Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (774) Студия (5163) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Новости > Теперь вот Локк...


Теперь вот Локк...

Локк клуб
Клуб им. Джона Локка. Пятое заседание.
Тема: «Новый escape: внутренняя эмиграция как форма гражданской инициативы»
Дата проведения – 03 марта 2011 года.

Ведущий: 5-ое заседание клуба им. Дж. Локка, как обычно в нашей традиции клуба перекати-поле проходит на территории гостеприимной управляющей компании Уралсиб. Пришло на ум слово филантропы, и то, что мы здесь присутствуем, только подтверждает это.
Мы, начиная с этого сезона и, собственно говоря, с самого начала клуба были ориентированы и заявили о том, что мы разрабатываем какие-то практические рекомендации для гражданского общества, для гражданских объединений. Мы переводим некоторые теоретические разработки в дорожные карты и какие-то практические ходы.
Это можно сформулировать как разработка некоторых стратагем, как в восточной культуре принято. И в итоге у нас может появиться фундаментальный труд «18 стратагем гражданских объединений по их взаимодействию и борьбе с властью, бизнесом и т.д.» И первые три стратагемы, которые мы хотим рассмотреть, это: стратагема борьбы, стратагема сотрудничества и стратагема ухода. Начнем мы с ухода.
В чем это заключается, и в чем их полнота, в общем понятно. Когда говорится, что гражданские организации взаимодействуют с властью, возникает несколько основных стереотипов поведения. Наиболее распространенный стереотип многих активистов гражданского общества – это борьба. Власть – это такой объект, с которым другие формы взаимодействия не получаются. Только бороться. Только протестные действия и, собственно, только победа в тяжелой и неравной схватке.
Есть другие субъекты гражданского общества, которые имеют мысль, что можно побеждать эту власть в сотрудничестве, во взаимодействии, в кооперации.
Но эти стратагемы в большей степени распространены среди лидеров, а в низах, в глубинке, есть еще и третья стратагема. Лучше вообще никак не взаимодействовать. Эта стратагема, которую мы назвали как внутренний эскейп, внутренняя эмиграция, которая была распространена всегда. В разное время, просто в разном масштабе это было распространено. В какое-то время такой способ выживания как уход в лес, в КСП, на кухню был более распространенный, чем любые другие, в разы. Потом пришли другие времена и первые две: борьба и сотрудничество, - стали доминировать. Последнее же время все чаще стали возникать темы, связанные с уходом. При чем здесь уход разного толка.
Переходим к третьей стратагеме, с которой мы начинаем построение большой-большой книжки -альбом стратагем для гражданских объединений. Новый эскейп. В свое время был самым распространенным, затем отошел на второй план, был заменен другими более эффективными, теперь опять он становится распространенным.
Во многом, потому что первые два пути оказались исчерпанными или меньше всего на них надежд. А попытка уйти в параллельные социальные среды, такая эвакуации из агрессивной социальной среды в более комфортное или в чистое поле для построения своей среды. Такая стратегия становится довольно распространённой. Мы акцентируем внимание именно на форме социальной среды, а не на экологическом аспекте.
Явление, безусловно, важное и которое надо как-то разобрать. Сегодня мы имеем возможность послушать представителей двух эко поселений, которые отчасти реализуют стратегию ухода. Я сознательно заостряю и где-то их неправильно позиционирую, как представителей нового эскейпа. Возможно, я не правильно их позиционирую. Сами коллеги по-другому себя ассоциируют и видят. Задача семинара в том, чтобы и этот кейс разобрать, и выйти на некоторое обобщение с двух точек зрения. Во-первых, порассуждать, почему сама такая стратегия поведения социально обоснована, распространена, эффективна. И второе, каковы ее перспективы, с точки зрения распространенности, обоснованности и эффективности, с точки зрения, реализации главной задачи - такого рода отношения с властью и с социальной реальностью, которое позволяет реализовать свои задумки более точно. Мы всегда говорим, что любая неудовлетворенность социальной действительностью ведет к тому, что либо к ней надо адаптироваться, это сотрудничество, либо ее изменить - это борьба, либо из нее перебраться. Перспективы связаны не только с уходом. Мы, конечно, подозреваем что-то, но не будем опережать события. Скорее всего, это имеет некоторые следствия и для тех, кто не эмигрировал.
Представлю наших выступающих: Александр Метелкин – это председатель правления НП «Экопоселение Любинка», автор проекта «Университет устойчивого развития и гражданского общества» и Федор Лазутин – лидер экопоселения «Ковчег», довольно известное, много лет существующее, приглашен Евгений Широков, эксперт Европарламента, разработчик концепции экодома.
А. Метелкин: Я продолжу сразу же. Хочу представиться, к.б.н., ровно 40 лет назад закончил МГУ биофак, биофизика. 20 лет занимался разработками техники в области медицины, создал голографический микроскоп и т.д. Несколько лет занимался экологией, сначала на уровне управления Мосводоканала, где разработал систему прогнозирования аварийных ситуаций, сейчас 10 лет занимаюсь созданием научного эко посёлка. Это, конечно, эвакуация, но не бегство. Элемент ухода существует и связан с грязной экологией города.
Общая информация: В 2002 г. было зарегистрировано НП «Любинка» Сейчас на 2010 г. Живет 7 семей. Из них постоянно живут 3 семьи, у них 5 детей. Приезжают летом 4 семьи.
Цель, данного проекта – разработка эко поселения на основе устойчивого развития, на основе замкнутого цикла, независимости от внешних источников энергии и эко технологий. Я никаких открытий, откровений не делаю. Текущей задачей, которую мы поставили – экологическое образование, сбор информации об экологических поселениях России. Идет описание этого эко посёлка, зонирование: пахотные зоны и сельскохозяйственные поселения.. Это территория природного заказника и внутри две деревни Фафоново и Храброво. Ближайшие цели – создание центра мониторинга охраняемых территории и реинтродукция растений окской поймы. Ведем работу по реинтрнодукции растений, высадка редких видов на территории проектируемого природного заказника. Работа идет совместно с Минэкологии МО. Центр природного земледелия - это апробации методов природного земледелия. Долговременные цели - инновационный центр, участие в госпрограммах, создание сети зон устойчивого развития и распространение опыта путем создания учебных центров. Это проект авторский. Он сделан одним человеком, который привлекал в разное время разных людей. Я когда собрал весь материал за 10 лет, я сам удивился, что один человек может сделать столько за это время.
2003 г. летняя палаточная школа «Химера» при МГУ им.Ломоносова. Выигран грант Минобразования на 500 000 руб., 2 учебных фильма с дисками.
2004 год - семинары по эко поселениям России. Была у меня идея пресловутая создания эко поселений по России. Было одно совещание и второе совещание проводилось у нас. Были представители из Ульяновской области, рязанской, кемеровской и проектная группа из Подмосковья . Только сегодня до меня дошла мысль, которую нам тогда пытались объяснить: в сельской школе, где мы проводили семинар, одна учительница встала и сказала: «У вас че-то с головой не в порядке. Кругом все разваливается. Мы тут гибнем, пропадаем. Лучше бы вы деревню восстанавливали». Сейчас важно эту тему развить и продолжить.
В 2007 году мы восстанавливали дом двух поселенцев в рамках волонтерского летнего лагеря. Мы проводили всероссийский фольклорный фестиваль «Танцы всеобщего мира». Мы искали людей, которые через культурные программы могли бы примкнуть к нам.
Вот 2007 год, первый контракт с министерством экологии МО на предмет создания ОПТ. В рамках второго контракта удалось сделать следующее. Мы разработали концепцию развития охраняемой территории и программу реинтродукции редких краснокнижных растений и поработали с геоинформационными системами. По слайдам: это КПК с навигатором, а вот эта картинка показывает распространение редких растений. Это Володя Скворцов, он недавно защитился. Это наш ботаник профессиональный.
2008 год. Летняя археологическая школа. Были дети, родители. Был сдан отчет. Из 18 обследованных объектов было 2 новых открыто. Опять же, использованы элементы ГИС. Найдены объекты каменного века и эпохи средневековья.
Создан питомник краснокнижников при финансировании Минэкологии. Смысл этого питомника в том, чтобы коллекции ботанического сада МГУ переходили в природу, для чего высаженные растения наблюдались GPS навигаторами и дальше отслеживается их популяция.
Хочу сказать, что мы едим с вами всякую несъедобную пищу, поскольку почва отравлена удобрениями. И существуют наработанные подходы, чтобы снова почву сделать живой: это мульчирование, это капельный полив, это червяки, которые у меня дома живут в ящике 4 года, Это огурцы, которые вырастают на подсолнухах.
2010 г. – филиал НП и проект «Заонежье». Это семейная пара из Москвы, они 6 лет назад уехали на Онежское озеро. Из семьи геологов, которые хотят делать тоже, что и мы. В интернете появились группы, которые хотели бы с нами сотрудничать.
Научные исследования такие. Беспроводная связь устойчиво работает. У меня в деревне работает скайп. Я разговариваю с Америкой Англией, где живут мои друзья. Закончил 2-ую физмат школу и поэтому у меня много друзей за границей служат капиталистам.
Я хочу сказать, что интересно получилось, что в каждом направлении были свои успехи: в археологии работы с Институтом археологии РАН. Проектирование экопоселения – работы с МГСУ, это строительный университет. Органическое земледелие – это научный консультант Николай Курдюмов – ведущий специалист в стране. Реинтродукция МГУ – Минэкологии и ботсад МГУ. Выполнена разработка и внедрение климатических камер для круглогодичного выращивания растений.
Экологическое образование. За 8 лет мы проводили экошколы, эко лагеря, более 50 фильмов, более 130 000 просмотров, сайт www.lubinka.ru 3 000 просмотров в месяц, публикации, статьи, работа со СМИ. Никогда пиаром не занимались, просто люди меня находят, и я не отказываюсь с ними работать.
Итак, меня спрашивали, что можно делать в деревне. Разработан проект заказника. Создан питомник краснокнижников. Началось заселение деревень. И первые дети, которые рождаются в умирающих деревнях. Думаю, единственные в районе, кто рожает детей в деревнях. Установлен контакт с местной администрацией, с ведущими эко центрами страны.
В стадии разработки социальный проект «Университет устойчивого развития», который можно рассматривать как наш переход на федеральный уровень. Появились выходы на ГосДуму, и в последние месяцы идет работа с президентской командой.
Дальше начнется такая тема, которая для меня важна. Вопли вопиющего в пустыне. Из доклада генсека ООН 2000 г.: "Сейчас мы сталкиваемся с насущной потребностью обеспечить будущим поколениям условия для существования на этой планете - и мы не справляемся с этой задачей. Мы расхищаем наследие наших детей, чтобы заплатить за нерациональные модели поведения." Каждое слово здесь рабочее, ни одно слово здесь не пропущено. «… Скорость, с которой люди земли потребляют ресурсы, ставит под угрозу выживание всего человечества…» Это та самая стенка, к которой мы прижаты. Современная цивилизация - городская. 95% живут в городах, которые занимают 5% суши. Это фактически гетто.
Если бы Вы знали физику, то знали бы, что автомобиль на 10 литров, 0,3 тратит на перевозку живой массы, все остальное идет на перевозку железа. Так мы все травим. Несколько лет назад в Москве мэр распорядился снять слой почвы, который токсичен с завышенным уровнем ПДК. Городская цивилизация – является источником загрязнения. Это про причины эскейпа.
В 60-е годы я помню, были развешаны плакаты, как ЦБК отравляет Байкал, чтобы его убрали. Прошло 50 лет, а воз и ныне там. На Байкале 20% чистой пресной воды мировой. Прогнозируются войны за чистую воду.
Маленькое замечание. Исследования Конрада Лоренца, лауреата нобелевской премии показали, что причиной войны является наличие на уровне подсознания каждого человека внутривидовой агрессии. Отсюда следует, что разрешение проблем лежит в сфере трансформации энергии агрессии в ее позитивную форму. Можно говорить о создании эко социологии, основанной на едином знании и всем прочем.
Спасибо за внимание.
Ф. Лазутин:
Если честно, я не очень готовился, поскольку было не понятно, что рассказывать, какова ваша область интересов. Я буду в большей степени ориентироваться на вопросы. Но что касается проекта.
Он появился 2001 году. Его можно охарактеризовать, как попытку создания новой реальности. Есть люди, жившие в городе, успешные, имевшие работу, статус, квартиры. И они поняли, что это среда не для их детей. Таких мотивов, как у Александра, т.е. высшего характера, было немного. В основном была цель решить свои проблемы. Хотели своими силами создать некую новую среду, в которой те проблемы, которые были в окружающей среде, будут решены успешным образом. Попытка создания эко поселения воплотилось. Все воплотилось. Сейчас это поселок, 121га. Оформлено это как поселок. Живет более 120 человек. Больше 20 детей родилось. Люди строят свои дома. Занимаются само обеспечением. И органическое земледелие – все это есть. Мы работаем с окрестными лесами по устойчивому лесопользованию. Самое главное в нашем поселении – это не умение строить дома. Это умение создавать какой-то образец позитивной социальной среды. Это нормальные люди. Никто не курит, не матерится. Все, что делается в эко поселении, делается бесплатно. Социальная среда существует. Все делается своими силами.
Практически у всех есть возможность вернуться обратно в город. У всех есть жилье, квартиры.
Сейчас я понял для себя, то, что 10 лет назад было непонятно, что все это реально. Что можно уехать из города, создать теплую атмосферу, научиться там зарабатывать, обучать детей. Это основное и позитив.
С другой стороны, я не могу сказать, что мы создали модель, которой можно воспользоваться и которую можно копировать. И на сегодняшний день вопросов у меня больше, чем ответов. Это образец поселения будущего. Это трудно объяснить, потому что просто научиться жить на земле, научиться зарабатывать, построить дома и построить нормальную среду не достаточно, чтобы нормально самореализоваться. Мы столкнулись с тем, что нужно двигаться дальше. Нужны высшие цели, нужно налаживать контакты с государством и возвращаться ко второму варианту, нужно искать новые пути создания такого движения что ли. Я не знаю. Материалы есть. Нужно выйти на сайт ковчег.ру. 20 000 посетителей в месяц. На сайте видео, проводятся семинары, молодёжные лагеря, 4 года подряд проводятся встречи представителей эко поселений, на последнюю встречу приехали представители около 30 поселений. Держим контакт со всеми крупными экопоселениями, которые есть у нас.
Мне, наверное, было бы более интересно услышать вопросы.
(Рассматривают фотографии на сайте)
Это был съезд, люди приезжали зимой, знакомились, делали доклады, обсуждали всяческие горячие вопросы. Есть круг людей. Есть центр поселения, где проходят всякие мероприятия.
Средний возраст жителей 30-40 лет. Есть одинокие, есть семьи, где много людей.
У нас в стране порядка 100 проектов. Сейчас волна нарастает, серьезное движение есть. Судя по посещениям сайта и приезжающим на гостевые дни, все очень развивается. Людей, которые готовы, сейчас много. Все упирается в то, что сейчас нет действующей схемы, которую можно было бы взять и применить. Сейчас наша страна нуждается в алгоритме. Здесь, наверное, нужна была бы Ваша помощь.
Налицо отсутствие серьезной стратегии. Начинается. Люди собрались в городе, выкупили земли и начали что-то делать. Результат зависит от того, какой путь эта команда выбрала. А это зависит от знания, понимания. В настоящий момент наша страна остро нуждается в какой-то схеме, алгоритме.
Чем стоит заниматься? Я глубоко убежден, что нам нужно создавать какую-то альтернативу. Та цивилизация, в которой мы живем, видно что, что-то не то в направлении движения. Видно, что куда-то все идет не туда. Александр может лучше рассказать, что не так. Я считаю, что нам нужно создавать альтернативу, более разумный способ существования. И он будет связан с жизнью на земле, когда чистая вода, чистый лес вокруг, восстановимые источники энергии, свои огороды и свое с/х. Процентов 80 потребностей людей закрываются таким поселением с учетом принципа разумного минимализма. Базисные вопросы жизни каждого человека: воздух, вода, воспитание детей – я сейчас решаю лучше, чем когда жил в городе. Пока нет конечной схемы и какого-то алгоритма. К алгоритму, как я понимаю, мы должны прийти. Во всяком случае, мне это интересно.
- Есть ли люди, которые работают не в поселении, а регулярно приезжают?
- Я бы раскидал по третям: треть работает на месте, треть, периодически выезжает на работу, треть работает дистанционно. Сейчас это просто. Есть сайт, делают и консалтинговые услуги.
- Поселения, которые существуют, они на общей идеологической базе существуют? Или они разные, на религиозных основаниях?
- Есть у нас человек, который проводит четкую статистику. У нас есть критерии. Это не просто группы, а группы людей, которые уже купили, семьи. Наша статистика это не религиозные объединения. Религиозные - в стороне. Поселения очень разные, поскольку то, какое получается поселение очень зависит от лидеров, от людей которые собрались и от первоначально заложенной схемы. Мы, что делаем, есть площадь и мы устанавливаем на ней правила игры. Какие правила установишь, такие группы и подтянутся.
Н. Хананашвили: Вы сказали. Что у Вас есть человек, который ведет статистику. А сколько таких поселений?
Ф. Лазутин: Есть экопоселения скрытые. Люди, которые сознательно не дают информации о себе. Мы их знаем, но они не попадают в эту статистику. Мы с ними случайно знакомимся. Но большая часть поселений, такие проекты, они открыты, поскольку поселения нуждаются в притоке новых людей.
- В какой форме официальной существует поселение и каким образом оно управляется, если это релевантно. И второй вопрос по поводу дохода?
А. Метелкин: У нас есть юрлицо, оно используется только для внешних проектов для получения финансирования. Счет просто открывается под проект, это нормальная практика сегодня. Что касается людей, которые там живут, это люди которые буквально «растворились в природе» и в ней живут. Места очень красивые, заповедник. Водопад. Есть программер, который разработал с 1С. Он зарабатывает прямо там. Есть пара, которая переехала из другого поселения. Они запретили с ними общаться, показывать их по телевизору ионии против притока новых людей. Им настолько классно, что эти люди говорят, нам хорошо.
- Я правильно поняла, что это конфликт?
А. Метелкин: Возможно у них и есть свой личный интерес. Я планирую делать центр. Возможно, это ущемление прав этих людей, но мы с самого начала хотели делать научный экологический поселок. И мы хотим сейчас заниматься федеральными проектами.
Ф. Лазутин: Насколько я понимаю, есть 2 типа поселений. Участки и юрлица. Скажем ковчег — это юрлицо. У нас нет земли в собственности, собственность вся на юрлицо. Юрлицо помогает нам удерживать те цели, ради которых мы собрались. Т.е. часть проектов — это юрлица, которые управляются общим собранием, а часть проектов - это когда земля в частной собственности. Я считаю, что поселения с правилами, это первый тип. Только их можно назвать в чистом виде экопоселениями.
- Как дети получают образование?
Ф. Лазутин: Проблемы с учителями нет. У большинства людей есть образование, с учителями проблем нет. Своими силами школа построена, но официальное это либо домашнее обучение или экстернат. В настоящий момент государство платит 10 000 р. на ребенка за домашнее образование, если он не ходит в школу. Очень удобно. Обучение проводим своими силами, просто сдавать ездим в школу по четвертям.
- Кто-то из отучившихся детей вернулся?
Ф. Лазутин: Дети еще слишком малы. Те дети, которые там родились — большая группа детей по 7-8 лет — они сильно привязаны. Там у них все интересы. А те дети, которых родители увезлииз города, когда им было по 7-8-10 лет, они все кряхтят и хотят убежать и вернуться в город
Ш. Какабадзе: А есть какие то способы принуждения к выполнению общих правил?
Ф. Лазутин: Хороший вопрос и не решенный у нас. Понятное дело, когда мы вводим правила должна быть определенная мера, когда есть какая-то черта, которая вынуждает соблюдать правила. Мы, наверное, исключаем из юрлица. Из коллектива. Раньше были такие случаи. Сейчас нет. Сейчас сложился сильный коллектив. Все чувствуют. Идет обратная связь и есть саморегуляция. Есть 100 человек, есть связь и трудно что-то нарушить.
Ш. Какабадзе: это то, что касается инструментов, когда от общего идут к частному, а есть такие вопросы, когда для решения проблем идут в суд, апеллируют к практике?
Ф. Лазутин: Таких прецедентов не было. Система выстроена так, что ты можешь выйти и получить полную компенсацию всего, что ты внес. Какой смысл находится в среде, с которой ты не согласен?!
- Чем регулируется и отличается регулирование в экопоселении от соседних деревень?
Ф. Лазутин: Как я это рассматриваю, «Ковчег» - это эксперимент. Мы ставим такой социальный эксперимент. Есть какие-то вопросы, не все позитивно. Не все рычаги сформированы. Не все идеи сформированы. Отличие в том, что в обычном населенном пункте у тебя есть хозяйство, есть забор. И это твое, а там не твое. У нас есть дома, но живем мы общиной. Деления на твое и мое не так проблематично.
Ведущий: Есть все-таки заявленный нами новый эскейп. На чем оно основано. Я воспользуюсь административным правом. Александр сказал, это я создал, и я задаю подход. А у Вас была община, которая переехала, руководствуясь общей мотивацией? Это не был кто-то один, кто приехал и позвал. И чем Вы руководствовались? Построением лучшего? Я хочу сделать то-то и то-то? Или как уход от худшего? Т.е. построение чего-то или все-таки уход от существующего, убежать подальше и будь, что будет. Александр строит проекты, а у вас проекта не было. Вот в чем состоит мое суждение. Укажите базовый мотив?
Ф. Лазутин: Полный спектр мотивов. Много людей и много мотивов.
Ведущий: Перечислите 3-4, какие-нибудь мотивации?
Ф. Лазутин: Построение чего-то нового, создание альтернативы, например, для меня. Для тех, кто потом присоединился, это необходимость убежать.
Ш. Какабадзе: А вы в выборах, в голосовании участвуете? Есть у Вас избирательные участки?
Ф. Лазутин: Я не помню как давно участвовал. А есть люди политически активные, которые ездят и участвуют. Берут открепительные талоны или по месту прописки?
- А культурная жизнь как представлена?
Ф. Лазутин: В полный рост. Есть музыканты, есть хор, есть пляски, есть театральная студия, выезжаем с концертами. Нормально все. Есть профессиональные музыканты, профессиональные актеры, которые организовали профессиональную студию?
- А потребление внешней культуры, в театр ходите, телевизор смотрите?
Ф. Лазутин: Телевизор сейчас вообще смотреть бессмысленно. Сейчас очень удобно. Привозят фильмы и раздают их по поселению. Фильмы еще и фильтруются.
- Вы ругаете ТВ, а интернет еще круче помойка. Мой ребенок там может найти такое... наталкивается на порнуху. А вы как фильтруете?
Ф. Лазутин: У меня ребенок совсем маленький, а есть дети, которые нормально живут. Мой ребенок, когда у бабушки с дедом, он смотрит телевизор. А в поселении у него есть альтернативы: лес, речка, дела какие-то взрослые организуют...
Н. Хананашвили: А вы изучали зарубежный опыт? Есть конструкции за рубежом с историей в 10-ки лет и можно было бы на их опыте спрогнозировать что-то?
Ф. Лазутин: Я 8.5 лет был директором НП «Ковчег» и мы сами все конструировали. А потом мы обнаружили, что на западе есть что-то подобное. Съездили, посмотрели и поняли, что нам есть чему учиться.
Н. Хананашвили: От вас поступила информация, что нам не совсем понятно, как быть дальше. А вы как-то анализировали опыт зарубежных организаций, который насчитывает десятилетия.
Ф. Лазутин: Я год как нахожусь в анализе чужого опыта. Мы многие вопросы решили, научились и интернет в лесу ловить и дома обустроили. А сейчас встал экзистенциальный вопрос, как жить дальше. И вот мы заинтересовались другим опытом. А до этого мы были в процессе своем. Думали, что мы все сами знаем.
Ш. Какабадзе: У меня вопрос по мотивации и по регулированию. Вопрос по мотивации вот чего касается. А как детям Вы объясняется, что это такое? Почему мы здесь, а они там? Что касается регулирования, то здесь 2 подвопроса: 1) что в основном регулируется — это отношения собственности, денег или правила типа, в чем ходим? В юбках? А второй подвопрос: Вы решаете что-то. И как-то это регистрируете, составляете протокол?
Ф. Лазутин: Недавно нашли фильм, где рассказывается популярно американцам об Америке. Как что производится, перерабатывается и на свалку. Там девушка рассказывает, картиночки. Я ребенку показал, и он все понял. А в основном ничего не надо объяснять, все и так видно. Вот избушка или домик. Мы с ним сходили в лес, попилили и получились дрова, а из них дом. И он все понял. А на счет решений... Проводятся общие собрания. 3/4 голосов проголосовали, в протокол и принято. А какие правила принимаются... Есть несколько стандартных правил. И есть уровень устной традиции, неписанных правил.
- С чего все это начинается? Каковы первоначальные вложения? Есть же серьезные затраты на подводку электричества, интернет.
Ф. Лазутин: Земля была получена бесплатно от района под создание поселка. Все остальные траты строительство дороги, проект. Все это вылилось вместе в 100 000 р. с участком. Половина это электричество — 50 тыс. рублей. Электричество подведено, кабель, 5Кв на участок. Сделано все разумно. Вот пример. Нужно сделать проект поселка. Сначала нашли проектное бюро, которые поставило 450 тыс. рублей, потом поискали и нашли 20 тыс. за проект. Если все делать разумно, то можно найти варианты. Это не требует не больших денег.
Ведущий: Спасибо. Вопросов много можно еще поставить, но теперь хотелось бы обсудить, Коллеги сами ставят вопрос о переводе этого частного случая в технологии. Есть ли спрос на эту модель. Насколько этот эскейп может быть распространен и может решить задачи, которые человек, который хочет свалить из этой социальной реальности, ставит перед собой.
А. Хохлов: Я увидел 2 разные и при этом альтернативные модели. У Вас что-то приятное из романтики 60-ых. Города мастеров, кранопланы... научные бородатые люди собираются... Сложили палатки и все прочее... Другой проект - более современный и более понятный. Хочу сказать, слава богу, что у нас, наконец-то, в информационном пространстве стали появляться такие феномены. Мы должны знать, что и в мире такое тоже существует. Я услышал здесь где-то 4-5 тем, которые друг с другом никак не связаны. Существует политический эскейпизм, который связан с анархистами, который в Америке под наблюдением постоянным находится, его постоянно штурмует ФБР. А тут можно любые безумные идеи высказывать. Здесь сказал что-то - все сказали: «о, как здорово, как радикально», - и здесь ничего не будет дальше. А в Америке это имело бы последствия печальные для участников проекта. У нас начали, и тоже что-то такое должно появиться усилиями Фаланстера и других молодых людей. Думаю, будет какая-то такая община. Соответственно, имеет место позитивность дискриминации. Посол Эквадора в Москве сам активный сторонник и участник таких проектов. Он и огромное количество таких людей, они спасали индейцев и метисов от реального отстрела и истребления. Мы тут в современно веке живем, думаем, что мир гуманный. А там все еще за индейцами гоняются, скальп снимают. Живут по средневековому. И они с помощью иезуитов организуют такие поселения, поддерживают культуру. Т е. есть еще фольклорный тренд, третий. А в России все это перемешено. Еще я помню 93-ий г. и массовое опрощение интеллигенции. Они уезжали в Язвища. Там вокруг каких-то батюшек собирались. Наверняка, из них к Вам какая-то рекрутинка оттуда была, поскольку оно все расслоилось.
А. Метелкин: Так они все почти распались. Несколько только осталось.
А. Хохлов: Они покупали дома. Вышивали. Стоило все дешево, и они по этому целыми деревнями скупали. Поэтому у меня был вопрос про отношения с меньшим поселением, поскольку в Эквадоре основная проблема — отношение с местными индейцами. Т.е. существует не менее 5-6 моделей, которые между собой не стыкуются. Ни одно государство не заинтересовано в развитии таких проектов, поскольку они нарушают весь политический гомеостаз. Тем не менее, считать, что это эскейпизм в чисто виде — это упрощение. У нас это уже семиотикой стало. Пьянство — это тоже эскейпизм, романтика московского городского запоя. Политический абсентеизм принимают за эскейпизм. А это надо рассматривать как инновационные проекты. Это чисто индивидуально личностный выбор, а не эскепизм. И там масса личностных мотиваций. Решается все по-разному. Когда есть более радикальные проекты, как у Стерлигова, а есть и менее радикальные проекты. Тут, кто во что играет. У меня там БМВ, а у меня вот это. Это ясно, так было и раньше: у меня блондинка, а у меня БМВ. Это и Калифорнии, и в Кремлевском дворце-заповеднике. Я по крайне мере 4-х таких знаю. Есть еще одна проблема. Религиозная составляющая, как вы сказали, вас не интересует, и вы отдельно. А это отдельная проблема, которая носит характер заражения. Это реальная проблема. Ведь и это не эскейпизм, это протест против усложняющейся социальной системы. Это протест против модели той системы устройства, которая устроена на презентабельности, на адаптации. Люди не хотят относить себя ни к адаптантам, ни к дезадаптантам. Это более опасная статистика. Вот 2 явления. Уставшие русские буржуа, которые будут строить и вот эти романтики. Это линия такого раскола, замешенного на каком-то сектантстве. Это интересная проблема, как они будут взаимодействовать? Переход от русского романтика к Герману Стерлигову, а потом поход из Москвы в пещеры... я вижу в этом проблему. Проблема во взаимопроникновении. И лидеры будут не из романтических поселений. Это будут харезматичные лидеры типа Стерлигова, которые реализуют свой накопившийся протестный потенциал.
- Это будет не уход, а увод.
А. Хохлов: Это будут вполне интеллигентные люди, которые почувствуют что пора. Добавить сюда еще мусульманские вещи. Это все смыкается и приобретает катастрофический характер. Но не буду нагнетать... Вы как лидеры, Вы столкнетесь с проблемой лидерства. Вы не можете не удерживать лидерства. Пока дети маленькие им нравятся качели. А потом они вырастут, им нужны будут мальчики, девочки, а они одни и те же. И дети будут хотеть в город, в будущее, будут хотеть преодолевать трудности. А как решаются проблемы с населением местным? Это же суровое население. Это же даже вокруг Оптинской пустыни, где монастырь, тоже дома поселенцев сжигают? Что должно происходить в голове селянина?
А. Метелкин: Ваши вопросы — это вопросы пятилетней давности для нас. Этот уход уже состоялся. И ничего страшного. Его организовал Виссарион. Это вполне нормальный мужик. Он увел интеллигенцию. Он понял, что если представится Христом и вторым пришествием под него лягут те, кому нужен лидер. Он увел 5 000 семей. Я встречался с его командой на праздновании юбилея Чижевского А я сюда пришел, чтобы объяснить, что сегодняшнее время я рассматриваю очень позитивно. А ответы на ваши вопросы очень простые. Если мы не будем обобщать, а вы знаете, что «есть ложь; есть наглая ложь, а есть статистика». Есть личность. И если человек будет той самой неповторимой личностью, он будет решать эту проблему. У меня проблема с местными жителями не стоит. Я местный, встречался с администрацией, школами и каждый второй знает мою фамилию. Есть те, кого сжигали, и будут сжигать. Это естественная убыль. Знаете сколько людей на трассах гибнет? 40 000 в год. И никто в социологический вопрос не вдается, ну, убиты и убиты. И я хотел сказать, что вы не отметили то, что мы действительно подошли к краю когда началось естественное вымирания коренного населения в России. Если мы не будем этого понимать, то все остальные рассуждения носят академический характер. Я работал в реанимации в Морозовской больнице и был в детской реанимации. Сегодня женщина не выдерживает социализации тотально. Мы здесь представляем некое коренное население, то завтра нас не будет. Если мы будем рассуждать, кто кого куда ведет — это никуда не приведет. Надо рассуждать от края. Я через 2 недели уеду, и буду жить на природе, в деревне и работать. Через интернет весь мир передо мной. Я счастливый человек и я знаю, что делать.
Ведущий: Я хотел бы отреагировать на терминологию, которую Адрей Анатольевич приводил. Давайте сформулируем явление, найдем слова, не связанные с политическим уходом. Это проблемы, как сказал, Александр Николаевич, это проблемы всех, тот самый край. Надо ли решать эти проблемы системно?! Т.е. разработать экологические стандарты, социальные программы и решать это системно. Или есть другой путь. Решение этих же проблем индивидуально. Когда проблемы решают люди. Все вот это: отказ от экологически неполноценных продуктов, воздуха, воды - решается индивидуально, путем переселения. Для меня это тоже уход, тоже эскейп. Я сознательно увожу разговор дискуссионно, потому что у наших коллег это тоже есть решение. Федор замечательно начал: сначала мы собрались и уехали, а потом появилось, что это проект, через 5-7 лет. А вначале был уход. Вопрос, как перестроить уход в проект. И еще один вопрос через суждение. Есть описанные в литературе риски устойчивости поселений, которые не срабатывают. Поселения рассыпаются, когда дети вырастают и т.д. Вопрос в другом. Во многом, это архаизация. Уход к земле, решение проблем не через типовые технологии, а индивидуально — это не переход на более высокий уровень социально-технологического развития, а архаизация. Это воспроизводство архаичных моделей, например, натуральное хозяйство, которое присутствует. Восстановление архаичных способов регулирования, про которые Шота Шотаевич говорил. Нужны аргументы, чтобы показать, что этот уход может быть современным, связанным с чем-то более высоким, а пока эти проекты, при всем моем к ним уважении, наоборот архаизация. Пока, на мой взгляд, это архаизация.
А. Морозов: У меня 3 маленьких соображения. Первое, государственная политика д.б. минимальной по отношению к этому опыту, поскольку это всего навсего факт нарастания прекрасного процесса возрастания культурного разнообразия в России. У нас есть такие поселения, есть такие, есть не поселения, есть художественные артели. Есть те, кто реализует себя в качестве художественных проектов, кто-то в экологических, кто-то так. Сейчас кто-то себя таким образом интересует. Второе, что мне кажется важным, есть ложная постановка вопроса о будущем общин. Поскольку будущие поколения выберут свой путь, а на месте этого поселения возникнет новое. Книжки, по типу книжки Тора, будут снова оказывать влияние не следующее поколение. Третье, о чем я думаю, глядя на этот замечательный опыт, что важно, чтобы не государство или эксперты предложили свои методики. Я ясно понял, что никому никакая методическая, формализованная стратегия не позволит сделать следующий шаг. Важна персонализация. Такие написанные на личном опыте книги влияют на людей и вдохновляют, меняют цивилизационный контекст. Я жду, что в ближайшее 10-тилетие Вы сядете и опишите собственный опыт, что будет воодушевлять.
И. Минтусов: Спасибо за интересную презентацию. Несколько коротких суждений. Первое, о чем говорил Андрей, безвременно ушедший от нас. Мы обсуждаем вопросы гражданского общества. Это одна проблематика. Вторая проблематика — социальные движения. Это две разные темы. Первое, какие институты есть и создаются, а, вторая, какие институты создаются. Какое это движение? Создаст ли оно мейнстрим? Пойдут ли за ними на Манежную площадь. Разные есть движения. На мой взгляд, эти движения — это некоторый образ жизни определенных людей, которые хотят обустроить свою жизнь. Я понимаю, используя слово эскейп, его имманентно нагружаешь политической компонентой: что они эскейп от социальной реальности. А они - просто эскейп. Есть группа людей, которая постоянно ходит на Тибет не потому, что им социальная реальность не нравится. Они так себя выражают. Им так комфортно. Третье суждение. Эти общины, которые создаются, они не будут имеешь широкого развития и движения. Я здесь вспоминаю Христианию,

Добавлена 25.04.2024 в 05:25:55

Обсудить на форуме | Письмо авторам



Последние новости:
 

  Новости после долгого перерыва

  Калмыки приглашают на Тибет

  77-й (!!!) слёт куста "РЕКС"

  Фонд Кудрина взывает к журналистам


  Все новости >



Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру Пришло почему-то только сегодня на мыло. За реферирование 1п1а1т Д)



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript