Между толпой и одиночеством...
Все впечатления от окружающей природы, которые получает ребенок, когда в нем пробуждается сознание, немедленно обступают его беспорядочной толпой, смешиваясь в одном, туманом и мраком наполненном, хаосе. Как выбраться ребенку из этой сумятицы? Он нуждается в помощи других, но не может ее получить никаким иным способом, как только определенно выражая свою потребность, дифференцируя одну потребность от другой, ей подобной и уже обозначенной в его языке. Ведомый этими различениями, он вынужден вновь возвращаться к своим ощущениям и сосредотачиваться, чтобы понять, что он, собственно, ощущает в действительности, сравнивать и отличать от того, что он уже знает, но в данный момент не ощущает. В нем впервые таким образом вычленяется осознаваемое и свободное "Я". И вот тут-то и должно воспитание с помощью преднамеренного и свободного развития умений продолжить тот курс, который проложили необходимость и природа.
И. Г. Фихте
Речи к немецкой нации
Фрагменты из девятой речи. Впервые опубликовано в 1808 году.
http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1317&binn_rubrik_pl_articles=155
Письмо авторам
|