти и отчуждение раба, триста лет питающегося мертвечиной.

Настраивать молодежь на перманентную смертельную борьбу не только на сегодня и завтра, но на послезавтра. Связать эту борьбу с космической миссией своего народа. Борьба за космос и борьба за человека неотделимы. Космос - любимое дело молодежи, ее тоска по подвигу... Поэтому при четком определении общественно-политического идеала на первое место необходимо ставить революционное преобразование и суровое поддержание своего народа, своего космоса и, наконец, преобразование всего человечества.

3. Органической частью общественно-политического идеала должен быть нравственный "категорический императив", своеобразный "моральный кодекс" сердца. В отличие от "морального кодекса" головы, первое место в истинном "моральном кодексе" должен занимать долг перед СВОИМИ ПРЕДКАМИ И ПОТОМКАМИ, долг перед своим народом. ГДЕ НЕ УВАЖАЮТ МЕРТВЫХ - ТАМ НЕ УВАЖАЮТ И ЖИВЫХ. Любовь к Родине - наилучшее противоядие от скепсиса, нигилизма, распущенности.

Любовь к Родине дает смысл жизни, спасает от одиночества и отчаяния, направляет все поведение человека. Любовь к Родине- необходимое и достаточное условие гражданина. Должен быть создан культ предков, ибо "неуважение к предкам есть первым признак дикости" (А.С.Пушкин). Каждый человек должен с детства проникнуться культом горсти родной земли, пропитанной потом и кровью отцов.

4. В нравственном "категорическом императиве" должно быть четко определено - до инстинкта - что хорошо и что плохо в нравственной области. Решительное осуждение нигилистических теорий типа теории "стакана воды". На первых порах провести длительную кампанию о родовой, моральной и физиологической ценности девичьей чистоты и чести, о преступности добрачных связей. Не останавливаться вплоть до рекламы старинных крестьянских обычаев: мазанье ворот дегтем, демонстрация перед миром простыни после первой брачной ночи, телесные наказания отдающихся иностранцам, клеймение и стерилизация их.

5. Для страховки нравственной чистоты народа следует продумать поощрение различным видам стратификации - кастовая (типа законов офицерской чести, кодексов врача, учителя, студентов, школьника, уставов землячеств и т.д.).

6. Не заниматься так называемым "половым воспитанием", не возлуждать интереса к проблеме пола. Пол - дело интимное, здесь все должно решаться само собой. Подавлять интерес к проблеме пола за счет поощрения интереса к романтике, революции, к путешествиям и особенно к романтике науки и творчества. Сублимировать пол в творчество.

7. С ранних лет не нянчить молодежь. Ввести телесные наказания! Розга лучший учитель. Удар по телу - закал духа. Продумать комплекс военизации молодежи, с начальной школы. Регулярные военные игры, походы, творчество боя. Культивирование законов солдатского товарищества и рыцарства...

8. Жестокое искоренение предателей, преступников, прелюбодеев, премудрых и бездумных... Не будет порядка в народе, если за каждый проступок не следует яростное возмездие. Два ока за око, два зла за зло, ибо преступник должен нести наказание вдвойне - за преступление перед собой и перед народом. Пьянство, хулиганство, проституция, трудные подростки будут уничтожены атмосферой товарищества, рыцарства и солдатской дисциплины...

9. С ранних лет увлекать спортом и вовлекать в спорт, особенно культивировать технические виды спорта. В соревнованиях закаляется человек, воспитывается личность...

10. Нет более подлого занятия, чем быть "мыслителем", "интеллигентом", премудрым пескарем, и нет более благородного дела, чем быть солдатом. Интеллигент - раб мертвого разума, а солдат - господин жизни, навязывающий мировому процессу свою волю... Судьба человека равна его силе и его породе; кто рожден рабом - тот всю жизнь останется рабом и побежденным, а кто рожден господином, тот и в смерти будет победителем. И чтобы народу не выродиться, чтобы не стать рабами и роботами - надо возродить и утвердить навеки здоровый и ведущий к истинному бессмертию культ - культ солдата.

10 ноября 1965 года
Источник:
"Устав нравов" Валерия Скурлатова - "СССР: внутренние противоречия", N6, 1982.
+ устная традиция (то, что в квадратных скобках).
<<<

Добавлена 19.04.2024 в 23:34:44

Обсудить на форуме | Письмо авторам



Последние новости:
 

  Новости после долгого перерыва

  Калмыки приглашают на Тибет

  77-й (!!!) слёт куста "РЕКС"

  Фонд Кудрина взывает к журналистам


  Все новости >



Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру Начинаем публикацию самых скандальных документов из истории предтеч разных нынешних социально-политических  течений. Учебное задание -



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript