Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (658) Студия (4181) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Статьи > Книги в работе. Всестранник


Всестранник. Финляндия (дополнительно)

В Финляндии назревает революция. Административная
 [0/16]  параметры текста:
TimesTahomaArialGeorgiaCourier 101112141618202224      
на печать  комментарии 
 

Крупнейшая финская газета Helsingin Sanomat опубликовала в преддверии Нового года обширное интервью министра Суви-Анне Симес, курирующей в министерстве финансов вопросы совершенствования государственного управления. С.-А. Симес рассказала о планах возглавляемой ею рабочей группы министров, занятой подготовкой административной реформы. Судя по исключительной настороженности высших министерских чиновников, на этот раз не допущенных к разработке проекта преобразований, реформа может стать настоящей административной революцией.

"Став министром, я испытала настоящее потрясение, когда осознала, что ядро нашей административной системы сохранилось с царских времен", - заявила министр Симес, - "добавилось лишь несколько министерств". Стоит заметить, что различные административные реформы неоднократно предпринимались в Финляндии и раньше (на губернском и общенациональном уровнях), но на этот раз рабочая группа министров полна решимости произвести настоящий "капитальный ремонт" системы исполнительной власти страны.

Основы этой системы были заложены после присоединения Финляндии к России в 1809 году в качестве Великого княжества, которому была предоставлена широкая автономия. Многие административные институты того времени, в той или иной форме, действительно сохранились до сих пор. В конце XIX века, и особенно после обретения Финляндией государственной независимости в 1917 году, в стране утвердились скандинавские традиции правового государства, с определяющей ролью юристов в системе государственного управления. Сложившаяся в итоге система оставалась стабильной до 1980-х гг.

В конце того десятилетия финские парламентарии, недовольные повсеместным засильем бюрократии, инициировали целый ряд административных реформ на всех уровнях государственного и муниципального управления. Дополнительными толчками к осуществлению преобразований явились глубокий экономический кризис, разразившийся в начале 1990-х гг., и вступление Финляндии в ЕС в 1995 году.

К наиболее существенным административным реформам последнего времени относится упрощение системы губернского управления путем сокращения количества губерний и их укрупнения и кадровой оптимизации губернских правлений. Но ни одна из этих реформ не давалась политикам легко - чиновники государственных учреждений, не желающие выпускать из своих рук рычаги власти, каждый раз находили немало способов для того, чтобы, если не предотвратить затеваемые политиками изменения, то хотя бы выхолостить их суть.

Недаром, видимо, рабочая группа министров, разрабатывающая пакет предложений по административной реформе, на этот раз взяла все в свои руки. На заседаниях группы присутствуют лишь два госчиновника в роли простых протоколистов, не участвующих в самой подготовке документов.

Одной из основных задач разработчики реформы считают обеспечение так называемого "горизонтального сотрудничества" (между различными министерствами страны). Рациональная организация такого рода сотрудничества под силу только политикам, считает Суви-Анне Симес, - "все остальные будут думать только о защите собственной территории".
Как полагает министр, жизнь страны нельзя делить на какие-то сектора или сегменты. Жизнь состоит "из определенных проблем, которые можно решить лишь совместными скоординированными усилиями нескольких разных министерств". По ее словам, многие проблемы было бы гораздо легче решать, если бы бюджетные ассигнования выделялись не отдельным министерствам, а на решение определенной проблемы, а группа министров, координирующая соответствующий проект, имела бы право распределять эти средства. Тогда между министрами не было бы постоянного "перетягивания каната" по поводу того, из бюджета какого министерства и сколько именно выделять денег.

По словам С.-А. Симес, реформа предполагает создание такой модели, при которой каждое министерство сможет сосредоточиться на разработке политической стратегии. Министерства должны стать более компактными и мобильными, а "исполнение функций должно быть спущено на нижние этажи". В качестве примера Симес приводит министерство финансов, которое ей наиболее знакомо: "В министерстве финансов решение административных задач сосредоточено в государственном казначействе. В нашей министерской группе мы называем это "административным киоском". Мы же определяем лишь то, как погашать государственный долг или на основе каких принципов пополнять государственную казну. Эти решения принимаются в министерстве, а практическую работу выполняет казначейство".

В отличие от парламентских демократий с двухпартийной системой, где координация деятельности отдельных министерств и ведомств осуществляется премьер-министром, в Финляндии процесс данного согласования значительно сложнее. Причина этого - многопартийная система, которая в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения. В Финляндии нет никаких процентных барьеров на выборах. Любая официально зарегистрированная партия или блок может провести даже одного единственного депутата в парламент, который, в свою очередь, может сформировать собственную парламентскую фракцию. В данный момент в парламенте работают до десяти фракций.
Соответственно, и правительства в стране бывают только коалиционные, в результате чего согласование действий министров требует иногда долгой притирки и многочисленных взаимных уступок. Именно поэтому рабочая группа, возглавляемая Суви-Анне Симес, пришла к выводу о необходимости формирования координирующих министерских групп, которые взяли бы на себя координационные функции премьер-министра.

Как говаривал один участник неудавшейся финской социалистической революции, "революция возможна, конечно, и в Финляндии, но только не летом и не в банный день". Административной революции, затеянной председателем Союза левых сил и вторым министром финансов Суви-Анне Симес, ни лето, ни банный день, похоже, не помешают. Потому что на этот раз "верхи" и хотят и могут, а "низы", в смысле финский народ, уже давно довольно спокойно относятся к любым реформам, доставляющим головную боль лишь политикам и государственным служащим страны Суоми.

Добавлена 18.04.2007 в 21:35:04

Письмо авторам



Последние статьи:
  "Советник Президента" N77-2010

  "Культура и жизнь", 1979,7. Кто такие Никитины?

  Начни с...

  Амазония

  Вводка.

  "Пионер". 1989,6. Его величество коммунарский сбор

  Южная Корея. Непристойбище

  Журнал "Твоя ДОРОГА". 2010, октябрь

  Московские новости. - 1994. - 11 - 18 сент.

  Правда


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру Эту статью Студия продукивно обсуждала. Надеемся,  и вам будет интересно.



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript