Гудок. Рыков.
Источник: Гудок, Москва Дата выпуска: 15.03.2000 Номер выпуска: 44 Автор: Валерий ХИЛТУНЕН Заглавие: С ТАКИМ НАЧАЛЬНИКОМ ПОЕЗДА, КАК ВАЛЕРИЙ РЫКОВ, "ИРТЫШ" НЕ ОБМЕЛЕЕТ Нет, он не правнук того Рыкова, который в 20-х годах спас экономику России, ввел твердые, как в Штатах, деньги - "рыковки" и кончил плохо. Наш герой еще не кончил, он только начинает. Но успешно. Журналистская судьба забросила меня в Люксембург. Это маленькое сверхблагоустроенное герцогство. Его на спортивной машине "Корвет" мы однажды ночью проскочили, не заметив, за 8 минут - дороги хорошие, с подогревом и освещением. На каждой опушке телефон-автомат с телефонной книгой, которую никто не прет, - лежит, целехонькая, шелестит листами на ветру... В тот год Люксембург выскочил на первое место в мире по уровню жизни - сытые его обитатели (по два дома на душу населения!) смотрели свысока и на окружающих бедняг - немцев, бельгийцев, французов, и за океан - поплевывали: в США ведь не моют улицы с мылом и не скандалят, если в местном поезде, где в каждом вагоне по два биотуалета, стюардесса положит возле унитаза бумагу не того цвета и не той мягкости! Эти вот два - чтобы выбор был! - обязательных рулона туалетной бумаги в поездах окончательно добили меня. Я с грустью возвращался в Россию. Через Германию, где уже было не так строго с этим пипифаксом, через Польшу, где еще менее строго, но все-таки было, а потом поехал местными поездами через Белоруссию и Смоленск, где уже ни бумаги, да порой и самих туалетов не было... Я смотрел на мелькающие за окном стылые деревни, где разве что совсем уже сбрендившая домохозяйка будет мылить проулки и колдобины: господи, сколько же нам потребуется столетий, чтобы достичь если не люксембургского уровня, то хотя бы американского или немецкого... Было грустно. Но - в утешение себе и всем, кто в Россию по-прежнему верит, расскажу про Рыкова и его Поезд. Если едешь в СВ - пользуйся видеомагнитофоном хоть круглые сутки, но и остальные пассажиры не обижены. Кроме уютного видеозала, который оборудован в вагоне-ресторане, есть и еще один - совсем маленький: бери кассету, заказывай чай, кофе, смотри, пока не надоест. Можно принять душ. Можно зайти с малышом в игровое купе. Можно позвонить по спутниковой связи, кому хочешь. Предусмотрена даже такая мелочь, как "бытовое купе", где можно и "зашиться", и погладиться. Когда я сел на этот поезд (ехал в Сибирь), то подумал, что над его оборудованием трудился целый институт МПС, что это какая-нибудь "визитная карточка" Российских железных дорог и что цены на билеты, небось, в валюте и только для толстосумов. Да ничего подобного! Обычные цены. А дополнительные услуги - либо вообще бесплатно, либо за вполне приемлемые рубли, никто не разорился, все довольны. Значит, подумалось, Валерий Рыков - гений? Тоже неверная гипотеза. Заперлись мы с ним в этой его "бытовке" в час, когда пассажиры уже мирно сопели или досматривали кто комедию, кто триллер, и потому "зашиваться" и гладить никто не хотел, и стали считать с калькулятором, что это ему стоило. Покупать один за одним видеомагнитофоны, которые быстро оправдывают себя. Внимательно следить за литературой - какие новшества появляются у зарубежных коллег. Найти общий язык с руководством дороги чтобы не мешали, а где надо, то и помогали. Ничего особенного! Точно так ежегодно поступают в любой цивилизованной стране миллионы людей, открывающих свой бизнес. Бестолковые - разоряются. Но и они, в общем, не плачут - делают вторую попытку, третью. У самых удачливых рано или поздно из малых начинаний вырастают империи. Несколько лет назад кто знал Билла Гейтса - самого богатого ныне человека планеты? Не пират, не грабитель, просто умный и деятельный человек... - Н-да, - скажет придирчивый читатель, - теми, на Западе, движет личная корысть они готовы по трупам конкурентов ползти к успеху. Но тогда Валерий Рыков - исключение? Он ведь - по западным меркам - и не предприниматель вовсе, а чиновник средней руки, руководящий небольшой командой кочевников, которые полжизни и засыпают, и просыпаются под стук вагонных колес, а потому у них не самые крепкие нервы, и руководить ими - мука... А у "рыковцев" на лицах почему-то улыбки. И доходы, кажется, не люксембургские, и пассажир нынче пошел неспокойный. Хотя в "Иртыше" скандалы, говорят, случаются реже, чем в других поездах, хоть обычных, хоть фирменных. ... Я однажды ехал на поезде через всю Индию, где даже по российским меркам живут почти сплошь нищие люди. Более всего меня поразило то, что они улыбались и пели. Всю дорогу. Все. Я ехал в очень дешевом поезде, миллионеров там не было. ... Но вернемся к родным вокзалам-тупикам, где почему-то улыбаются немногие. Кстати, среди новых русских я тоже немного встречал улыбчивых и счастливых - подозрительный взгляд, трясущиеся руки... Не в деньгах, стало быть, дело. А в Деле! А может быть, он-то, Рыков, и есть самый настоящий новый русский? Или, чтобы не путать его со златоцепыми пальцевертами, назовем таких россиян "сверхновыми"? И будем равняться на них? А всего-то и нужно, чтобы если не все 140 с лишним миллионов граждан РФ, то хотя бы половина, ну, треть, четверть, десятая часть - проснулись от спячки, сделали шаг - не влево, не вправо - вперед! Это не больно, поверьте Рыкову, не смертельно и совсем не безнадежно! Пишу я, а у самого рука дрожит. Я уже привык, что самые злобные отклики приходят в газету в ответ на положительные очерки. Когда фельетон пишешь - ну, персонаж обидится, жена его, дети. Бывает, что и мстят. Однажды в редакцию пришел человек с двустволкой, прокрался в отдел сатиры, где сидели соавторы, написавшие про него фельетон, наставил оба ствола им в грудь и говорит: сами выбирайте, какой курок я первым нажму! Дядьку того успели скрутить... Был еще один обиженный - тот не только подал на автора в суд, но и обзвонил всех героев его предыдущих фельетонов - они пришли к суду, выстроились в две шеренги и только что не кусали фельетониста, плевались, шипели... Это все не страшно. Но когда пишешь про хорошего человека, умудрившегося не растеряться среди общей разрухи, - поднимается хай, слышны вопли: да как он смел, этот выскочка, карьерист... Будто камешек попал в наш личный ботинок - неудобный, сношенный, но - привычный. Молчать, завистники! Смолчать и сделать что-нибудь такое, чтоб общество завидовало - вам! Напоследок хочется пересказать случай из жизни, поведанный коллегой. Он увидел, как грузчики вдребезги крошат кирпич, швыряя его с размаху за борт машины. Сделал замечание. А ему здоровенный детина сказал (с гордостью!): "Разве вы не знаете, какая в стране разруха, что мы, одни такие?" Граждане пассажиры, проводники, а также руководство! Давайте закроем глаза и не будем смотреть на этих, которые кирпичами швыряются, лучше посмотрим с признательностью и восхищением на бывшего командира студенческого стройотряда, а ныне начальника поезда 47/48 Москва - Омск ("Иртыш") Валерия Владимировича Рыкова. От редакции. Наш корреспондент уже получил командировку в Сибирь с необычным заданием. Проехаться в этом сказочном поезде, внимательно вглядываясь в окна и ища приметы возрождения России. Приставать к пассажирам с расспросами: что тормозит их путь в будущее, что мешает каждому из нас равняться на людей, уже сделавших свой шаг в будущее? Главное - допечь доскональной анкетой самого Рыкова: что им двигало? Кто мешал? Почему не опустил рук?
Письмо авторам
|