Читая военного
Сергей Роща: Случай в школе и что за ним стоит
Это случилось не так уж и давно. В одной из хабаровских школ шестилетний ребенок, третий день как первоклассник, ударил свою учительницу.
У большинства семей дети дошкольного возраста проходят подготовку к школе в детских садах. Воспитатели и психологи этих учреждений всегда дадут родителям профессиональную характеристику о способностях их ребенка, а также выскажут рекомендации отдавать его в школу или еще годик подождать, то есть не лишать детства, а продлить это беззаботное время.
Но есть семьи, а их значительное меньшинство, где родители вынуждены по состоянию здоровья и слабому иммунитету ребенка не отдавать его в детский сад, а самим готовить свое чадо к школе, чтоб немного уберечь от всевозможных коллективных вирусов и дать возможность организму якобы окрепнуть.
В первом случае, проходя воспитание в коллективе, ребенок к моменту попадания в школу уже хорошо усваивает, что можно, а что нельзя делать. Слово "нельзя" для него становится святым, а это для воспитателей детского учреждения самое главное достижение, потому что благодаря этому легче с детьми заниматься и качественно вести весь процесс. Нет нарушителей, и никто не мешает, не надо отвлекаться на дисциплину поведения. Что касается второго пути, то в этом случае сложнее готовить будущего ученика. Здесь нет возможности сравнивать уровень подготовки между детьми, да и на такое слово как "нельзя" в домашней обстановке меньше приходится обращать внимания. Возможно, поэтому дети становятся, в какой то мере раскрепощенными как в своих действиях, так и в познании мира.
В итоге попадают дети в один класс. Первоклашки хоть и маленькие, но все очень разные как в подготовке, так и в поведении. Для садиковских коллектив не в новинку, они если и шумят, то все же по наитию слушают учительницу. Домашние на первых порах больше присматриваются, потому что коллектив для них как ушат холодной воды, и они переживают определенный психологический стресс, как будто ждут своего времени отличиться. Ведь надо же в коллективе утвердиться, показать себя, мозги то начинают постепенно работать, их не сдерживает такое нужное для школы слово "нельзя", потому что они его почти не знают. И этот момент для действия наступает.
На третий день учебы на большой перемене ведет учительница детей в школьную столовую. Дети идут парами мальчик с девочкой. Позади нашего героя также шел мальчик, который стал обижать впереди идущую девочку, свою давнюю знакомую по детскому садику. Девочка обиделась, заплакала и вышла, как говорят из строя. Учительница остановила детскую колонну первоклашек и наклонилась над обиженной девочкой. В это время из этого же строя вышел другой мальчик, так называемый зевака, второй день как друг нашего героя, и стал наблюдать за беседой учительницы и обиженной девочки. Тут девочка сказала учительнице, что ее обидел мальчик, и показала пальцем на зеваку, потому что глаза были в слезах, и она толком ничего не видела. Учительница попросила другую учительницу отвести детей в столовую, а сама взяла зеваку за руку и повела в канцелярию разбираться по горячим следам, чтоб потом обидчику неповадно было, да и другим наука. Вот он, момент истины для нашего героя! Мозги у шестилетнего мальца сработали моментально. Он увидел, что учительница повела не того мальчика, и решил спасти этого зеваку, своего нового друга от наказания, тут же вызвал огонь на себя! Подбежал сзади к учительнице, хлопнул ее ладошкой по месту соответственно своему росту и снова убежал в строй, на свое место, на глазах у изумленной школьной публики.
Для учительницы это был настоящий шок! Да и для школы тоже. Кого же они все-таки приняли в свою школу? Во главе с директором школы начали разбираться в сути происшедшего. К радости родителей мальчишку не исключили из школы, и после небольшой критики в их адрес, действия ребенка удостоили все же похвалы с некоторыми конкретными рекомендациями.
Причиной всему оказались отдельные особенности домашнего воспитания. Любит наш герой читать военные повести и рассказы о Великой Отечественной войне, об Александре Матросове, о вызове огня на себя сержантом Павловым в Сталинграде. Также пришлась ему по душе и книга детского писателя Сергея Алексеева "От Москвы до Берлина". Не каждый взрослый в наше время читает книги, а то и вообще некоторые уже забыли, что это такое. В основном читают родители, у кого есть маленькие дети, да и то детские книги на сон грядущий их. А детей надо учить читать книги правильно. Кто и где этим должен заниматься?
В детском саду опытный психолог всегда даст детям своевременное профессиональное пояснение по тексту прочитанного, после чего юные читатели дальше в суть и не вникают, и в их умах действия героев книг уже не являются примером для действия. В домашних же условиях родители не всегда могут правильно объяснить суть прочитанного детьми, и такое накопление информации о героях военных лет у ребенка потребовало выхода на свет героической энергии, чем и явилось описанное действие уже нашего героя на большой перемене в одной из хабаровских школ.
Кто прав, а кто виноват в этой ситуации, решать не нам. Ведь жизнь это своеобразный марафон, а не отдельно взятый эпизод, пусть на первый взгляд и отрицательный. Каждое действие всегда имеет свою мораль. И когда вспоминаешь эту ситуацию спустя некоторое время, то она уже больше напоминает очередной выпуск Ералаша.
Сергей Роща, Помощник командующего Дальневосточным объединением ВВС и ПВО по информационному обеспечению
09.12.2008, www.viperson.ru
Письмо авторам
|