Хвар: официальный личный сайт
    
 
Главная   Статьи (658) Студия (4181) Фотографии (314) Новости   Контакты  
 

  Главная > Статьи > Книга в работе. Зачем нам наши дети?


Врождённые потребности

1. У человека есть ряд природных потребностей, запрограммированных биологически. Среди них меня интересуют следующие группы потребностей: А) собственно личные. Самосохранение, избежание физической боли, выпить-закусить и т.п. "Другие / себе подобные" этой группой потребностей не затрагиваются и не охватываются вообще. Эти потребности будем именовать "айдиота-потребностями" ("отъединенными" потребностями) Б) направленные на этих самых "других", связанные с "себе подобными" как личностями. Эти потребности тоже природные: человек - примат стайный. Да, можно представить себе ребенка, каким-то чудом без стаи выжившего в лесу. Но именно биологически нормальным этот ребенок не будет. А в известных случаях реальные "Маугли" - тоже, кстати, ненормальные - выросли именно что в стаях, просто в не-человеческих. - Эти потребности будем именовать "линк-потребностями", "связующими потребностями". Среди них можно выделить: Б1) потребность просто в общении с другими, в коммуникации помимо любого добра и зла. На необитаемом острове человеку плохо. За неимением лучшего люди разговаривают даже со злейшими врагами, чем просто молчать. Б2) потребность в силовом доминировании над другими, не зависящем от их доброй воли Б3-3а) потребность в добровольном позитивном признании со стороны других, том самом "поглаживании", в том, чтобы быть в ладу с другими и ощущать себя частью защищаемого ими пространства и кем-то, кого они признали достойным такой защиты (= потребность иметь тех, кто с тобой "заодно"); в том, чтобы им нравиться и быть ими любимым по их доброй воле / с их самосанкции (а не, допустим, слепой страсти, которую они и сами не хотели бы к тебе испытывать, да просто не могут с ней совладать) Б4) потребность в удовлетворении компассии, то есть биологического со-чувствия чувствам "себе подобной" (или мыслящейся себе подобной) особи, ощушения чужой боли и радости как своей (обычно - в ослабленном виде). Сама компассия - чисто биологическое свойство. Она вызывает у человека потребность сделать так, чтобы другим не было плохо / было хорошо, ибо пока им плохо / нехорошо, компассия транслирует соответствующую боль ему самому Б5) потребность в агрессии и причинении боли другим. По-видимому, ее надо рассматривать как порождение потребности Б2). Человек инстинктивно хочет чувствовать, что он от нападения других гарантирован не только их доброжелательством (если только им - человек будет чувствовать себя в полной зависимости от них, а это ему будет крайне дискомфортно), но и своей силой / их страхом перед ее возможным применением. Отсюда сама потребность Б2. В свою очередь, что является единственным гарантированным свидетельством своей силы, как не безнаказанное причинение боли другим? Во всех прочих случаях не понять, терпят ли тебя другие по доброй воле или из страха. Но уж если ты им боль причинил, а они стерпели - точно из страха, ты подтвердил самому себе, что-таки силен и можешь спать спокойно (все это на уровне инстинктивного подсознательного восприятия, естественно). Так потребность Б2 порождает потребность Б5. Б6-6а) потребность в независимости от них, в наличии некоего прайваси, в которое они не вторгнутся, и где ты можешь ни с кем не считаться и быть один. На необитаемом обществе плохо, но безвылазно в казарме тоже нехорошо.+ потребность в чувстве безопасности от них, ненападении В) потребность в наличии "фетиша". Назову ее так за неимением лучшего. То есть чего-то, что ощущалось бы как крайне дорогое. Можно назвать ее потребность в любви/сильной жажде (не в чужой любви к тебе, а в своей любви к чему-то). Без нее подавляющее большинство людей чувствует существенную неполноту. Можно назвать эту потребность также "потребностью в завлечении, в чем-то, что тебя особенно завлекает/увлекает", или "потребностью в хобби". Ее приходится выделять в отдельный вид потребностей, потому что сосредоточиться она может на чем угодно - и на какой-то собственной природной айдиота-потребности, и на каких-то вещах, на которых от природы по прочим потребностям ты бы в жизни не остановил глаз (коллекционирование марок), или на других людях, или на всем сразу. Большинство наших чувств представляет собой сложную синтетическую и системную интерференцию нескольких потребностей. Великая любовь какого-нибудь Меджнуна к какой-нибудь Лейли является, к примеру, синтезом всех перечисленных потребностей сразу - тут и чистый секс (айдиота-потребность), и потребность в постоянном, гарантированном партнере по общению (Б1), и потребность в постоянном, надежном "заединщике", который тебе делает хорошо и о тебе заботится (Б3), и порожденная компассионным потенциалом, требующим выхода, потребность в ком-то, кому ты можешь делать хорошо, о ком ты сам можешь заботиться - объекте концентрации, постоянного приложения своей компассии (Б4), и получение в лице партнера "фетиша" (потребность В), и получение в его лице кого-то, кем как-никак можно командовать, потому что ты имеешь на него влияние и ему нужен (Б2), и даже, как ни печально, потребность Б5 в получении партнера, которому наиболее безнаказанно можно причинять боль (пойди причини прохожему - в морду даст. А близкий два раза стерпит, только на третий даст в морду, да еще потом и сам ее тебе вытрет). И даже потребность Б6 - в прайваси - тут тоже примешалась, потому что прайваси нуждается в матобеспечении, а его жена обеспечивает оченно хорошо... А потребность Б3 (в высокой оценке и поглаживании окружающих) тут задействована еще и дополнительно, ибо окружающие того, кто не завел семью и не покорил сердце дамы, уважают далеко не так, как того, кто это все совершил, так что тут еще и выпендреж имеется. И когда все это вместе, - и именно потому, что все это вместе - то получается такой коктейль Молотова, что... в общем, все сами знают. То, что все вышеперечисленные потребности - именно природные, легко проверить на примере детей 1,5-3 лет, у которых нет еще никакой клятвы, никакой чести (сам для себя он всегда хорош), никакого стыда, никакой совести и никакого Бога. Чистые, классические монады, еще не заключившие никакого договора и ни с кем не считающие себя _обязанными_ считаться, и ни перед кем не держащие никакого ответа. Это и закон признает - дети этого возраста невменяемы, они ответственности за свои дела не несут даже моральной. Взрослого, со сладострастием раздирающего на кусочки паука, будут считать психом, ребенка 9 лет - морально осудят, а ребенка 2-х - нет. Накажут, но исключительно в целях техвоздействия, для формирования условного рефлекса, что так нельзя, но этически осуждать - это к доктору (что, кстати, лишний раз доказывает конвенциональную природу этики). Так вот, как известно, одним из самых сильных средств воздействия на этих детей является имитация того, что родителю плохо и больно, и он плачет. Ребенку так тошно, что он готов исполнить требуемое, чтобы только этот ужас кончился. Совести и долга тут нет ни на грош - это компассия, из-за которой его корчит, каковое корчение он хочет прекратить. По этой же причине дети приходят в ужас, видя в фильме, как кто-то кого-то мучает, и рыдают над плохими концами в сказках. Это компассия. И те же самые - ровно те же самые дети - с увлечением давят тараканов или муравьев. Это они реализуют потребность ощущать свое доминирование путем причинения боли. А компассия при этом помалкивает - муравьи так на самого ребенка не похожи, что он им не очень компассирует, вот он на них и отыгрывает вволю потребность Б5. А ежели мама ему скажет - ты плохой, я тебя не люблю, тебя теперь будет кормить папа! - ребенка скорчит напрочь; в айдиота-потребностях он ничего не потеряет - папа-то прокормит, - но у него таким макаром сильно ущемили потребность номер Б3 (поглаживание и пр.). А если у ребенка нет интересного занятия, его тоже начинает крутить и томить - это у него потребность В) не удовлетворяется. Психологи говорят - "нет достаточной загрузки". И т.д. и т.п. 2. Конвенция межчеловеческого общежития медиирует все вышеперечисленные желания (а еще - вторичные, порождаемые самой конвенцией; но силу в конечном счете всему этому придают первичные, вышеперечисленные, из которых все и растет). Между 7 и 13 годами до ребенка допирает, какие блага ему отламываются по конвенции (обычно не на уровне сознания, а на уровне ощущения), и он начинает дорожить ей, дорожить полем клятвы как личной ценностью - как своим домом, своей семьей, своей одеждой (на том же самом основании - она дает ему тепло и защиту). Конвенция (и свой высокий рейтинг в рамках системы координат, генерируемой конвенцией = "честь") становятся личными ценностями - как стала когда-то мать ровно по тем же причинам. И теперь ей (и своим рейтингом в ней - "честью"; повторю - не поглаживанием со стороны других, а тем рейтингом в ней, который ты - смотря на дело сам, но как бы со стороны, как бы чужими глазами - сам бы себе присвоил. Это такое перверсированное поглаживание, "поглаживание себя как бы со стороны") ты дорожишь уже как таковой, независимо от того факта, что тебе обломится по ней еще и в будущем. Конвенция делается для тебя одной из точек "фетишизации", авторейтингование в заданной ей системе координат - одним из сильнейших "хобби" (проще говоря, он крепко полюбит этику вообще и свою честь в частности). Дорогие товарищи, вавилоняне, римляне, хоть ницшеанцы - кто из вас по сто раз на дню не дает оценок себе и другим в некоей моделируемой "общей" системе координат и не держится за это занятие как за ненчто исключительно важное? Где тот вполне последовательный ницшеанец, который, как ребенок 1-3 лет, сам для себя всегда совершенно хорош (этически - то есть он может признать, что совершил что-то глупое, но никогда в принципе не может счесть, что совершил что-то этически плохое)? Где эти герои аутизма из "Механического апельсина"? Сколько их на душу населения? Сам Ницше и тот не мог не признать, что человек есть "существо, дающее оценки". http://www.wirade.ru/babylon/babylon_o_prirode_convencii.html

Добавлена 20.03.2009 в 21:01:32

Письмо авторам



Последние статьи:
  "Советник Президента" N77-2010

  "Культура и жизнь", 1979,7. Кто такие Никитины?

  Начни с...

  Амазония

  Вводка.

  "Пионер". 1989,6. Его величество коммунарский сбор

  Южная Корея. Непристойбище

  Журнал "Твоя ДОРОГА". 2010, октябрь

  Московские новости. - 1994. - 11 - 18 сент.

  Правда


  Все материалы >

Отправьте ссылку другу!

E-mail друга: Ваше имя:


Нашим читателям

  • Вопрос - Ответ new

  • Контакты: письмо авторам

  • Карта сайта

  • Последние статьи:
    Последние новости:


    Работа над ошибками




     

     Keywords: хвар | экопоселение | кругосветка | Хилтунен | футурология |

    Хвар: официальный личный сайт © Хвар.ру



    Индекс цитирования

    Движок для сайта: Sitescript